timelapse

Новый профессионал для нового города

Юрий Григорян, Евгений Асс, Сергей Кузнецов, Алексей Новиков и Олег Алексеев — о том, что нужно менять в архитектурном образовании. Тема обсуждалась в рамках сессии «Новый профессионал для нового города» конференции «Открытый город».

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Однозначно необходима актуализация архитектурного образования и приведение его в соответствие с вызовами времени, потому что и сама наука, и профессия меняются стремительно, и в принципе невозможно выучить, а потом работать. Эти две фазы перестали существовать друг от друга отдельно. Можно только все время учиться».

1. В современной образовательной системе в фокусе школы должен находится студент, а не преподаватель

По словам Сергея Кузнецова, сегодня коммуникация становится важнейшим языком архитектуры. Информация перестала быть проблемой: актуальнее учить, как фильтровать информацию, чем просто вкладывать ее в головы.

Необходимо радикально пересмотреть концепцию самой образовательной среды, считает основатель и ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс. Эта среда должна быть построена на взаимодействии студента и преподавателя, «и уж точно не должна доводить это соотношение до 1/12, как это предполагается новыми программами».

Архитектурное образование — это не подготовка для работы в офисе

Концепция, в которой студент предполагается как рядовой срочник, а преподаватель — как офицер, невероятно устарела. Студент должен быть равноценным партнером обучения.

Только такая среда, в которой есть конкуренции педагогов со студентами, даст возможность для глубокой трансформации профессии и включённости молодых архитекторов в процессы практической деятельности.

Образование должно быть удовольствием

«Конечно, архитектура — это не только дисциплина, но и вдохновение, и задача института — вдохновлять людей», — Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом».

2. Сегодня архитектурная школа не может предложить никакого устойчивого знания

По словам Евгения Асса, изменения в мире и в профессии настолько быстры и фундаментальны, что мы не успеваем за ними уследить. Современная архитектура преобразуется из твердого ядра знаний в текучую и подвижную смесь навыков и умений, и нужно быстро откликаться и приноравливаться к быстро меняющимся социальным и политическим трансформациям современного мира.

К концу XX века архитектура исчерпала все инструменты, и научить сокровенному знанию в уже не может

«Я полагаю, единственное, чем может быть современная школа — это инструментом наделения студентов умением и навыками. Она может быть механизмом обмена и трансляции определенной системы ценностей», — Евгений Асс.

3. Недостаток гуманитарного образования приводит к отсутствию критического мышления

Архитекторы не способны оценивать то, что происходит вовне, и вследствие этого образуется некая цеховая герметичность, считает Юрий Григорян. Люди не знают, кто такие архитекторы, а архитекторы — что происходит с обществом, потому что они нацелены на работу с формой, и это отрывает их от реальной жизни.

Рисование голов отрезает нас от возможности получения более глубокого образования — гуманитарного

Сегодня мы рассматриваем архитектуру в значительной степени как политическую деятельность, и уходить от этой проблемы в школе невозможно, отмечает Евгений Асс.

Студент не знаком ни с социальной, ни с политической, ни с культурной реальностью. Его необходимо погрузить в современную философию, культуру, искусство. Студент должен быть ориентирован в современной архитектурной культуре, погружен в ее концептуальные основы, в осмысление того, чему он пытается подражать.

Студенты должны быть включены и в научную, и техническую реальность, потому что она непрерывно меняется

Нельзя стать архитектором, не прочитав всех главных книжек

Не стоит при этом забывать, что адресатом архитектуры не всегда являются люди и город, это искусство, у которого есть своя цель, а город скорее является заказчиком этой архитектуры.

4. Образование должно опережать сегодняшний день

Современная школа должна осмыслять реальность как предопределяющую завтрашнюю повестку дня. Архитекторы должны обладать повышенной чувствительностью и видеть образ будущего.

Архитектура всегда действует в перспективе, но необходимо оценить это будущее в тех категориях, которые сегодня действительно стоят на повестке дня, и которые мы можем и должны предсказывать.

Для того, чтобы связать студентов с реальностью, необходимо, чтобы в школе значительную часть преподавателей представляли практикующие архитекторы — как российские, так и западные.

Нужно преодолеть катастрофическую изоляцию российского образования от мирового процесса

Программа не может оставаться год от года одной и той же. Важно переключить студента с проектирования отдельных объектов на решение проблем. Студент должен уметь ее обнаружить и проанализировать, поэтому необходимы исследовательские предпосылки.

Сегодня мы смотрим на образование как на непрерывный процесс воспитания и самообразования, понимая, что современные технологии и мобильность выводят этот процесс на новый уровень — Юрий Григорян.

Изображения: Василий Буланов

archsovet.msk.ru