timelapse

История метро - в графике

22 марта 2016 года

Музей архитектуры им. Щусева открыл большую выставку проектной графики и архивных материалов из истории создания станций Московского метрополитена, сообщает «Архсовет Москвы». Экспозиция не просто красивая и насыщенная, но и весьма современная, ведь именно сейчас столичная подземка переживает новый активный этап строительства.

Впервые в истории московского метро его линии выходят за пределы МКАД, по сути, в пригород, строится новое пересадочное кольцо, станции интегрируются с другими видами общественного транспорта, пробуются новые технологии – на основе испанского, китайского опыта, возникают станции принципиально новой конструктивной схемы, а, значит, и новой архитектуры. Удивительно, что в основе всего этого лежит та открытая система метрополитена с заложенной в нее возможностью постепенного роста, которую советские архитекторы и инженеры продумали более 80 лет назад.

История создания этого грандиозного проекта рассказана, главным образом, на материалах проектной графики. Это уникальная коллекция, многие экспонаты которой были отреставрированы специально к экспозиции, а рабочие по своей сути материалы становятся самостоятельными художественными произведениями.

Многие станции возводились по результатам архитектурных конкурсов, привлекавших лучшие архитектурные силы со всего Союза. Впрочем, провести конкурс удавалось далеко не всегда, например, при строительстве второй очереди в середине 1930-х попытка организовать широкое состязание на проекты павильонов и станций окончилась неудачей из-за несогласованности сроков работы архитекторов, конструкторов и других технических служб. Если все станции первой очереди были открыты для пассажиров в один день, то обе линии второй запускали в течении полутора лет.

Роскошные большеформатные листы с проектами станций представляют еще и историческую ценность как подчас единственная фиксация первоначального замысла или вовсе нереализованных проектов. Например, станцию «Бауманская» архитектор Иофан в конце 1930-х гг. проектировал как «Спартаковскую». Античная и спортивная символика после войны сменилась на победную, и проект станции был сильно изменен.

Дополняющие чертежи фотофиксации не сохранившихся до наших дней сооружений метро делают картину еще более объемной: мы можем оценить развитие гигантского подземного проекта во времени.

Кстати, художественная ценность этой коллекции заключается еще и в том, что она фактически закрыта и более не пополнится новыми проектами, несмотря на то, что метрополитен развивается с неумолимой скоростью. Техника ручной графики полностью уступила место цифровому формату, и проектные листы остались в истории как своего рода энциклопедия стилей.

Последний зал выставки – это проекты конец 1950-70-х гг. В этот период уже появляются типовые станции, стилистика становится более лаконичной, отвечая на веяния модернизма. В то же время в этом непривычном для парадного метро облике находятся яркие изобретения архитекторов, к примеру, по части освещения. Это станции «Серпуховская», «Нахимовский проспект», «Рижская» и др.

Современные проекты станций не уступают своим ярким предшественникам в архитектурном качестве, и следить за появлением новых по-прежнему интересно. Выставка завершает рассказ об истории метро на проектах 4-й очереди.

ratanews.ru