timelapse

Основные задачи и направления работы по импортозамещению в строительной отрасли города Москвы

Темы в материале

Пути ускорения развития производства отечественной конкурентоспособной продукции строительного назначения обсуждались 3 августа 2015 года на заседании Объединенного научно-технического совета (ОНТС) по вопросам градостроительной политики и строительства.

Подробнее (pdf.)

Доклады

А.А. Герасимов - Генеральный директор ООО «АРКОР», д.ф.-м.н., профессор.

1. Цели деятельности в области импортозамещения

1.1. Минимизация санкционных рисков при поставках продукции строительного назначения при максимально возможном обеспечении функциональных, эксплуатационных и потребительских характеристик возводимых зданий и сооружений

1.2. Стимулирование развития отечественного производства конкурентоспособной продукции строительного назначения.

2. Основные направления работы

2.1. Анализ текущего обеспечения строительной отрасли материальными и техническими ресурсами (далее - МТР) импортного и отечественного производства и составление на его основе  «дефектной ведомости» МТР.

2.2. Выявление предприятий стройиндустрии, имеющих потенциальные возможности и заинтересованность в развитии производства определенной «дефектной ведомостью» номенклатуры МТР, разработка механизмов их стимулирования и поддержки.

2.3. Создание механизма ускоренного внедрения в строительное производство конкурентоспособных отечественных разработок.

2.4. Создание на основе Московского территориального строительного каталога (МТСК) системных инструментов организационного и информационного сопровождения деятельности в области импортозамещения и развития отечественного производства конкурентоспособной продукции строительного назначения.

3. Текущее состояние по основным направлениям

По п.2.1.

Проведены работы по анализу проблем, связанных с обеспечением поставок для нужд города основной номенклатуры МТР. За основу была принята методика, включающая:

  • анализ проблем с обеспечением поставок основной номенклатуры МТР - уровни 1.1. «номенклатура» и 1.2. «поставщик»;
  • анализ проблем производства продукции, входящей в основную номенклатуру МТР - уровень 2 «наличие необходимого производственного оборудования» и уровень 3 «наличие необходимого сырья, добавок, комплектующих, запасных частей и т.п.»;
  • анализ проблем обеспечения устойчивого функционирования производства продукции, входящей в основную номенклатуру МТР - уровень 4 «разработка НТД, проведение НИОКР, профессиональное обучение и т.п.».

На основе данных мониторинга МТР для объектов АИП, а также данных, полученных от предприятий строительного комплекса и отраслевых департаментов города Москвы, определены виды и категории основной номенклатуры МТР, поставки которых существенно зависят от импортных производителей. 

В целом ситуация зависимости обеспечения объектов АИП города Москвы МТР от импортных поставок не является критической.

В указанных выше группах в зоне рисков в основном находятся только отдельные виды МР, не влияющие на функциональные характеристики зданий и сооружений. Практически для всех отмеченных выше видов продукции имеются альтернативные варианты поставки, в том числе производителями, полностью или частично локализованными на территории РФ и странах ЕАЭС.

Следует обратить особое внимание на то, что применение МР, которые находятся в зоне рисков, связано с получившими широкое распространение на предыдущем этапе развития строительного комплекса города Москвы проектными и конструктивными решениями. В случае пересмотра применяемых решений в контексте альтернативной замены входящих в их состав МР, отмеченные проблемы могут быть в значительной степени сняты.

По оборудованию ситуация более сложная. Значительная доля импортного оборудования, особенно оборудования для инженерных систем зданий и сооружений, поставляется из стран, которые ввели санкции (ЕС, США, Япония), а имеющиеся прямые аналоги также поставляются по импорту, но из нейтральных стран (Китай, Корея и т.п.) - т.е. вместо прямых рисков поставок появляются дополнительные финансовые издержки, связанные с существенным изменением валютного курса. Значительная часть строительных машин и механизмов, в том числе для транспортного строительства, используется по лизинговым и арендным схемам, т.е. фактическим риском становится текущее обновление парка и уже упомянутые финансовые издержки для городских заказчиков и подрядных организаций.

Для специализированного технологического оборудования объектов метрополитена, здравоохранения, спорта и образования соответствующая аналитическая работа проводится с участием профильных департаментов и специализированных проектных организаций. Здесь необходимо отметить, что поиск аналогов по специализированному технологическому оборудованию в определяющей степени находится именно в их компетенции, а собственно строительный комплекс может лишь обобщить результаты их работы.

По п.2.2.

В настоящее время проводятся работы по определению потенциальных возможностей предприятий строительного комплекса города Москвы к включению в контекст импортозамещения. Основными технологическими критериями  являются наличие на отечественных предприятиях необходимого производственного оборудования, уровень локализации производства, зависимость от импортного сырья, добавок, комплектующих, запасных частей и т.п.

Одновременно проводится поиск других инициативных групп, прежде всего ориентированных на инновационную деятельность предприятий. По этому направлению работ исключительно важно выявить факторы, способствующие производству достаточной номенклатуры конкурентоспособной продукции, в частности для того, чтобы сформировать предложения по стимулирующим организационным и экономическим мероприятиям.

По п.2.3.

Выполнение работ в данном направлении отчасти осуществляется в рамках деятельности Экспертной комиссии ДГП по ведению и актуализации Реестра инновационных технологий и технических решений, а также ДНПП - по ведению соответствующего Перечня продукции приоритетного использования.

Представляется целесообразным в ускоренном порядке завершить создание эффективного системного механизма, обеспечивающего экспертизу технологического уровня, оценку экономической целесообразности и внедрение на объектах строительства города Москвы конкурентоспособной отечественной продукции, способной заменить импортные поставки.

К настоящему времени усилиями ДГП создан определенный методический задел в данном направлении, в частности разработана и утверждена в установленном порядке «Методика оценки экономической эффективности внедрения инновационной строительной продукции на объектах капитального строительства, финансируемых из бюджета города Москвы».

По п.2.4.

В рамках реализации Государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» ДГП осуществляет системное ведение работы по развитию и актуализации МТСК, который является уникальным прикладным инструментом и не имеет аналогов в России и странах СНГ.

На текущий момент МТСК является комплексной информационной площадкой строительного комплекса города Москвы, которая предоставляет в открытом доступе всем субъектам, участвующим в городском строительстве, информацию по:

  • Действующим нормативно-техническим документам;
  • Организациям, предоставляющим профильные услуги;
  • Типовым проектным решениям;
  • Конструктивным и техническим решениям;
  • Результаты мониторинга цен на строительную продукцию и т.д.

Во 2 квартале 2015 г. предполагается создание в составе МТСК «Реестра продукции импортозамещения». Целесообразно интенсифицировать развитие МТСК, четко сориентировать его на разработку системных инструментов организационного и информационного сопровождения деятельности в области импортозамещения и развития отечественного производства конкурентоспособной продукции строительного назначения.

С целью практической реализации данного проекта в рамках вышеназванных задач считаем целесообразным придать МТСК статус официального информационного ресурса Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы и установить его обязательное использование для решения задач импортозамещения и, в целом, инновационного развития строительного комплекса.

Заключение.

Реализация вышеприведенных направлений фактически формирует антисанкционную программу действий, позволяющую в ответ на внешние вызовы провести ускоренное развитие отечественного производства конкурентоспособной продукции строительного назначения.

Оганесян К.Г. - Первый заместитель генерального директора КП «УГС», к.юр.н.

Проблемы импортозамещения в системе городского заказа при реализации КП «УГС» объектов гражданского назначения.

Казенное предприятие города Москвы «Управление гражданского строительства» с начала своей деятельности на постоянной основе проводит работу по вопросу импортозамещения продукции в строительной отрасли и максимальному использованию отечественной продукции при реализации гражданских объектов, реализуемых в рамках городского заказа.

Контроль данного вопроса осуществляется за счет следующих мероприятий:

- повсеместное включение в технические задания и задания на проектирование объектов гражданского назначения, реализуемых КП «УГС», требований по использованию в максимальном объеме продукции отечественного производства;

- контроль соблюдения данного требования со стороны КП «УГС» на этапе разработки проектной документации. В тоже время контроль использования отечественного оборудования на объектах с бюджетным финансированием осуществляется со стороны ГАУ «Мосгосэкспертиза» при рассмотрении документации стадии «Проект».

Работа в направлении импортозамещения была усилена со стороны КП «УГС» в кризисный период 2014 - 2015 гг., при существенном росте цен на импортную продукцию и возникновении реальных рисков ограничения поставок отдельных видов инженерного оборудования и строительных материалов импортного производства. Совместно с проектными организациями была проведена дополнительная проработка вопроса импортозамещения, рассмотрены предложения контрагентов и согласованы наиболее целесообразные и обоснованные изменения проектных решений.

Указанные мероприятия позволили минимизировать риски, а также обеспечить возможность своевременных поставок инженерного оборудования и строительных материалов российского производства на объекты, реализуемые КП «УГС».

В результате ранее применяемое импортное оборудование заменено на отечественные аналоги, так например:

- лифтовое оборудование применяется Щербинского лифтостроительного завода, Карачаровского механического завода и других производителей;

- вентиляционное оборудование применяется компаний «Веза»; «Мовен» и других компаний.

- теплотехническое оборудование используется производств, размещенных на территории РФ (Danfoss, Grundfos и др.).

- в полном объеме отказались от использования импортных отделочных строительных материалов.

При проведении анализа по вопросу импортозамещения, учитывая что все товары, производство или сборка которых осуществляется на территории РФ, с соответствующим налогообложением, считаются отечественными, пришли к выводу что на объектах гражданского назначения, жилых зданиях, объектах социального назначения, реализуемых КП «УГС», в подавляющем большинстве используются строительные материалы, инженерное и технологическое оборудование массового применения, производимые на территории РФ.


 
 

Исключением из вышеуказанного, с нашей точки зрения является инженерное оборудование систем холодоснабжения, применяемое на объектах образования и общественного назначения, производство которого налажено на территории РФ в недостаточном объеме, либо недостаточно конкурентоспособно, часто применяется оборудование китайских либо европейских производителей:

- чиллеры; сплит-системы; кондиционеры

В вопросах комплектации объектов образования, возникают вопросы, связанные с закупкой:

- интерактивных образовательных досок в учебные помещения;

- интерактивных развивающих игрушек. Русифицированная продукция производится в основном за рубежом;

- компьютерным оборудованием.

Более сложная ситуация складывается в комплектации технологическим оборудованием медицинских центров.

На примере проработки возможности импортозамещения технологического оборудования по объекту «Детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену по адресу: г. Москва, район Некрасовка, мкр. 6», КП «УГС» совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы и генеральным проектировщиком проведена работа по оптимизации перечня оборудования и стоимости. Однако в настоящее время решить вопрос импортозамещения медицинского оборудования в полном объеме не представляется возможным, часть технологического оборудования была утверждена импортного производства:

- Магнитно-резонансные томографы;

- Рабочие станции предстерилизационной очистки;

- Медицинские центрифуги;

- Офтальмоскопы;

- Аппараты ультразвуковой диагностики;

- Цистофиброскопы;

- Ларингоскопы и другое оборудование.

Докладчик отметил необходимость последующего анализа производства на территории РФ вышеуказанного инженерного и технологического оборудования для объектов образования и медицинских учреждений.

Мнения участников

Жбанков  А.Н. - Заместитель генерального директора ОАО «Сантехпром».

Проблемы импортозамещения при производстве инженерного и технологического оборудования объектов строительства.

Для обеспечения московского строительства завод ОАО «Сантехпром» производит отопительные приборы: конвекторы (40-50%), биметаллические радиаторы (25-30%), панельные радиаторы (25-30%), 5% -экслюзивные приборы.

По санкционным рискам - конвекторы не попадают, завод и все другие предприятия могут обеспечить потребность в полном объеме. По биметаллическим - достаточно большая доля импорта (Китай, Италия). Однако имеет место несоответствие размеров. Поэтому необходимо, чтобы все приборы проходили сертификацию, соответствовали межгосударственному стандарту ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия». Самая сложная позиция, по которой надо решать, панельные радиаторы: сейчас потребность составляет 30%, будет возрастать и в ближайшее время составит   до 50-60%. Основные поставщики - Европа, Китай.

Трудности: в части финансирования (с получением кредитов); по кадрам - нужны молодые.

Костиков С.В. - Генеральный директор НПО «Спецэнерготехника», к.х.н.

Проблемы импортозамещения при производстве строительных материалов, изделий, конструкций.

Рассмотрены механизмы импортозамещения на примере ЗАО НПП «Спецэнерготехника».

ЗАО НПП «Спецэнерготехника» создано в 1991 г. на базе крупного оборонного КБ. Сейчас ЗАО НПП «СЭТ» является одним из ведущих предприятий РФ по разработке и производству эксклюзивных огнезащитных материалов и покрытий. Предприятием созданы такие огнезащитные покрытия, как СГК-2, успешно применяемых для огнезащиты транспортно-пусковых контейнеров «Ярс» и «Тополь», вертолётов МИ, чёрных ящиков самолётов, сотен нефтяных и газовых заводов.

В городе Москве составом СГК-2 покрыты Лужнецкий мост, эстакады третьего транспортного кольца, монорельсовая дорога и др. объекты.

Составы адаптированы к природным условиям РФ, могут эксплуатироваться без дополнительных финишных покрытий при температурах от минус 60 ºС до плюс 60 ºС, при дожде, снеге, постоянной вибрации;  имеют адгезию, практически, ко всем материалам, легко наносятся в полевых условиях, стойки к нефтепродуктам, кислотам, щелочам и городской атмосфере.

Тем не менее, определённые трудности при конкуренции даже на внутреннем рынке были. Американские фирмы часто предлагали материалы, стоимость которых была ниже, чем наша. При анализе цен на импортные материалы выяснилась интересная закономерность – сертификаты, выданные в США и РФ, кардинальным образом различались для одного и того же материала. Причём в российских сертификатах толщина покрытия была значительно ниже, чем в соответствующих американских или европейских. Отсюда и выигрыш цены.

В борьбе с подобными явлениями большую роль должны сыграть органы государственного регулирования строительного производства в городе. Москве, задача которых состоит в том, чтобы не допустить на строительный рынок, как импортные материалы, так и некачественные отечественные материалы. В настоящее время строятся здания, жизненный цикл которых составляет 50 - 100 лет. Комплектоваться такие объекты должны материалами, которые имеют соответствующие гарантийные сроки. Отбор качественных материалов может взять на себя «строительная наука» - Мосинжпроект, Гормост и др.

Еще одна большая «напасть» для производителей материалов и строителей - контрафактная продукция. ЗАО НПП «Спецэнерготехника» является единственным производителем целого ряда материалов, но в интернете можно найти ещё целый ряд предприятий, производящих такую же продукцию и даже по более низким ценам. Искоренять эту «заразу» силами самих предприятий-изготовителей невозможно и здесь нужна помощь государства.

Преференции отечественным производителям найдут отражение через реестр инновационной продукции в реальное внедрение в строительное производство. Гарантии по сбыту значительно облегчили бы положение производителей строительных материалов, особенно учитывая сезонный характер закупки многих материалов: лаков, красок, огнезащитных материалов.

Горячев М.Г. - Начальник отдела дорожных конструкций ОАО «Моспроект - 3», к.т.н

Способы обеспечения требуемого транспортно-эксплуатационного состояния городских линейных транспортных объектов города Москвы современными технологиями содержания и ремонта.

В области строительства и эксплуатации дорожных одежд городских улиц и автомобильных дорог отечественная продукция, а также продукция, производимая по лицензии на территории РФ, либо уже вытеснила, либо создаёт высокоэффективную конкуренцию зарубежным аналогам. Это утверждение справедливо по отношению к средствам механизации, геосинтетическим материалам всех типов, добавок в асфальтобетонные и цементобетонные смеси, средств антигололёдной борьбы и т.д. Обеспеченность собственными ресурсами и производствами уже сегодня позволила на стадии разработки проектов предусматривать продукцию и технологии отечественного производства практически в полном объёме.

При этом следует говорить не столько об инновационности строительных продуктов, сколько об их эффективности, поскольку многие достаточно давно известные технологии до сих пор не имеют эффективных аналогов в определённом секторе эксплуатационных условий. И обратная ситуация, когда инновационный продукт внедряется за пределами сектора эффективных условий.

Наиболее передовыми, перенявшими лучшие зарубежные разработки или создавшими им альтернативу, можно признать технологии мойки форсуночными насадками и подметания щётками с полипропиленовым ворсом дорожных покрытий и элементов обустройства, реагенты для борьбы с зимней скользкостью на основе ацетатов и формиатов, устранение выбоин на покрытиях струйно-инъекционным методом и с использованием литых асфальтобетонов (в зависимости от категории линейного объекта), повышение шероховатости методами сларри-сил и синхронного распределения щебня), введение в составы строительных отрядов перегружателей дорожно-строительных материалов и пр.

Попкова Н.А. - Начальник Управления промышленной политики  Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Сводный перечень товарно-номенклатурных импортозамещающих товаров и услуг, размещение производства которых на территории города является приоритетом.

В своем выступлении докладчик отметила ряд шагов, которые в настоящее время предприняты Комплексом экономической политики и земельно-имущественных отношений в части стимулирования отечественного промышленного производителя в связи со вступлением в силу федерального закона о промышленной политике, и актуальности рассматриваемой темы.

В настоящее время в Московской городской Думе рассматривается на профильной комиссии проект  закона города Москвы о промышленной политике, где закреплены основные акценты по стимулированию московского производителя, в том числе закон устанавливает право Правительства Москвы определять приоритетные отрасли промышленности, которые в последующем будут стимулироваться, поддерживаться в особом порядке. В частности, Департаментом экономического развития также разработан проект закона  города Москвы по стимулированию инвестиционной деятельности и субъектов инвестиционной деятельности, где вводится формат приоритетного инвестиционного проекта. Это дает право крупным проектам, в том числе в сфере производства строительных материалов, быть выведенными из стандартного режима налогообложения, пользоваться налоговыми льготами, получать земельные участки без конкурса, если это необходимо для расширения производства, и получать дополнительную финансовую государственную поддержку.

Производство строительных материалов, скорее всего, войдет в перечень приоритетных отраслей, потому что Москва является крупным производителем строительных материалов и по оценкам ДНППиП (проработан перечень базовых предприятий) порядка 100 предприятий находятся на территории Москвы, которые живы, работают и являются производителями либо строительных материалов, либо оборудования для этой отрасли.

Кроме того, во исполнение и в развитие отраслевых планов Минпромторга и во исполнение Постановления Правительства Москвы  №40-ПП, которое утверждает антикризисный план Правительства Москвы, разработан номенклатурный перечень товарных позиций по импортозамещению. Там отражены товарные позиции, которые предприятия Москвы могут или уже производят с указанием конкретных импортных аналогов замещаемых ими без ущерба для качества этой продукции. Более того, на основе этого номенклатурного перечня сформирован перечень 62 инвестиционных проектов, которые потенциально пойдут по статусу «инвестиционный проект», будут пользоваться соответствующими льготами.

Следует отметить, что чувствуется серьезный разворот менталитета горзаказчиков и крупных корпоративных заказчиков в сторону отечественного производителя. Видно желание и возможность крупных заказчиков работать и искать пути решения этих вопросов, чтобы заказ шел на отечественные предприятия, а еще лучше на московские, если есть таковые. Готовы поделиться этим перечнем промышленных предприятий (их порядка 100) для работы, чтобы знать, кто и что производит в Москве в области строительных материалов и соответствующего оборудования.

Копбаев С.А. - Зам. генерального директора АПРИС, д.т.н.

МТСК как организационно-информационный инструмент программы импортозамещения.

С целью эффективного решения задач снижения зависимости строительной отрасли города Москвы от поставок импортных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования (далее - материально-технических ресурсов МТР), Департаментом градостроительной политики города Москвы (далее - ДГП)  в 1 полугодии 2015 г. были проведены, в т.ч., следующие мероприятия:

· сбор, анализ и обобщения информации об уровне обеспеченности объектов АИП города Москвы высококачественными МТР отечественного и импортного производства;

· анализ производственной деятельности предприятий строительного комплекса Москвы и определение их возможностей по обеспечению городских строек необходимой продукцией в рамках решения поставленных задач;

· сбор технической документации и ценовых параметров по МТР, применяемых при строительстве объектов городского заказа;

· определение перечня основных видов импортных МТР, используемых в городской строительной практике, а также возможные альтернативные аналоги и др.

Проведенные ДГП работы и полученные в их ходе результаты могут быть использованы для проведения различных организационно-управленческих  мероприятий, при разработке необходимых правовых и административных документов, принятия решений в контексте решения задач импортозамещения.

Однако и ходе текущей повседневной работы в данном направлении подобного рода информация представляет огромный практический интерес и ценность для:

· обеспечения деятельности Рабочей группы по рассмотрению технических и технологических заданий;

· проектных, строительных, эксплуатирующих организаций;

· профильных отраслевых департаментов, сетевых компаний, городских заказчиков;

· органов государственной экспертизы.

Таким образом, целесообразность создания информационной площадки для организационно-информационного обеспечения решения задач импортозамещения очевидна. Оптимальным представляется ее создание на базе Московского территориального строительного каталога (МТСК).

Существующая структура построения баз данных, каталогов и реестров МТСК позволяет решить данную задачу рациональным образом и в короткие сроки. Для этого в 3кв. 2015 года в составе МТСК в рамках выполнения государственного контракта будет разработан Реестр продукции импортозамещения. Основные принципы его построения следующие:

1. Все МТР, размещаемые в МТСК, будут категорироваться как отечественная продукция, импортная продукция и продукция, производимая в РФ по импортным технологиям.

2. Сопоставление продукции в части идентичности технических и эксплуатационных характеристик будет осуществляться по кодам ОКП и ОКПД2.

3. В публичной части МТСК для любого продукта будет организованна возможность отображения размещенных в базе аналогов продукции, имеющих сходные потребительские характеристики. Таким образом, пользователь каталога при рассмотрении конкретного импортного продукта может определить для него альтернативную номенклатуру МТР как отечественного производства, так   и производимую в РФ по импортным технологиям.

4. Вся отображаемая в Реестре импортозамещения продукция будет содержать необходимые технические и ценовые параметры, включая сертификаты соответствия, нормативные документы, степень локализации производства, прайс-листы и т.п.

Предлагаемые новые возможности МТСК позволят заинтересованным организациям более обосновано принимать решения о необходимости применения на объектах АИП импортных МТР, а также определять возможность их замены на альтернативную продукцию.

Предложения для включения в Протокол заседания:

1. Продолжить работы по созданию на основе МТСК информационного справочного ресурса Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, отражающего состояние обеспеченности объектов городского и инвестиционного строительства высококачественными и инновационными МТР

2. ДГП города Москвы обеспечить формирование на базе МТСК (Реестр продукции импортозамещения) организационно-информационного инструмента для обеспечения и контроля исполнения мероприятий по снижению зависимости строительной отрасли города Москвы от импортных строительных материалов и оборудования.

3. ДГП города Москвы проводить постоянный мониторинг и размещение в публичном доступе для ОИВ, городских заказчиков, проектных, подрядных и эксплуатирующих организаций информации по применяемым на объектах АИП импортной продукции и ее альтернативных аналогов на базе МТСК.

Левкин С.И. - руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы.

Отметил большое значение работы, проводимой  ДГП по системному развитию, ведению  и актуализации Московского территориального строительного каталога (МТСК), который в этом году дополнен  базой продукции импортозамещения. Формируется она по принципу только через Экспертную комиссию инновационных технологий и технических решений ДГП и Рабочую группу ДГП, в которую входят ведущие научно-исследовательские кадры строительной отрасли и ДГП. Идет независимая оценка: предприятие заявляет свою продукцию, в т.ч. импортозамещающую, механизм, материал на предмет того, что она качественная, соответствует  всем нормативам, Экспертная комиссия рассматривает и выносит решение о соответствии (или несоответствии) всем требованиям и возможности включении в МТСК. База МТСК общедоступная, далее выбор цены, которая остается за заказчиком, инвестором. В дальнейшем планируется дополнить этот справочник информацией о недобросовестных производителях материалов на основе информации, получаемой от подрядчиков и заказчиков. Работа ДГП по МТСК будет продолжена, в этом году выпустили постановление Правительства Москвы (N 306-ПП от 21.05.2015) о классификаторах различных видов, предстоит напряженная работа, когда каждый материал, каждое изделие будет иметь свой номер, который в будущем будет связан с проектной документацией, с конкретным объектом и экспертизой, т.е. вся база будет привязана до мелочей, что позволит, развивая инновационное взаимодействие,  упрощать проектировщикам и экспертизе в будущем формировать проекты объектов, где все будет понятно и ясно, включая прейскурантную цену каждого материала и поставщиков используемых материалов и оборудования.

Зазиянц В.А. - Главный инженер ОАО «Моспроект-4», к.т.н.

В последнем выступлении было правильно сказано о конкурентоспособности.  Понятно, что для страны лучше, если затрачивают оптимальные средства при замене материала, но если его просто заменить только потому, что он российский и первоначально он стоит дешевле, а при эксплуатации он станет дороже, тогда получается бессмысленная вещь Поэтому в дальнейшем необходимо учитывать экономические параметры как собственно материалов, так и работ, проводимых с их применением.

Копбаев С.А. - В прошлом году по заказу ДГП для оценки экономических параметров материалов и технологий  была разработана Методика по оценке экономической эффективности продуктов строительного назначения, строящихся  на основе бюджета города Москвы. Методика сейчас буде использоваться при принятии решений Экспертной комиссией по инновационным технологиям и техническим  решениям. В Методике идет оценка предлагаемой заявителем продукции на всем жизненном цикле объекта. Методика размещена на сайте ДГП.

Васильев Г.П. - Заместитель генерального директора по научной работе ОАО «НИИМосстрой», д.т.н.

Есть еще две проблемы, которые не решены: во-первых, необходимо сформулировать (на уровне города или страны) критерии импортозамещения. Что мы хотим получить? Локализация производства 100 или 20 процентная? Или сопоставимые цены? Потому что, если этого не сделать, то сегодня может оказаться так, что рынку даем противоречивые и непонятные сигналы. Получив эти критерии (кстати, это может быть полное замещение на территории города), можно осмысленно решать проблемы импортозамещения. Тогда это налоги, рабочие места, что тоже очень важно. Второй вопрос - это механизмы продвижения импортозамещаемой продукции на рынок.

Самое главное, что мы почему-то не обсуждаем проблемы научного обеспечения всей проблемы импортозамещения, это сегодня одна из самых серьезных задач. Утвержденное М.Ш. Хуснуллиным Положение об экспериментальном проектировании и строительстве - это путь, где можно отрабатывать инновационные решения, образцы для дальнейшего внедрения. Научная составляющая по импортозамещению пока не решена.

Пустовгар А.П. - Проректор по науке ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет (МГСУ)», к.т.н., проф.

Находимся только в самом начале пути импортозамещения. В первом докладе, доклад был хороший, была произведена оценка, отмечены правильные  тенденции, правильно нарисована ситуация. Но дальнейшее программное развитие тематики импортозамещения требует уточнения и конкретизации. Так например, применительно к производству основной номенклатуры строительных материалов, импортозамещение в основном не нужно: такие строительные материалы как сухие смеси, лакокрасочные материалы и другие, уже производятся отечественными производителями, и в силу невыгодности импорта сюда и в силу того, что производство уже в значительной степени локализовано.

По существу есть другая проблема - строительство в данном случае выступает опережающим локомотивом остальных отраслей, тянет за собой те отрасли, в которых реально должно проходить импортозамещение - это химическая промышленность, машиностроение. Научная составляющая уже ушла вперед и готова поддержать, но технологическая, когда дедовскими методами и   технологиями изготавливают передовую продукцию, получается отставание по стоимости и все получается дороже.  

Должна быть политика на уровне города во внедрении, в развитии импортозамещения. И здесь наиболее эффективно применение кластерного подхода. Если рассматривать Москву как отдельный регион, то никакой кластер строительных материалов здесь создать невозможно без ближайшего Подмосковья, где размещены основные производства строительных материалов, начиная от сухих строительных смесей и заканчивая цементом и т.д. А в Москве один небольшой завод, который не покроет сотой доли потребности.

Еще одно направление связано с кадровым обеспечением процесса импортозамещения, развитием соответствующих квалификаций.

Предлагается продолжить данную тематику и перейти к разработке программной стратегии импортозамещения.

Панченко А.И. - главный специалист НИЦ ОПП ОАО «Мосинжпроект», д.т.н., проф.

Отметил необходимость выполнения прикладных исследований для материалов, которые у нас не производятся (например, добавки для сухих строительных смесей, клей, пенообразователь и др.). Наряду с мероприятиями по стимулированию производства, надо стимулировать исследования, которые дадут возможность создавать материалы.

Поэтому необходимо в дальнейшей работе учесть научную компоненту производства строительных материалов.

Ильичев В.А. - академик РААСН, д.т.н., проф.

На копирование материалов уходит время, копирование материалов сегодняшнего мирового уровня завтра уже может быть уже не новым. Полезно учесть опыт китайцев, которые начинают чуть-чуть менять, получать патенты, создавать новые технологии и импортозамещение становится точкой развития собственной продукции.

Нет эффективного механизма внедрения новаций. Не так много примеров, когда созданные товары идут на экспорт. Надо добавить в дальнейшее развитие программы импортозамещения, хотя бы зачатки развития собственного производства, необходимо привлекать не собственно науку, но науку во взаимосвязи с технологиями производства.

Гурьев В.В. - Заместитель генерального директора по научной работе ОАО «МНИИТЭП», д.т.н., проф.

Строительная отрасль Москвы не стоит на месте, находится в постоянном поиске: замена материалов, замена новых технологий и т.д. Основная  проблема сейчас в том, чтобы проводились научные исследования. Но: изменились обстоятельства.  Если раньше проводились исследования, которые были тесно связаны с производством, то теперь по-другому, есть  заводы, есть производители, есть заводы-производители. Производители должны «толкать», говорить, где у них узкие места. Централизованным способом этого не сделать. Мы можем сказать только приоритет. Когда в МНИИТЭПе анализировали работу предприятий стройиндустрии Москвы (около года назад) было установлено, что основные материальные ресурсы  по строительству для производства монтажа коробки здания есть, вопрос стоял только в расстоянии их перемещения, откуда возить. Проблема была в инженерии, причем в широком смысле, где явно присутствует зарубежная техника. Здесь без замены не обойтись. Но здесь опять слово за производителем,  для этого он должен видеть рынок. Сегодня он не сможет поставить эту продукцию потому, что не сможет ее изготовить. Таким образом, первый приоритет - это инженерия. Второе – это стимулирование, для изготовления новой установки, оборудования производителю нужны деньги, за короткий срок он этого не сможет сделать. Поэтому нужны  преференции, льготное финансирование, здесь без господдержки не обойтись. Наконец, отдельный блок, где действительно требуются структурные изменения смежных отраслей (химия, машиностроение и др.). Вместе с тем надо отметить, что не все предприятия находятся в таком положении, есть прибыльные. Должен быть реестр предприятий (и он уже есть), которым необходима поддержка.

Зверев С.И. - Председатель комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Московской городской Думы, к.юр.н.

Тема заседания интересная. К сожалению, не было ни одного выступления проектировщиков, которые закладывают импортные материалы, оборудование в проекты, почему они молчат? Если нет наших материалов, тогда должны быть требования к нашим производителям о выпуске необходимого с соответствующим обоснованием.  Почему так происходит? Может быть стоит поработать над технологическими требованиями по объектам городского заказа,  чтобы однозначно использовали только то, что указано в МТСК, чтобы экспертиза, которая видит проект и проектировщик, который закладывает импортную продукцию, знал, что он никуда с этой продукцией не пройдет.

Гагарин В.Г. - Заведующий кафедрой «Отопление и вентиляция» ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет (МГСУ)», д.т.н., проф., член-корр. РААСН

Забыли про нормирование. Через нормирование идет лоббирование интересов иностранных производителей. Масса стандартов, ГОСТов, и в СНИПы  они пытаются вникнуть. Выступаем, чтобы больше было дороги отечественным производителям, в ответ получаем эти вещи. Сейчас идет компроментация СНиП со стороны национального объединеия энергосберегателей. 

Подводя итоги обсуждения, С.И. Левкин отметил, что в градостроительном Комплексе есть Рабочая группа по утверждению технических регламентов под председательством М.Ш. Хуснуллина. В нее входят все отраслевые Департаменты строительства,  экспертиза и т.д. Практически, ДГП является организатором этой Рабочей группы. Около месяца назад внесли предложение о внесении в регламент формулировки: при рассмотрении технологических заданий, если исполнителем является отраслевой Департамент (образования, спорта и т.д.) должно быть обоснование – есть российское или нет, если нет российских,  то почему они настаивают на применении импортного? А в техническом задании прописано красной строкой, что замена импортного материала на отечественный является задачей Москомэкспертизы. Следующий этап - контроль КП УГС, Оно должны смотреть, что заложено, чтобы, когда пошла рабочая документация, не было попытки что-то вставить. Таким образом, три этапа: первый - Рабочая группа, второй - экспертиза, третий - технический заказчик должны максимально исключить указанные коллизии.

Необходимо вернуться еще раз к рассматриваемой теме в конце года с тем, чтобы посмотреть, что уже сделано в рамках реализации мероприятий по импортозамещению в московском строительстве.

Решения

1. Принять к сведению доклад генерального директора ООО «АРКОР» А.А. Герасимова по вопросу обеспечения строительных объектов АИП города Москвы материально-техническими ресурсами (далее - МТР) с учетом импортозамещения.

2. Отметить, что по результатам проведенного анализа ситуация зависимости обеспечения объектов АИП города Москвы МТР от импортных поставок в краткосрочной перспективе в целом не является критической.

В зоне рисков находятся отдельные виды строительных материалов и изделий, а также ряд групп и видов инженерного и технологического оборудования. В большинстве случаев данные виды МТР не оказывают принципиального влияния на функциональные характеристики зданий и сооружений. Практически для всех видов продукции имеются альтернативные варианты поставки, в том числе производителями, полностью или частично локализованными на территории России и стран ЕАЭС.

В то же время уже в среднесрочной перспективе зависимость от импортных поставок для промышленности строительных материалов и строительной индустрии может усилиться по следующим причинам:

- при производстве отечественных МТР широко используются импортные сырье, комплектующие, технологическое оборудование;

- в случае замены отдельных элементов сложного технологического оборудования на отечественные аналоги потребуется повторная сертификация оборудования в целом, могут возникнуть проблемы гарантийных обязательств;

- организация производства конкурентоспособной отечественной продукции строительного назначения не может быть решена без модернизации и дальнейшего развития таких отраслей народного хозяйства как металлургия, машиностроение, приборостроение, химическое производство и т.п.

3. Отметить, что ДГП в рамках обеспечения реализации задач по импортозамещению организована работа и предусмотрено создание в составе Московского территориального строительного каталога (МТСК) «Реестра продукции импортозамещения» (плановый срок - декабрь 2015 года).

4. Отметить, что для формирования программы действий по импортозамещению, позволяющей провести ускоренное развитие отечественного производства конкурентоспособной продукции строительного назначения, необходимо проведение работ:

- по выявлению факторов, влияющих на производство достаточной номенклатуры конкурентоспособной отечественной продукции;

- по формированию предложений по стимулирующим организационным и экономическим мероприятиям;

- по определению возможности и целесообразности организации необходимых производств конкурентоспособной продукции на базе предприятий строительного комплекса Москвы;

- по созданию эффективного системного механизма, обеспечивающего экспертизу технологического уровня, оценку экономической целесообразности и внедрение на объектах строительства города Москвы конкурентоспособной отечественной продукции.

5. В целях формирования системы контроля и учета применения импортной продукции рекомендовать Департаменту строительства города Москвы (А.Ю. Бочкарев) и Мосгосэкспертизе (В.В. Леонов) продолжить работу и обеспечить подготовку нормативного правого акта Правительства Москвы, регламентирующего порядок включения и отражения импортной продукции при подготовке и экспертизе проектно-сметной документации на объекты городского заказа.

6. Государственным и техническим заказчикам, проектно-изыскательским и строительно-монтажным организациям при строительстве объектов по городскому заказу обеспечить приоритетное применение продукции отечественного производства и соответствующее обоснование при применении необходимой импортной  продукции.

7. Департаменту градостроительной политики города Москвы (С.И. Левкин) продолжить развитие и формирование МТСК, в том числе в части разделов (реестров) по инновационной и импортозамещаемой продукции.

8. Заказчикам строительства, проектно-изыскательским и строительно-монтажным организациям использовать данные МТСК при подготовке технических (технологических) заданий и проектно-сметной документации, включая рабочую документацию, с целью реализации задач по импортозамещению и обеспечения необходимого инновационного уровня при строительстве объектов городского заказа.

9. Рекомендовать предприятиям строительной индустрии и промышленности строительных материалов, осуществляющим производство продукции в интересах строительного комплекса города Москвы, подготовить и в течение 3-х месяцев после утверждения протокола представить в ДГП предложения (программы) по производству актуальной и высокотехнологичной продукции в рамках импортозамещения.

10. Департаменту градостроительной политики города Москвы (С.И. Левкин) с участием профильных органов исполнительной власти и организаций в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 10.02.2015 №40-ПП (п. 14) подготовить и представить в ДНППиП предложения по выпуску импортозамещаемой продукции в интересах строительного комплекса города Москвы, в том числе на инновационных производственных площадках города (технополисы, индустриальные и технологические парки).

11. В целях определения номенклатуры импортозамещаемой продукции продолжить практику организации встреч заказчиков, проектировщиков, представителей подрядных организаций с основными производителями строительных материалов, оборудования, которые применяются в московском строительстве объектов  гражданском назначения. 

Руководитель Департамента градостроительной политики
города Москвы, заместитель председателя ОНТС

С.И. Левкин
Ученый секретарь ОНТС, к.т.н., с.н.с. А.М. Попова