timelapse

Отечественные материалы, сырье и оборудование должны шире применяться на московских стройплощадках

Темы в материале

Направления инновационного развития предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов обсуждались 9 августа 2016 года на заседании Объединенного научно-технического совета Стройкомплекса.

Подробнее (pdf.)

Доклады

О.В. Рындин, первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы


 

В мае 2016 г. утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» (далее – Стратегия).

Во введенном в действие документе представлен анализ состояния промышленности строительных материалов, выявлены основные проблемы, определены этапы реализации, цели и задачи для каждого из этапов.

Проблемные вопросы, решение которых с учетом интересов Москвы может быть реализовано в рамках этапов Стратегии, в их числе:

Презентация (pdf.)

  • отсутствие целенаправленного спроса со стороны государства на новые, инновационные, энергоэффективные и долговечные отечественные строительные материалы;

  • недостаточный уровень внедрения инновационных материалов и технологий их производства;

  • низкая конкурентоспособность производителей отдельных видов промышленности строительных материалов;

  • разрушение межотраслевых связей с машиностроительной промышленностью;

  • низкий уровень вовлечения отходов производства и потребления в новое производство;

  • недостаточный уровень системы подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих кадров;

  • несовершенная система технического регулирования.

Этапы реализации Стратегии

I этап: 2016 - 2018 гг. – решение задачи по сохранению потенциала отрасли и снижению негативного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, в том числе предусматривается:

  • активизация всех инструментов и мер государственной поддержки;

  • сокращение импорта строительных материалов и усиления экспортных возможностей отдельных предприятий отрасли;

  • создание основы для обеспечения технологической независимости отрасли и развитие отечественного машиностроения, ориентированного на потребности предприятий промышленности строительных материалов.

II этап: 2019 - 2025 гг. - деятельность предприятий отрасли и их развитие на базе российских технологий производства строительных материалов и оборудования, включая:

  • увеличение показателей энергоэффективности производств, доли утилизируемых техногенных отходов в общем объеме отходов;

  • создание новых производств на основе прогноза баланса спроса и предложения, а также оценки экспортного потенциала предприятий.

III этап: 2026 - 2030 гг. – должна быть сформирована новая конкурентная структура строительной отрасли:

  • обеспечение лидерства по продаже продукции на внешних рынках строительных материалов и по экспорту технологий и оборудования для производства строительных материалов.

Обеспеченность строительными материалами объектов Адресной инвестиционной программы г. Москвы.

Департамент ведет мониторинг данных по производству строительных материалов и обеспеченности объектов АИП необходимой номенклатурой основных общестроительных материалов, изделий и конструкций, материальных ресурсов (далее - МР), выявление позиций, требующих приобретения импортного сырья и оборудования с ориентацией на последующую их замену отечественными аналогами.

  • Объекты Адресной инвестиционной программы г. Москвы обеспечены необходимой номенклатурой (по данным анализа за 2015 г.) основных общестроительных материалов, изделий и конструкций материальных ресурсов - до 70-80% (доля от сметной стоимости объектов строительства).

  • Зависимость от импортных поставок не является критической.

Обеспеченность общестроительными материалами, изделиями и конструкциями отечественного производства:

  • материалы нерудные и неметаллорудные строительные

90%

  • бетон, смеси и растворы строительные

100%

  • стекло и изделия из стекла

90%

  • прокат, трубы, профили и полуфабрикаты из черных и цветных металлов, чугуна

90%

  • металлоконструкции строительные

90%

  • изделия конструкционные железобетонные сборные

98%

 

Проблемные номенклатурные позиции основных видов МР:

Обеспеченность МР отечественного производства:

  • пенополиуретан (ППУ) для теплоизоляции

0%

  • материалы строительной химии

до 30%

  • кабельно-проводниковая продукция

до 30%

  • отделочные, лакокрасочные и гидроизоляционные материалы

до 50%

  • трубы ВШГВ и запорная арматура трубопроводов

до 50%

  • электротехнические изделия и оборудование

до 35%

Обеспеченность инженерным и технологическим оборудованием характеризуется высокой степенью зависимости объектов АИП от импортных поставок - до 90-100%.

Обеспеченность оборудованием отечественного производства:

  • Системы вентиляции и кондиционирования

0%

  • Лифты, эскалаторы

5-10%

  • Контактные рельсы для метро

0%

  • Система единой радиоинформационной сети (ЕРИС-М)

2-5%

  • Видеонаблюдение, контроль доступа

5-10%

  • Противопожарная защита (оборудование)

20-30%

  • Другое оборудование

20-80%

  • Электроустановочные изделия;

  • Оборудование автоматической системы газового пожаротушения;

  • Оборудование для организации автомобильных парковок;

  • Оборудование механических и ремонтных цехов метрополитена;

Проблемы, вопросы и предложения в «План мероприятий» по реализации Стратегии»

Министерству промышленности России поручено «с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации «План мероприятий» по реализации Стратегии».

В составе перечня проблемных вопросов и направления их решения, которые могут войти в состав предложений в «План мероприятий» по реализации Стратегии», следует отметить:

  • формирование целенаправленного государственного спроса для поддержки внедрения инновационных строительных материалов: разработка региональных мер поддержки, применение композиционных материалов и цементобетона;

  • внедрение инновационных, энергоэффективных и долговечных отечественных строительных материалов: ведение Реестра импортозамещаемой продукции в составе Московском территориальном строительном каталоге (МТСК);

  • повышение конкурентоспособности строительных отечественных материалов: выработка мер по поддержке качества продукции, контроль качества;

  • формирование спроса на применение отечественного технологического оборудования для производства на отечественных машиностроительных предприятиях: мониторинг по объектам АИП потребности замены импортного оборудования на отечественное оборудование;

  • увеличение вовлечения отходов производства и потребления в новое производство: внедрение новых материалов и технологий переработки;

  • повышение уровня подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих: формирование инжиниринговых центров, мониторинг потребностей;

  • совершенствование нормативной базы требований к строительным материалам: подготовка предложений по актуализации нормативной базы требований к строительным материалам.

Тем не менее, полагаю, что перечисленные направления и мероприятий к ним для включения «План мероприятий по реализации «Стратегии развития строительных материалов» могут и должны быть уточнены по результатам обсуждения выступления на настоящем ОНТС и оформлены в проекте решения.

Справочно:

Промышленность строительных материалов представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности в рамках следующих классов (согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности):

  • «Добыча прочих полезных ископаемых» раздела «Добыча полезных ископаемых»;

  • «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения»;

  • «Производство прочей неметаллической минеральной продукции» раздела «Обрабатывающие производства».

К промышленности строительных материалов относится производство, в том числе следующих видов строительных материалов:

  • цемент;

  • мелкоштучные стеновые материалы;

  • сборные железобетонные конструкции и изделия;

  • изделия теплоизоляционные, кровельные и гидроизоляционные материалы;

  • листовое стекло;

  • асбестоцементные изделия;

  • готовые бетоны и растворы;

  • строительный гипс и изделия из гипса, известь строительная, сухие строительные смеси;

  • керамзит;

  • облицовочные материалы натуральные;

  • строительные металлические конструкции и изделия;

  • пиломатериалы, деревянные строительные конструкции;

  • мел и некальцинированный доломит, сланец, гравий;

  • песок, глина и каолин.

В Москве основными потребителями строительных материалов являются строительная индустрия, дорожная отрасль, жилищно-коммунальное хозяйство.

Следствием накопления проблем являются:

  • технологическое отставание промышленности строительных материалов от аналогичной промышленности в развитых странах,

  • низкий уровень конкурентоспособности, энергоэффективности и производительности труда,

  • высокая стоимость и низкое качество отдельных видов продукции.

Центральный федеральный округ занимает лидирующее положение в производстве и потреблении строительных материалов. При этом в округ ввозится цемент, керамический кирпич, изделия из ячеистого бетона, изделия теплоизоляционные, нерудные строительные материалы, строительный гипс и облицовочные натуральные материалы. Наряду с этим наблюдается перепроизводство железобетонных изделий и конструкций, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, листового стекла, асбестоцементных изделий и извести строительной. Избыток строительных материалов распределяется в основном между субъектами Российской Федерации.

 

 

А.Л. Лощенко, президент НП «Национальное объединение участников строительной индустрии», к.э.н.

Основная работа Совета должна быть направлена на выработку предложений по применению и внедрению лучших практик, получивших положительную оценку как на российском, так и на международном уровне, развитию и удержанию системной целостности строительного комплекса и одноуровневости развития технологических схем через проведение экспертно-аналитической оценки существующего положения в области проектирования, технологического обеспечения при изготовлении материалов и изделий и их применения при строительстве зданий, сооружений, объектов транспорта и инфраструктуры.

Проводимая в настоящее время Минпромторгом России деятельность по импортозамещению, в том числе в строительной сфере, расширяется от определения критериев отнесения промышленной продукции к промышленной продукции не имеющих аналогов, произведенных в РФ от строительных материалов и изделий до средств производства (производственное оборудование, машины и механизмы, сырьё, материалы для изготовления и комплектующие и т. п.) с целью обеспечения системообразующих отраслей реальной экономики необходимой и достаточной номенклатурой продукции отечественного производства.

Это работа очень непростая и требует системного логически выверенного подхода. Но в отсутствии четкого отраслевого плана мероприятий по замещению импортных материалов и изделий с определением качественных и количественных параметров (зоной ответственности по этой работе является Минстрой РФ) Минпромторгу достаточно сложно будет в одиночку сформировать план по импортозамещению средств производства. А развитие машиностроительной базы по изготовлению современного высокотехнологического оборудования для предприятий строительных материалов и индустриального домостроения определено в утвержденной Правительством РФ «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.» является ключевой задачей, т.к. сложившаяся практика на ориентирование на импортное оборудование негативно сказывается на окупаемости заводов и в конечном счете на себестоимости выпускаемой продукции, что понижает ее конкурентоспособность с зарубежными аналогами.

Важное место в исполнении в этой иерархии стоящих задач должны занимать субъекты РФ, на территории которых имеются различия в степени развитости экономики, обеспеченности сырьевыми ресурсами и, самое главное, дифференциацией балансов между предложением и спросом.

Что касается отбора лучших практик, то строительные технологии всегда привязаны к используемому сырью для изготовления элементной базы (с учетом заложенного в Стратегии расширения использования вторичного сырья, как меры, направленной на рациональное использование природных ресурсов и снижение себестоимости строительной продукции.

Самое распространенное в России сырье – это цемент, на основе которого изготавливается товарный бетон, а также бетонные и железобетонные конструкции.

Самые широкоприменяемые технологии на базе железобетонных изделий – это крупнопанельное домостроение (КПД), каркасное сборно-монолитное, каркасное монолитное и монолитное с использование несъемной опалубки.

 

 

Большое распространение получили технологии КПД, как наиболее полнокомплектные с одного производства и максимальной индустриализацией.

Преимущества:

- высокая скорость монтажа. При реализации программ по наращиванию строительства жилья эконом-класса с заданными параметрами по квартирографии является наиболее пригодной, т. к. можно использовать имеющуюся базу КПД из 209 заводов, на большинстве из которых загрузка сегодня составляет 30-40%.

Недостатки:

- жесткая планировочная схема (несущие стены и диафрагмы) не позволяет в последующем делать перепланировки при изменившейся демографии.

- большинство заводов КПД не проводили модернизацию или провели только частичную. Чтобы повысить эффективность и качество и уменьшить себестоимость необходимо оснастить эти заводы КПД современным российским технологическим оборудованием для изготовления изделий позволяющим строить дома различной планировочной структуры, этажности и вместимости.

Каркасные технологии сборно-монолитные и монолитные получили широкое распространение в последние два десятилетия, в основном за счет применения импортного оборудования по изготовлению железобетонных изделий, качественного товарного бетона и технологической оснастки при строительстве.

Преимущества:

- сборно-монолитный – высокая скорость при сборке, контролируемое качество, поскольку 85% конструкций каркаса изготавливается в заводских условиях

- монолитный – не требуется завод по изготовлению железобетона, необходимы только растворо-бетонный узел и комплект инвентарной опалубки для заливки.

- обе технологии дают возможность иметь до шести вариантов квартирографии (свободное пространство без несущих стен) на одной блок-секции.

Недостатки:

- отсутствие навесной панели, что удлиняет по сравнению с КПД срок строительства, поскольку стены выполняются из мелкоштучных материалов, утепления и навесного фасада. Имеются предложения по панелям на основе каркаса из гнутых профилей и эффективного утеплителя. Нужен стандарт и сертификация технического решения.

Технологии на основе несъемной опалубки получили развитие на основе импортного оборудования по изготовлению панелей или блок-модулей с использованием сырья из древесной щепы, жестких синтетических утеплителей или цементно-стружечных плит (ЦСП). При сопряжении элементов и установки несущей арматуры с последуюшей заливкой бетоном внутреннего пространства между панелями и в блок-модуле образуются несущие системы.

Преимущества:

- не требуется применение большегрузных кранов и автомобильной техники не требует высокой квалификации рабочих.

- для производства изделий не требуется больших производственных площадей.

- невысокая стоимость готовых зданий.

Недостатки:

- отсутствие нормативной базы,

- незначительный срок применения, вследствие чего недоверие потребителей. Необходима пропаганда.

Строительство каркасных и каркасно-панельных зданий для жилищно-гражданского, промышленного, сельскохозяйственного и складского назначения из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) и горячекатанных профилей.

Если применение горячекатаных профилей для изготовления строительных конструкций достаточно развито в России и имеет всю необходимую инфраструктуру и нормативную базу для дальнейшего развития, то применение гнутых профилей из оцинкованного листа толщиной до 4 мм выпускаемого российскими металлургами имеет очень слабое развитие.

Технология с применением ЛСТК получила распространение с появлением в России импортного профилегибочного оборудования и программ для проектирования, интегрированных со станком, позволяющих последовательно производить как профили, так и такие сложные операции как углубление, пробивка отверстий в полке профиля и вырезов по краям и обжим для быстрой последующей сборки каркаса на стройплощадке. Это позволяет в полностью автоматизированном режиме выпускать готовые сборке элементы зданий.

Преимущества:

- легкость, транспортабельность (малообъемность и малогабаритность);

- профили собираются в конструкции и панели на стройплощадке на специальных поворотных монтажных стендах;

- в отличие от конструкций из горячекатаных профилей резко уменьшается вес готовых элементов и конструкций, из технологической цепочки исключается завод металлоконструкций, что резко уменьшает стоимость зданий с применением ЛСТК;

- не требуется большегрузных кранов и автотранспорта, как для крупногабаритных конструкций, изготовленных на заводе металлоконструкций из горячекатаных профилей.

Недостатки:

- отсутствие российских станков и оборудования, обеспеченного программным обеспечением, на проектирование и производство;

- отсутствие сводов правил на проектирование и строительство зданий из ЛСТК;

- отсутствие национальных стандартов на сортамент из гнутых профилей.

Расширение применения деревянных конструкций в строительстве предопределяет наличие запасов лесов в стране, по подсчетам различных экспертов составляющих 25-27 % мирового запаса.

Основные технологии, используемые в строительстве с применением конструкции, изготовленных промышленным способом из древесины, представлены в виде каркасно-панельных изделий с обшивкой плитными материалами (гипсокартон, OSB, ЦСП), клееного бруса, панелей из ламелей, склеенных послойно или крест-накрест, сколоченных алюминиевыми гвоздями, профилированного бруса или оцилиндрованного бревна из массива.

Для развития необходимо наладить на российских машиностроительных заводах изготовление комплектов технологического оборудования в виде мобильного завода, по аналогии с существующими в промышленно развитых странах (ФРГ, Финляндия, Швеция, Канада)

Преимущества:

- высокая экологичность,

- архитектурная эстетичность,

- распространенность на территории страны восполняемого сырьевого продукта – древесины.

Недостатки:

- отсутствие противопожарных рекомендаций и проектных решений по обеспечению противопожарных требований, предъявляемых к зданиям при применении строительных конструкций из древесины, подтвержденных пожарными испытаниями и соответствующими заключениями в установленном порядке;

- отсутствие типовых проектов общественных и социальных зданий различного назначения;

- отсутствие сводов правил по проектированию и строительству энергоэффективных жилых и общественных зданий с применением деревянных конструкций, учитывающих разновидности технических решений для каркасного, каркасно-панельного строительства, применения клееного или профилированного бруса, оцилиндрованного бревна и т.п., а также стандартов на изделия.

Широкое распространение в мире получили домостроительные системы на основе 3D панелей, изготовленные из плитного синтетического утеплителя и 2-х металлических сеток из оцинкованной проволоки, по обе стороны соединенных между собой поперечными стержнями. Поверхности стен и потолка торкретируются бетоном. Все элементы здания (стены, перекрытия, перегородки, лестничные марши и площадки) изготавливаются в заводских условиях. Оптимальная высотность зданий до 5 этажей.

Преимущества:

- при строительстве не нужны крановые механизмы и тяжелая техника;

- за счет легкости, жесткости и антивандальности изделий технология оптимальна для использования в сейсмоопасных и труднодоступных районах, в том числе в горных, а также для надстройки верхних этажей существующих зданий, например для реабилитации 5-этажных «хрущевок»;

- необходимая площадь для размещения производства по выпуску 3D панелей составляет всего 3000 кв. м;

- мобильность и автономность производства.

Недостатки:

- отсутствие нормативной базы для использования в малоэтажном строительстве;

- отсутствие российских производителей оборудования.

Настроив нормальную наполняемость и объективный отбор наилучших и эффективных технологий, материалов и изделий, будут созданы условия для перехода на более сложную ступень – кодификацию материалов и изделий и средств производства. А это электронные торги, это освобождение материалов и изделий от региональной привязанности, что способствует повышению конкурентоспособности на условиях наилучших показателей.

Приоритетом при отборе должны быть современных способы производства (с максимальным применением автоматизации и роботизации) материалов и изделий в первую очередь на принципах импортозамещения и внедрения отечественных разработок.

Отбор и классификацию технологий и строительных систем необходимо провести по единой методике, с разработки которой необходимо начать.

Такой подход потребует структурированного подхода в нормативно-правовом регулировании в сфере производства и применения строительных материалов, изделий и конструкций, а не так, как это происходит сейчас – актуализация нормативов происходит на всем широком фронте, где прослеживается отставание.

При планировании совместной работы с Минстроем РФ, Минпромом РФ и регионами в части актуализации нормативной базы, отбора наилучших технологий и территориального размещения новых производств и реконструкции действующих производств, а также использования продукции, произведенной на территориях субъектов, граничащих с г. Москвой, необходимо опираться на конкурентоспособность продукции с учетом транспортной и логистической составляющей.

 

 

Накопив большой массив отобранных технологий, строительных систем, материалов и изделий, технических и конструктивных решений, станет возможным реалистичное технологическое нормирование с моделированием ценообразования, взяв за основу ресурсный метод, проведя оценку стоимости общестроительных, конструктивных и технических решений, а также стоимости инженерного оборудования и коммуникаций, привязанных к строительным системам (в т.ч. домостроительным) и классу зданий и сооружений.

В этом видится основной смысл деятельности экспертного сообщества в тесном контакте и взаимосвязи с органами власти, производственными предприятиями, строителями и общественными организациями и объединениями.

А.В. Раевская, координатор развития Московского инновационного промышленно-строительного Кластера, к.э.н.

Приложения к докладу (pdf.)

1. В Москве 100 предприятий промышленности и науки заняты разработкой и производством оборудования, строительных конструкций и материалов. Производится широкая номенклатура конструкционных, теплоизоляционных, акустических, гидроизоляционных, кровельных, отделочных, герметизирующих, антикоррозийных материалов и блоков полной заводской готовности:

  • блоки и прочие сборные строительные изделия из цемента, бетона, искусственного камня; конструкции фундаментов, каркасов зданий, стен, перекрытий; панели, плиты; железобетонные изделия полной заводской готовности;

  • сухие смеси;

  • программно-технические средства для дистанционного снятия показателей тепловой энергии;

  • узлы учета и регулирования систем ХВС и ГВС, тепловые счетчики;

  • широкая номенклатура энергоэффективных светильников;

  • электрические шкафы, лифты и специальные подъемники, распределительная фурнитура;

  • приборы отопления (биметаллические радиаторы, конвекторы с клапаном терморегулятора на вводе), регуляторы мембранного типа;

  • запорная арматура, стальные шаровые краны, балансировочные клапаны, предохранители, насосные установки;

  • технологии и оборудование прочистки трубопроводов канализации и водосточных сетей различного диаметра;

  • герметики, мастики, теплоизоляционные материалы, фасадные атмосферо-стойкие краски;

  • антикоррозийные, огнезащитные, дезинфицирующие растворы;

  • противопожарные двери.

Анализ проектно-сметной документации на новое строительство и капитальный ремонт МКД, а также объектов социальной сферы, показал возможность полного обеспечения указанных объектов продукцией московских производителей.

Вся, предлагаемая строительным компаниям номенклатура Московских производителей, включена Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы в перечень инновационной.

2. Однако, доля импортных поставок при наличии Московских производителей, велика.

Так, российский рынок радиаторов в 2016 году сократился почти в 2 раза по отношению к 2014 году (2014 год – 1139,9 млн. евро; 2016 год – план 666,0 млн. евро), при этом Россия потребляет 45 % всех радиаторов, производимых в мире, а производит только 22,1 % мирового производства. В то же время, Китай потребляет 26,5 % всех радиаторов, производимых в мире, а производит 65,8 % мирового производства (Приложение 1, 2, 3).

Аналогичное положение по лифтовому оборудованию, композитным материалам, лакокрасочным изделиям, грунтовкам, шпатлевкам и т.д.

Так, в 2015 году смонтировано 36766 лифтов, в т.ч. 22972 – отечественного производства.

Иностранные производители – 13794 лифта, в т.ч.:

  • ОАО «Могилевлифтмаш» - 6989;

  • Производители Китая – 2387;

  • Группа компаний Финляндия-Китай – 1274;

  • Группа компаний Франция-Китай – 1055.

С 2010 года отмечается устойчивое снижение процентного отношения смонтированных отечественных лифтов к общему количеству, составившее в 2015 году уменьшение на 15 %.

 

 

Кроме того, размеры фальсификатов и контрафакта приобрели угрожающие размеры, составляющие в производстве цемента 50 % (данные Союзцемента). Законодательно понятие «фальсификат» и «контрафакт» - не определены, меры наказания одинаковые.

При сохранении на 2016-2018 годы объемов нового строительства в Москве в размере 9,1 млн. м2. ежегодно и объемов капитального ремонта 4,7 млн. м2. Московские предприятия строительного комплекса имеют снижение объемов производства и сокращение поставок на строительный рынок города.

3. Причины сложившегося положения:

  • отсутствие в проектно-сметной документации данных об отечественных инновационных строительных материалах, технологиях, оборудовании, конструкциях, что не позволяет включать их в строящиеся объекты;

  • незнание отечественных производителей, отсутствие деловых контактов;

  • отсутствие механизма продвижения отечественных разработок в строительный комплекс; отсутствие заказчика на инновации; Департамент науки промышленной политики и предпринимательства города Москвы ведет реестр инновационной продукции, проводит оценку научно-технического и экономического уровня, но это не обязывает проектные организации включать продукцию в проекты нового строительства;

  • отсутствие мер защиты Московского рынка и отечественных производителей от поставок фальсификатов и контрафакта;

  • отсутствие механизма, учитывающего долговечность изделий, стоимость эксплуатационных затрат, при определении цены контракта. Победителем является тот, кто предлагает более низкую цену, обоснования снижения цены конкурсной документацией - не предусмотрено, т. е. государственные строительные расценки может уменьшить любой подрядчик, как правило, за счет качества приобретаемых строительных материалов.

4. Меры по улучшению взаимодействия предприятий промышленность и науки со строительным комплексом города.

Департаменту капитального ремонта города Москвы, Фонду Капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы совместно с Кластером:

  • подготовить предложения, направленные на обеспечение плана по капитальному ремонту общего имущества в МКД сертифицированной продукцией отечественных производителей, и мер экономического стимулирования подрядных организаций, выигравших Конкурс на проведение данных работ (создание центра логистики, авансовые платежи на приобретение строительных материалов, оборудования, технологий, реестр добросовестных подрядчиков, централизованная закупка строительных материалов и оборудования через единую электронную торговую площадку с допуском поставщиков, имеющих собственные мощности в размере не менее 40 – 50 % заказа, подтвердивших свою квалификацию и производственную репутацию, обязательства заказчика по своевременной оплате выполненных работ, учета жизненного цикла строительных материалов, оборудования, конструкций и стоимости эксплуатационных затрат при определении победителей конкурса и др.). Внести указанные предложения в ПП Москвы от 14.04.2015 г. № 207 – ПП «О порядке привлечения Фонда капремонта МКД города Москвы подрядных организаций для оказания услуг (или) выполнения работ по капремонту общего имущества в МКД»;

  • инициировать дополнение единого перечня продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 (ред. от 02.04.2015 г.) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии» для жилищно-коммунального комплекса.

Департаменту города Москвы по конкурентной политике выйти с ходатайством в Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития по:

  • установлению ограничений на осуществление закупок важнейшего оборудования, строительных материалов и конструкций, происходящих из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, при наличии не менее чем двух заявок участников размещения заказа, содержащих конкурентоспособные предложения о поставке российских товаров данной категории

  • реформированию системы государственных закупок:

  • установлению предельных размеров цен по широкой номенклатуре продукции, закупаемой государственными и муниципальными учреждениями;

  • осуществлению государственных закупок на суммы, не превышающие 30,0 млн. руб., без конкурсной процедуры, по ценам не выше установленных, если закупки осуществляются у отечественного производителя;

  • расширению полномочий государственных учреждений, компаний с государственным участием по заключению прямых долгосрочных контрактов, стабилизированных по ценам и объемам, с отечественными производителями вне конкурсных процедур;

  • недопущению к участию в тендерах компаний – посредников и поставщиков, а так же не сертифицированной в России продукции.

Департаменту градостроительной политики города Москвы подготовить предложения:

  • в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о дополнении перечня национальных стандартов, сводов правил, в результате обязательного применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 26 декабря 2014 г. № 1521-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

  • СП 60.13330 2012 (СНиП 41-01-2003) «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»:

  • п.п. 5.2- 5.6, 5.10, 5.11 – радиаторы;

  • п. 5.13, 5.14 – конвекторы;

  • 5.17.2 - 5.17.4, 5.18.1 5.18.2 сопроводительная документация и маркировка отопительных приборов;

  • в раздел 5 стандартов ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» добавить пункт:

  • 6.1.11, 6.1.12 - срок службы и рабочее давление;

  • в раздел 6 Свода правил СП 60.13330.2012 добавить «Свод правил. Отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»;

  • в Евразийскую экономическую комиссию:

  • по установлению в проекте технического регламента «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий», обязательных требований к алюминиевым, биметаллическим, чугунным и стальным радиаторам отопления требований к минимально допустимой массе секции секционного радиатора отопления и минимальной толщине стенок, контактирующих с теплоносителем, а так же к соотношению с ними показателей теплоотдачи и к используемому для их изготовления сырью. Отнести отопительные приборы к категории «потенциально опасной продукции»;

  • по внесению в технический регламент ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» обязательных требований к сертификации автоматизированных газовых котельных блочно-модульного исполнения;

  • по внесению в технический регламент ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» обязательных требований к сертификации автоматизированных газовых котельных и тепловых пунктов блочно-модульного исполнения (в том числе автоматизированные узлы управления).

Департаменту города Москвы по конкурентной политике подготовить предложения по дополнению п. 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 25 марта 1014 г. № 155 (ред. от 16 апреля 2015 № 228) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следующей продукцией:

  • лифты, обеспечивающие скорость движения кабины до 2 м/с (код ТН ВЭД 8428102002 на срок до 2020 года);

  • производство трубопроводной арматуры (29.13);

  • производство осветительных ламп и осветительного оборудования (31.5);

  • производство красок и лаков (24.30);

  • производство искусственного графита, коллоидного или поликоллоидного графита, продуктов на основе графита или прочих форм углерода в виде полуфабрикатов (26.82.4).

Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

  • организовать, совместно с Кластером, работу по реконструкции Московской монорельсовой транспортной магистрали с применением магнитолевитационной технологии (за счет частных инвестиций);

  • в целях содействия завершению начатых в Москве строек, обеспечения их необходимыми материалами и оборудованием, ходатайствовать о дополнении постановления Правительства Москвы от 20 апреля 2012 года № 152-ПП (ред. от 09.07.2014 г. № 392-ПП), разрешив предоставление субсидий из бюджета города Москвы организациям, осуществляющим деятельность в сфере обрабатывающих производств на территории города Москвы, на пополнение оборотных средств;

  • ходатайствовать об установлении ввозимых таможенных пошлин единичного таможенного тарифа до 30 % на строительные материалы, конструкции и оборудование, аналоги которых производятся в России.

Департаменту науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы подготовить предложения по:

  • организации импортозамещения основных комплектующих узлов в производстве лифтов (лебедка, привод дверей, станции управления свыше 1,6 м/с, частотные преобразователи, лифты скоростью выше 2 м/с, лифты малые грузовые);

  • разработке и производству новых инновационных строительных материалов и технологий, в т.ч.:

  • технологии производства цементов, сухих строительных смесей с биоцидными свойствами;

  • дискретные армированные композиционные материалы с увеличенным сроком эксплуатации и повышенными механическими характеристиками;

  • технологии производства строительных материалов и изделий на основе отходов стекла;

  • производству инновационного радиатора с безрезьбовым межсекционным соединением и инновационного конвектора;

  • созданию высокомеханизированных и автоматизированных технологических линий с переналаживаемой бортоснасткой, а так же комплекса со сменным оборудованием для безопалубочного формования железобетонных и фибробетонных конструкций методом «скользящей опалубки»;

  • разработке технологии и необходимого оборудования для промышленного производства строительных материалов с использованием машин и аппаратов, действующих на принципах нелинейной волновой механики;

  • разработке трёхходового термоклапана с увеличенной пропускной способностью и коэффициентом затекания (отопительный прибор / замыкающий участок – 100% /100% для однотрубных систем отопления);

  • созданию программно-технического комплекса с единым SSL-шифрованным протоколом управления всеми системами интеллектуальных зданий, в т. ч. энергоэффективностью, в составе: - свободно программируемых контроллеров и блоков расширения; - программного комплекса SOFTLOGIC и SCADA-системы;

  • снижению налоговых пошлин на технологическое оборудование для производства строительных материалов, конструкций и оборудования, не производимое в Российской Федерации;

  • корректировке технических регламентов и другой нормативной документации, регулирующей требования к качеству выпускаемых строительных материалов, конструкций и оборудования;

  • формированию инновационной системы в отрасли производства строительных материалов, конструкций и оборудования путем стимулированию развития Московского инновационного производственно-строительного Кластера.

Просить Федеральную таможенную службу оказать содействие Кластеру по обобщению практики 2015 года по номенклатуре, классификации, количеству и стоимости ввозимой продукции на строительный комплекс города.

ИТОГ: Кластерный подход, в строенный в общий контекст структурного реформирования отечественной экономики, позволит преодолеть сложившуюся ориентацию на сырьевой экспорт, модернизировать технологический базис промышленного производства, сформировать эффективную по своим функциям и структуре модель региональной экономической системы, что позволит обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в целом.

Мнения участников

Н. А Попова, начальник Управления промышленной политики Депаратмента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, к.э.н

Вопросом является формирование системы отбора и внедрения инновационной продукции на объектах городского заказа города Москвы.

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее – ДНПиП города Москвы) сообщает.

Основной проблемой внедрения инновационной продукции в рамках реализации городских проектов является то, что проектировщики не закладывают в указанные проекты новые решения и материалы.

По мнению ДНПиП города Москвы необходимо разработать городскую стратегию применения новых технологических решений, материалов, а также инновационной продукции в качестве требований при строительстве объектов в городе Москве как в рамках Адресной инвестиционной программы, а также коммерческих проектов (схема реализации предлагаемой стратегии прилагается).

И.Л. Олиферко, вице-президент Ассоциации «Композитные строительные материалы»

Тема импортозамещения в настоящее время актуальна, как во всей экономике Российской федерации, так и в ее строительном секторе, поэтому вопрос создания и особенно практического внедрения новых отечественных материалов стоит особенно остро.

Этот вопрос наша Ассоциация «Композитные строительные материалы», рассматривает на примере такого сегмента строительного производства, как устройство кровельных и гидроизоляционных покрытий зданий и сооружений и защита строительных конструкций от внешнего воздействия окружающей среды.

Специализированные строительные организации, входящие в Ассоциацию и выполняющие работы по устройству кровельных покрытий и гидроизоляции подземных и заглубленных частей зданий и сооружений (как при новом строительстве, так и при различного вида ремонтных и ремонтно- восстановительных работах), имеют большой опыт использования всех видов и типов соответствующих материалов, зарубежного и отечественного производства.

На основании этого опыта можно сделать определенный вывод, состоящий в том, что на данный момент, практически вся линейка кровельных и гидроизоляционных материалов, используемая при производстве работ может состоять только из отечественных продуктов.

В сегменте битумных и битумно-полимерных покрытий, это материалы корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ и Костромского завода кровельных материалов. Широкий спектр выпускаемых материалов этих производителей позволяет использовать их для устройства кровель различного типа, а физико-технические характеристики создавать надежные и долговечные покрытия.

Полимерные мембраны всех типов (ПВХ, ТПО, ЭПДМ) представлены производителями материалов от Санкт-Петербурга (Пластфоил), Москвы (Лоджикруф, Кровлелон и т.д.) до Екатеринбурга (Декоплан).

Некоторые из этих материалов представляют собой перенесенные зарубежные технологические процессы, есть и полностью отечественные разработки, от рецептурной составляющей до производственного процесса. Это материалы НПО «Гидрол-Руфинг», ПВХ-мембрана «Кровлелон «ЭПДМ- мембрана «Элон-Супер» и новая разработка - самоклеющийся гидроизоляционный материал «Элон-Супер Л».

Группа окрасочных гидроизоляционных и ремонтных составов представлена широким спектром битумно-полимерных и полимерных композиций, достойно зарекомендовавших себя на объектах строительства. В этом секторе можно выделить полиуретановые композиции «Уреплен» производства ООО ИНТЕРПРОМГАРД, полимерную мастику УНИМАСТ (производитель Гидрол-Руфинг), битумно-полимерные мастики компании ТЕХНОНИКОЛЬ и битумно-латексную эмульсию «РАУФЛЕКС», компании ИННОТЕХ.

В настоящее время в качестве защитных покрытий на объектах нового строительства и реконструкции зданий и сооружений стали применять, так называемые интегральные капиллярные системы на основе минеральных и полимерных композиций. Отечественные разработки здесь представлены материалами компании КАЛЬМАТРОН, ТД Рекс, входящего в структуру ТРИАДА-ХОЛДИНГ, системой материалов компании КТ ТРОН.

Технические характеристики материалов, представленных выше производителей, в полной мере соответствуют аналогичным зарубежным материалам, а конкурентная цена (иногда в 1,5 — 2 раза ) дает дополнительные преференции при рассмотрении применимости того или иного материала.

Следует отметить и то обстоятельство, что в последнее время и заказчики и проектные организации стали внимательнее относится к материалам первичной защиты бетонных и железобетонных конструкций и вводят в практику строительства использование минеральных и химических добавок кальматирующего (пенетрирующего) действия. И в этом сегменте, продукция отечественной разработки очень успешно конкурирует с зарубежными материалами, как в плане физико-технических характеристик, так и в ценовом аспекте. Основными представителями материалов данной группы являются материалы компаний КАЛЬМАТРОН, АКВАТРОН, ТРИАДА-ХОЛДИНГ, КТТРОН.

 

 

Отдельно хотелось отметить вопрос обустройства деформационных и рабочих швов бетонирования при строительстве, ремонте и реконструкции зданий и сооружений различного назначения в промышленном и жилищном строительстве. Основываясь на своем многолетнем опыте и опыте наших коллег, считаем что этой теме следует уделить особое внимание, так как абсолютная доля проникновения воды и коррозии строительных конструкций подземной части, обусловлена именно недостаточным вниманием к этой проблеме.

Решение данного вопроса лежит в двух плоскостях: первое — это грамотное использование качественных продуктов в виде гидроизоляционных шпонок, профильных уплотнений, набухающих профилей, и система инъектирования гидроизоляционными материалами.

Что касается первого пункта, то здесь для применения можно использовать широкий спектр изделий одного из лидеров этого сегмента компании АКВАБАРЬЕР, специализирующейся на производстве материалов линейки АКВАСТОП .

Рекомендуем к применению линейку гидрошпонок компаний ТРИАДА - ХОЛДИНГ, сопоставимых по характеристикам с вышеуказанным производителем.

В этом вопросе отечественные разработчики создали изделия, превышающие по своим рабочим характеристикам (таким как условные перемещения) зарубежные аналоги.

Системы инъектирования, на сегодняшний день, практически единственный способ 100 процентного результата устранения протечек зданий и сооружений подземного и заглубленного типа, но, до недавнего времени и материалы, и оборудование, представленные на Российском рынке, были зарубежного производства.

В настоящее время ситуация стала меняться. На рынке присутствуют ряд отечественных производителей инъекционных материалов, таких как ТРИАДА-ХОЛДИНГ, НПО СТРИМ, ГИДРОПРОТЕКТ. В основном это материалы на основе полиуретановых смол, и здесь есть отставание нашей строительной химии в области производства акрилатных гелей, но работы в этом направлении идут, и думается и в этом разделе можно будет опираться на отечественную продукцию.

В данном сообщении приведены материалы только тех производителей , которые фактически использовались нашими компаниями при выполнении строительных, ремонтных и восстановительных работ. Это обусловлено ответственным подходом к предложению того или иного материала или производителя, с учетом определенной ответственности Ассоциации за конечный результат работ.

В целом, обобщая опыт наших компаний, можно отметить, что в сегменте материалов для защиты строительных конструкций зданий и сооружений от агрессивных воздействий окружающей среды и применяемых для этого технологических решений можно использовать только отечественные разработки, которые, по своим физико-техническим характеристикам и эксплуатационным показателям, не уступают зарубежным аналогам, а в ряде случаев и превосходят их.

Еще одним немаловажным значением в пользу применения отечественных материалов является то, что при прочих равных значениях, их цена ниже (а иногда и на много ниже ) продукции иностранного производства.

На основании всего вышеизложенного Ассоциация берет на себя смелость утверждать, что, при соответствующем развитии производственных мощностей, продукция отечественных компаний будет вытеснять зарубежную продукцию во всех компонентах строительного сектора. Если к этому добавить деятельность проектных организаций, в плане знаний и применения разработок отечественных производителей и их желание не просто «трафаретно» переносить в проектную документацию штампы технических решений сопроводительной и технической документации на те или иные материалы, а анализировать соответствующие показатели отечественных и зарубежных аналогов, то процесс импортозамещения выйдет на новый уровень развития.

Решения

1. Отметить, что:

1.1. Промышленность строительных материалов в городе Москве является одной из ведущих отраслей экономики: до 55 млрд. рублей объема производства реализованных материалов, изделий и оборудования в год. По направлениям производимой продукции включает, в том числе предприятия:

- по производству изделий из бетона, гипса и цемента;

- по деревообработке;

- по производству резиновых и пластмассовых изделий;

- по производству изделий из обожжённой глины;

- по производству металлических изделий.

1.2. По экспертным оценкам стоимость возведения строительных объектов в Москве существенно превышает стоимость строительства аналогичных объектов в промышленно развитых странах, в основном, из-за устаревшей нормативной, проектной и организационно-технологической базы, не учитывающей отечественные достижения науки и инженерные разработки, в том числе инновационные.

1.3. Основной проблемой внедрения инновационной продукции в рамках реализации городских проектов является то, что проектировщики не закладывают в указанные проекты новые решения и материалы.

1.4. Принятые до настоящего времени решения по развитию смежных со строительным комплексом отраслей, в том числе машиностроения, ориентированного на нужды производства строительных материалов, изделий и конструкций, инженерного оборудования для строительного комплекса, не находят должного применения. Достаточно велика доля импортных поставок высокотехнологичного инженерного оборудования при наличии отечественных производителей на российском рынке.

1.5. Для обеспечения системообразующих отраслей экономики необходимой и достаточной номенклатурой продукции отечественного производства работа предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов должна быть направлена на внедрение лучших практик, получивших положительную оценку, как на российском, так и на международном уровне, через проведение экспертно-аналитической оценки существующего положения в области проектирования, технологического обеспечения при изготовлении материалов и изделий и их применения при строительстве зданий, сооружений, объектов транспорта и инфраструктуры.

Необходимо усиление взаимодействия между отечественными производителями и строительными организациями, с обеспечением преимущественного использования отечественного сырья, материалов и оборудования.

2. Рекомендовать:

2.1. Участникам инвестиционного процесса города Москвы, руководствуясь Положением об экспериментальном проектировании и строительстве капитальных объектов на территории города Москвы, шире использовать эксперимент для апробации новых технологических и технических решений, опытных образцов отечественных материалов и оборудования в реальных условиях эксплуатации и обеспечения перехода строительной отрасли к инвестиционному типу развития.

2.2. Проектным организациям города при разработке проектной документации объектов капитального строительства активнее пользоваться информацией, размещенной в «Перечне инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий» Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, «Реестре инновационных технологий и технических решений» Московского территориального строительного каталога (МТСК), «Реестре основных видов продукции» созданного в рамках Москомэкспертизы Консультационно-экспертного центра, а также консультационными услугами.

2.3. Департаменту градостроительной политики города Москвы и организации, уполномоченной по ведению МТСК, совместно с научно-исследовательскими, проектными и строительными организациями продолжить работу по расширению номенклатуры инновационных высококачественных строительных материалов, конструкций и изделий.

2.4. Департаменту строительства города Москвы (А.Ю. Бочкарев) и ГАУ "Московская государственная экспертиза" (В.Ю. Денисов) при разработке технических и технологических заданий на проектирование и строительство объектов городского заказа, а также при проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации предусматривать применение результатов инновационных разработок, размещенных в Московском территориальном строительном каталоге.

2.5. Организациям, осуществляющим функции Заказчика, включать в задания на проектирование требования о применении композитных, инновационных строительных материалов и технологий.

2.6. Заинтересованным органам строительного комплекса города Москвы оказать содействие в рассмотрении вопроса по введению обязательной сертификации композитных строительных материалов и изделий из них.

3. С целью более широкого внедрения композитных материалов:

3.1. Ассоциации организаций «Композитные строительные материалы» (далее – КСМ) совместно с АО НИЦ «Строительство» «НИИЖБ им. А.А. Гвоздева», с привлечением заинтересованных предприятий и организаций, подготовить предложения о передаче функций по разработке, внедрению и контроля нормативно-технической документации на композитные строительные материалы для бетонных и железобетонных конструкций под юрисдикцию Минстроя России;

  • КСМ (И.Л. Олиферко) подготовить перечень композитных, инновационных строительных материалов и технологий для разработки территориальных сметных нормативов для Москвы;
  • Москомэкспертизе (В.В. Леонов) обеспечить включение в «План разработки (актуализации) территориальных сметных нормативов для города Москвы на 2017 год» мероприятий по разработке территориальных сметных нормативов для инновационных композитных строительных материалов и технологий их применения, на основании предложений Заявителей, оформленных в соответствии с требованиями п. 4.6 «Положения о порядке разработки и утверждения сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы», утвержденного приказом Москомэкспертизы от 24.02.2016 № МКЭ-ОД/16-5.

4. С учетом специфики строительной отрасли города Москвы принять следующие направления «Плана мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» (далее – План):

  • Поддержка внедрения современных инновационных технологий в целях освоения производства новой инновационной продукции;
  • Стимулирование внутреннего спроса на продукцию и создание новых рыночных ниш;
  • Проведение импортозамещения за счет развития российской базы машиностроения;
  • Укрепление кадрового потенциала и поддержка профильного образования;
  • Совершенствование технического регулирования;
  • Создание условий для снижения импорта материалов и выработка мер стимулирования экспортно ориентированных производств, разрешенных правилами Всемирной торговой организации.

Поддержать предложения по включению в План:

  • Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы (А.В. Раевская) - по замещению импорта товарами, произведенными отечественными производителями;
  • НП «Национальное объединение участников строительной индустрии» (А.Л. Лощенко) - о необходимости разработки единой методики для отбора и классификации технологий и строительных систем;
  • НИУ МГСУ (А.П. Пустовгар) по созданию регионально распределенной сети инновационных центров в сфере строительства и ЖКХ с головным подразделением «Инновационный центр в строительстве» на территории города Москвы; НИУ МГСУ в срок до 01.12.2016 разработать план мероприятий («дорожную карту») развития Инновационного центра в строительстве на территории города Москвы;

5. Поддержать инициативу Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы о разработке городской стратегии («дорожной карты») применения новых технологических решений, материалов, а также инновационной продукции в качестве требований при строительстве объектов в городе Москве как в рамках Адресной инвестиционной программы, а также коммерческих проектов (по предложенной схеме).

  • Подготовить проект Соглашения о сотрудничестве между Департаментом градостроительной политики города Москвы (О.В. Рындин) и Московским инновационным производственно - строительным Кластером (А.В. Раевская).

7. Для подготовки предложений в федеральный План и региональную Программу по реализации положений Стратегии промышленности строительных материалов организовать Рабочую группу. Участникам совещания в двухнедельных срок после выхода протокола ОНТС направить в Департамент градостроительной политики города Москвы предложения по кандидатурам для включения в Рабочую группу.

Руководитель Департамента градостроительной политики
города Москвы, заместитель председателя ОНТС

С.И. Левкин
Ученый секретарь ОНТС, к.т.н., с.н.с.

А.М. Попова