timelapse

Продолжение легенды

Темы в материале

История реновации бывших промышленных объектов Москвы пополнилась новым примером. На территории бывшего автозавода ЗИЛ реконструировано здание модельного цеха, построенное по проекту архитектурного бюро КБ Милашенкова Наркомтяжпрома. В 1930-е годы здесь проектировались и дорабатывались модели автогиганта, сегодня здесь разместится салон известной автомобильной марки.

В разработке проекта сложной высокотехнологичной реконструкции приняли участие архитектурное бюро компании «АВИЛОН» и немецкое международное бюро Merz&Merz, а генеральным архитектором выступило российское бюро Kleinewelt Architekten.

«Международная команда экспертов перед началом работ в течение шести месяцев изучала чертежи», — рассказал архитектор и партнер бюро Kleinewelt, один из авторов проекта Сергей Переслегин. По его словам, работы проводились согласно последним тенденциям архитектурного искусства, были сохранены фасады здания, стиль и эстетика позднего конструктивизма 30-х годов.

Изначальный архитектурный объем был дополнен пространством с панорамным остеклением. Для этого были использованы самые большие в российском строительстве стеклянные панели размером 3 на 6 м. В результате удалось достичь уникального эффекта: увидеть пронизывающую здание структуру, сформированную из усеченных конусов. Благодаря хорошо подобранным пропорциям и отсутствию избыточной детализации удалось удачно сочетать исторический внешний вид объекта с современными интерьерами. Особенно выигрышно здание смотрится со стороны Третьего транспортного кольца и Автозаводской улицы.

Заместитель генерального директора Музеев московского Кремля, эксперт Министерства культуры РФ Андрей Баталов считает этот проект поистине удивительным. Во-первых, это единственное здание на огромной территории бывшего автозавода, которое связано с первоначальной функцией места, а во-вторых, редкий случай, когда здание, не имеющее статуса объекта культурного наследия, сохраняет свой исторический облик. Обычно, поясняет Баталов, когда инвесторы, архитекторы и заказчики сталкиваются со зданием эпохи советского авангарда, не защищенным законом, они не понимают, что можно с ним сделать: первоначальная функция утрачена, бетон по современным меркам отвратительного качества. И поэтому, как правило, здания бывших типографий, заводов, фабрик-кухонь сносятся, а на их месте появляются новые комплексы, кардинально отличающиеся по своей композиции, облику и объемам. «Здесь же сделан значительный шаг вперед, — отмечает Баталов. — Здание тщательно обмерено, зафиксировано во всех своих деталях и воспроизведено». К слову, и это здание находилось в аварийном состоянии, но заказчик согласился на дорогой проект, разрешив архитекторам в течение долгого времени производить обмеры и проходить все необходимые согласования. В общей сложности процесс строительства занял три года.

Зачем это нужно заказчику? Эксперт считает, что не последнюю роль здесь сыграло то, что архитектурная школа советского авангарда была тесно связана с немецким авангардом. «Вхутемас всегда был связан с Баухаусом, и эти две школы тесно сотрудничали, — рассуждает Баталов. — Может быть, именно эти связи повлияли на то, что было принято решение воспроизвести стильные фасады, которые были спроектированы в мастерской Наркомтяжпрома».

Справочно:

В здании бывшего модельного цеха ЗИЛа разместился самый крупный дилерский центр «Мерседес» в Европе — «Мерседес-Бенц Авилон Легенда». На пяти этажах центра расположились автомобили «Мерседес-Бенц» и зона «АВИЛОН Трейд», шоу-рум, зона продаж, административные помещения, парковка и сервисная зона, в которой сможет обслуживаться до 60 автомобилей в день. «Для АГ«АВИЛОН» важно было воссоздать и сохранить уникальный архитектурный облик здания, показать преемственность поколений», — заявил председатель правления автомобильной группы «АВИЛОН» Андрей Павлович.

Оксана Самборская