Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Планета БКЛ

По московским рецептам: как изменится Кишинёв

Темы в материале

В этом году началась разработка долгосрочной стратегии социально-экономического и пространственного развития столицы Молдовы – Кишинёва. Разработкой этого проекта занимается международная команда, в которую вошли: московская Academy of RealEstate, российское бюро Master'sPlan и агентство Cushman&Wakefield. Впоследствии именно на основе этой стратегии и ее принципов будет разработан Генеральный план развития города.

Стратегия перспективного развития Кишинёва разрабатывается в несколько этапов. Уже проведены опросы жителей города, экспертные интервью, собраны и проанализированы исходные данные, определены актуальные проблемы.

На втором этапе будет разработана стратегия развития города с набором первоочередных мер для комплексного устойчивого развития, а также предложены приоритетные проекты для реализации на территории города. Компания Academy of Real Estate ведет общую координацию проекта, бюро Master'sPlan выступает генеральным проектировщиком стратегии, а Cushman&Wakefield занимается разработкой предложений в социально-экономическом блоке. Эта работа должна быть завершена в первом квартале 2021 года.

«Мы должны вернуть город людям – это самая важная задача, которую нам предстоит решить. Это большой международный проект, в нем участвуют Кишинёв, Москва и Бухарест. Я очень рад, что наши коллеги помогают нам в развитии этого видения. Завершить работы планируется в следующем году», – заявил мэр Кишинёва Ион Чебан.

При разработке проекта градостроители затрагивают пять секторов города: Центр, Ботаника, Чеканы, Рышкановка, Буюкань и 18 субурбий (прилегающих районов). Площадь разработки проекта составляет 54 тыс. га.

Уже завершен сбор исходных данных для дальнейшей работы – информации о городе, его проблемах и особенностях, проведена оценка потенциала развития. Каждую неделю проводятся совещания с руководством столицы, где российские специалисты делятся идеями и проектными предложениями. Сейчас идет процесс обсуждения первостепенных мер, а также выработка приоритетов, на которые может быть выделено финансирование в ближайшие два-три года.

По словам главы бюро Master'sPlan Юлии Зубарик, помимо анализа особенностей города прошло социологическое исследование среди горожан, собрали около 4 тысяч ответов. Также проведено более 30 экспертных интервью с представителями городского управления, архитекторами, руководителями IT-компаний, девелоперов и предпринимателями, которые представляют средний и малый бизнес.

По ее мнению, среди особенностей Кишинёва, которые следует учесть при разработке стратегии, нужно принимать во внимание отрицательную демографию, связанную, как ни странно это звучит, с довольно высоким уровнем высшего образования. Молодежь, получив диплом, сразу после окончания вузов уезжает в Венгрию и Румынию, которые становятся для них стартовой площадкой для переезда дальше – в Западную Европу. Особенно интересны в Европе специалисты в области IT и медицины.

Тем не менее, в Кишиневе неплохо развита IT-индустрия. Что же касается производственно-индустриальной сферы, то в городе она практически пришла в упадок, и это тоже отрицательно влияет на развитие города.

«Столица Молдовы, как и другие индустриальные города, когда-то складывалась вокруг производств, расположенных по берегам реки Бык. Теперь эти пустующие территории представляют собой хороший ресурс для развития города. Своей задачей градостроители видят переосмысление этих земель под общественно-жилую застройку. В этой работе может оказаться полезным опыт реорганизации промышленных зон и территорий площадок бывших заводов», – отметила Юлия Зубарик.

Не менее важной задачей является проработка изменений в историческом центре города и в первую очередь – транспортной ситуации. Исторический центр города, который сложился в конце XIX – начале XX века, можно сравнить с шахматной доской. Поскольку в Кишинёве отмечается нехватка транспортных связей между районами, именно центр города стал транзитной зоной.

Как и в московской агломерации, здесь наблюдается маятниковая миграция, связанная с удаленностью деловых и рабочих центров от мест проживания людей. Однако транспортная инфраструктура на это не рассчитана, что приводит к заторам и пробкам на дорогах. К тому же, транспортная ситуация настолько осложнена, что машина скорой медицинской помощи может добираться до окраин или ближайших деревень по нескольку часов.

Сложность еще и в том, что в целом структура города линейная, и здесь нет кольцевых трасс, чтобы предусмотреть альтернативные маршруты. Задача планировщиков – сформировать районные связи вне центра города, а также разгрузить его историческую часть, сделав ее частично пешеходной. Одним из решений этой задачи может стать развитие внеуличного транспорта – трамвая. Помимо этого, логичным было бы появление транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), возможно даже с переносом автовокзалов.

Московские специалисты предлагают также новое административно-территориальное деление, в том числе закрепление границ исторического центра и установку регламентов застройки для центральной части. Дополнительным градостроительным решением может стать развитие административно-делового центра – Сити.

«Еще одна задача – фирмирование комфортной городской застройки. Здесь предполагается комплексная застройка свободных территорий с созданием современных районов. И также рассматриваются варианты по реновации ветхого жилфонда. Мы видим, что необходимо вмешательство в структуру сложившихся районов, где нужно создавать общественно-досуговые центры, благоустраивать дворовые территории, формировать пешеходные связи в системе вновь создаваемых общественных территорий в городе», – отметила Зубарик.

Проблема, которая осложняет жизнь в Кишиневе, – парковки. Наблюдается полный хаос парковочного пространства – оставить машину сейчас можно в любой точке города, как было в Москве десять лет назад.

Для решения этих задач не исключается возможность применения московской практики реновации жилищного фонда – руководство Кишинёва не раз положительно отмечало опыт этой программы в Москве. Но объемы, конечно, несопоставимы с российской столицей.

Еще одним ресурсом преображения молдавской столицы станут парки, ведь Кишинёв всегда считался самым зеленым городом бывшего СССР. Большинство опрошенных горожан любимыми местами называют исторический центр и парки. Уже началась работа по их приведению в надлежащий вид, в том числе с учетом московского опыта: прокладываются дорожки, высаживаются деревья, проводится комплексное благоустройство.

«Нашу команду часто спрашивают, с каким городом можно было бы сравнить Кишинёв и к какому идеалу стремиться. На самом деле нам хочется создать не копию какой-то европейской столицы и российского города, а сделать Кишинёв «лучшей версией себя». Задача нашей команды сейчас – определить стратегические направления, с которыми мы будем работать на следующем этапе. И, конечно, наша базовая рекомендация проводить изменения с учетом мнения жителей. Наш московский опыт показал, что это правильный путь», добавила Зубарик.

Антон Мастренков