timelapse

Проведена инновационная работа по оптимизации инженерно-геологических изысканий

Темы в материале

Подробнее (pdf.)

Оптимизация инженерно-геологических изысканий на основе применения электронной базы данных геологической среды Москвы и формирование Перечня нормативно-технической документации в области строительства подземных объектов транспортной инфраструктуры (метрополитен, автодорожные тоннели, паркинги) обсуждались 22 апреля 2015 года на заседании Объединенного научно-технического совета (ОНТС)  по вопросам градостроительной политики и строительства.

Доклады

В.И. Осипов - Директор Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАН

В марте 2007 г. Московское правительство издало распоряжение «О создании тематических геологических крупномасштабных карт территории г. Москвы». Руководство градостроительного комплекса сформулировало цели проекта: совершенствование и систематизация геологической информации при выполнении инженерно-геологических изысканий для планирования градостроительного развития города, проектирования и строительства объектов различного назначения, а также предотвращения аварийных ситуаций при строительстве заглубленных строительных объектов и создания картографической основы для оперативных экспертных оценок состояния геологической среды при возникновении различных аварийных ситуаций.

Оптимизация инженерно-геологических изысканий на территории города Москвы (pdf.)

В течение 2008-2009 гг. проект выполнялся под руководством ГУП «Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ» («Мосгоргеотрест») при научно-методическом сопровождении работ и непосредственном участии в работах Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН. Помимо «Мосгоргеотреста» и ИГЭ РАН в работе принимало участие Научно-методическое объединение «Георесурс». За время работы проанализировано более 85 тыс. скважин из геологического фонда Москвы, 35 тыс. скважин оцифрованы и вошли в электронный банк данных. На основании обобщенной информации составлено 12 специализированных крупномасштабных карт города, которые информационно связаны между собой. Общий объем работы - более 700 закартографированных стандартных листов масштаба 1: 10 000.

Подобная работа выполнена в России впервые, аналогов подобной работы в зарубежной практике нам также не известно. Она является инновационной, поскольку помимо анализа огромного фактического материала, содержит теоретические и научно-методические разработки и программные средства, реализованные на основе последних достижений фундаментальной науки и применении современных геоинформационных технологий.

Впервые составлена структурная геодинамическая карта города, на которой отражены новейшие структуры, хорошо унаследованные рельефом. В результате работы над структурно-динамической картой можно сделать важное заключение - на территории города нет активных современных тектонических разломов. Вместо этого в местах концентрации напряжений на контактах блоков имеются зоны повышенной трещиноватости, которые играют большую роль в геологическом строении территории. К ним приурочены различные экзогенные процессы, повышенная эрозия, различные геохимические аномалии (повышенное содержание радона, водорода и др.).

Территория города относится к асейсмичным зонам, где нет и не может быть крупных разрушительных землетрясений. Однако в связи с высотным строительством возникла необходимость проведения сейсмического микрорайонирования, поскольку собственные колебания зданий повышенной высотности могут совпадать с низкочастотной частью спектра сейсмических колебаний и вызывать резонанс. В результате сейсмического микрорайонирования в пределах города выделены четыре зоны по сейсмичности, начиная от 4 и кончая 5.5 баллами.

Верхняя часть литосферы в пределах территории города до глубины  150 м сложена тремя пачками пород снизу вверх:

а) отложениями каменноугольного возраста, карбонатно-глинистыми по составу;

б) мезозойской толщей, представленной юрскими и меловыми глинисто-песчаными породами;

в) четвертичными отложениями.

В результате их картографирования впервые были составлены крупномасштабные геологические карты каменноугольных отложений, дочетвертичных отложений и карта четвертичных отложений. Эти карты легли в основу районирования территории города по инженерно-геологическим условиям, что особо актуально в связи с высотным строительством и освоением подземного пространства города.

Впервые с использованием 3D-моделирования был закартирован древний рельеф, существовавший на территории города более миллиона лет назад, на котором хорошо выделяются тальвеги эрозионных врезов. С наличием врезов связаны проблемы прохождения глубоких туннелей - при их проходке в известняках неожиданно встречались плывунные песчаные грунты, заполняющие эти врезы, что приводит к аварийным ситуациям (например, провал на Большой Дмитровке, оседание поверхности Земли и деформирование здания Российской государственной библиотеки при строительстве станции Боровицкая, крупная авария в метрополитене на участке Площадь мужества – Лесная в Санкт-Петербурге и др.).

Составлена гидрогеологическая карта для верхней толщи пород, включающей несколько водоносных горизонтов. В формировании гидрогеологических условий большую роль играет юрская глинистая толща. Там, где она распространена, образуется водонепроницаемый «экран», защищающий артезианские водоносные горизонты - уникальный природный, а точнее – стратегический ресурс города, поскольку эти воды находится непосредственно под городом, а самое главное, - хорошо защищена от внешних воздействий. Там, где юрские глины отсутствуют, создаются условия для загрязнения артезианских вод, которые становятся не пригодными для водоснабжения и требуют очистки. В результате картирования составлена карта защищенности артезианских водоносных горизонтов города.

На районирование территории по инженерно-геологическим условиям влияют опасные геологические процессы. На территории города выделены основные из них: подтопление, оползни, закарстованность пород и образование карстово-суффозионных провалов. Проведено картирование этих опасностей.

Составлена карта развития подтопления и оползней. Выделены площади: постоянно подтопленные, где УПВ находится на глубине до 3 м (14% территории города); сезонно или временно подтапливаемые, где УПВ до 5 м (14%); и не подтопленная территория (72%). Оползневые процессы развиваются в основном в долине реки Москвы, на ее берегах имеется 15 оползневых участков.

Наибольшую опасность представляют закарстованность пород и образование карстово-суффозионных провалов на территории города. Для оценки их опасности создана отдельная карта. По степени поражения этими процессами территория города подразделена на опасные, условно опасные и не опасные участки. Соотношение их площадей следующее: а) по закарстованности: опасные участки - 2%, потенциально опасные - 77% и не опасные - 21%; б) по карстово-суффозионным провалам: опасные - 1%, потенциально опасные - 16% и 83% - не опасные.

Итоговая карта инженерно-геологического районирования по существу обобщает всю информацию, представленную на перечисленных выше картах. На ней выделено более 3600 участков инженерно-геологических массивов, каждому из них присвоен определенный индекс, в котором закодирована вся информация о нем (геодинамика, геоморфология, геологическое строение, гидрогеологические условия, развитые опасные процессы). Все цифровые и буквенные обозначения расшифровываются в легенде карты. Читая такую карту, можно сразу получить общее представление о геологических условиях, которые характерны для той или иной территории, что открывает возможность для оперативных экспертных оценок состояния геологической среды города.

На основе комплексного анализа всех инженерно-геологических условий на карте представлена предварительная оценка территории города. На карте цветом выделены сложные (11% территории города), средние (45%) и простые (44%) по инженерно-геологическим условиям участки. Карта районирования с практической точки зрения является важнейшим документом, она должна приниматься во внимание при разработке Генплана города, порайонной и более детальной планировки, а также при решении других вопросов развития города.

Импортозамещение: изготовление измерительных датчиков для комплексного геотехнического мониторинга

К числу широко востребованного сейчас в строительстве относится производство измерительных устройств, для осуществления комплексного геотехнического мониторинга, а именно: экстензометров и инклинометров - (измерение деформаций грунтов), уровнемеров (контроль уровня подземных вод), датчиков порового давления, акселерометров (контроль динамических воздействий на толщу природного и техногенного характера), мездозов (контроль напряженного состоянием грунта).

Большинство перечисленных датчиков разрабатывается с изготовлением опытных образцов в специализированном конструкторском бюро ИГЭ РАН, а также в ряде других организаций. Кроме экономии средств, это позволит осуществлять все геотехнические наблюдения на стандартизованном оборудовании, что имеет большое значение при создании единой комплексной системы мониторинга, например, для метро города.

Инновационные технологии: улучшение свойств грунтов методом «Геокомпозит»

В связи с усложнением объектов строительства и увеличением нагрузок на основание все чаще возникает необходимость повышения несущей способности грунтов. Для этого применяются различные методы инъекционного закрепления грунтов с применением различных вяжущих (затвердевающих) компонентов. В последние годы появился ряд новых методов укрепления грунта, к числу которых относится технология уплотнения и армирования грунта с применением гидроразрыва («Геокомпозит»), разрабатываемая в ИГЭ РАН. Метод запатентован и зарегистрирован в 6 зарубежных странах, в том числе в США, Англии, Германии, Франции.

В настоящее время «Геокомпозит» является наиболее эффективным инъекционным методом закрепления грунтов, применимым для любых типов грунтов.

В заключение следует сказать, что созданная база данных и построенная на её основе серия карт являются ценнейшим информационным ресурсом города Москвы, позволяющий существенно сократить время и стоимость получения инженерно-геологической информации на предпроектной стадии решения градостроительных задач (планирование использования территории, выбор площадок строительства и трасс метро, составления программы детальных изысканий на стадии проектирования и др.). Часть составленных карт, очевидно, войдет в нормативные документы города и будет использоваться при проведении строительных и хозяйственных работ. Важную роль карты будут играть при реализации программы Правительства Москвы по освоению подземного пространства. Кроме того, можно надеяться, что в ближайшие годы подобными исследованиями будут охвачены территории других крупных городов страны. Поэтому выполненная работа может использоваться как методическая разработка.

Щекудов Е.В. - директор филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены», к.т.н. 

Меркин В.Е. - начальник НИЦ ОПП ОАО «Мосинжпроект», д.т.н.

Мировая практика развития крупнейших мегаполисов рассматривает активное использование подземного пространства как одного из основных факторов эффективного функционирования многонаселенных территорий.

В предложенной концепции законопроекта «О недропользовании в Москве» в качестве приоритетных видов пользования недрами рассматривается строительство и эксплуатация подземных объектов транспортной инфраструктуры (метрополитен, автодорожные тоннели, паркинги), а также зданий с глубокозаглубленными фундаментами до
15-20 м. В связи с этим весьма актуальной представляется решение задачи обеспечения проектных и строительных организаций города современной нормативно-технической документацией, учитывающей последние достижения в этой области и в максимальной степени приближенной к нормативной базе ЕС.

Эффективность использования подземного пространства, как и любого вида капитального строительства, во многом зависит от того, насколько полно и адекватно нормативная база проектирования учитывает условия возведения объекта и возможность оптимизации его параметров, используя современные расчетные модели, материалы и технологии.       

В области метро- и тоннелестроения, начиная с 1954 г, в качестве общесоюзных документов были выпущены и с периодичностью 10-25 лет обновлялись четыре нормативных документа (СНиП): два на проектирование и два по организации строительства, производству и приемке работ – соответственно, по метрополитенам и транспортным тоннелям.

Габариты приближения строений и оборудования для метрополитенов, автодорожных и железнодорожных тоннелей первоначально находили отражение в главах на проектирование СНиП, а в 1980 г. по ним были разработаны ГОСТы, остающиеся в неизменном виде до настоящего времени.

В 1978 г. на производство и приемку работ при строительстве железнодорожных, автодорожных, гидротехнических тоннелей, а также тоннелей метрополитенов был разработан единый нормативный документ (СНиП III.44-78).

На отдельные виды тоннельных работ, а также на инженерно-геологические изыскания, на геодезические и маркшейдерские работы разрабатывались ведомственные нормативные документы (инструкции, правила, технические указания). Всего было разработано 19 документов. Помимо этого разрабатывались многочисленные рекомендательные документы (руководства, пособия, методические рекомендации и др.).

В 1994 г. Минстроем РФ была разработана новая государственная система строительных норм, правил и стандартов, соответствующая новым экономическим условиям строительства в России, а также международным стандартам, в том числе Европейского экономического сообщества.

С 2003 г., во исполнение Федерального закона «О техническом регулировании» и с учетом нового СНиП 10-01-2003 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» главной задачей норм становится защита прав и интересов потребителей строительной продукции, общества и государства.

Эта система, частично действующая и в настоящее время, включает следующие виды руководящих документов:

- своды правил (в т.ч. актуализированные строительные нормы и правила) - (СП),

- межгосударственные стандарты - (ГОСТ), 

- национальные стандарты Российской Федерации в области строительства - (ГОСТ Р),

- руководящие документы Системы - (РДС), 

- стандарты СЭВ (СТ СЭВ), введенные в действие на территории Российской Федерации в качестве государственных стандартов, 

- нормативные документы, утвержденные Госстроем РСФСР (РСН), 

- нормативные документы, утвержденные Госстроем СССР (СН и др.), и (ВСН), утвержденные соответствующими ведомствами, применяемые в качестве рекомендуемых документов.

Данная система не предусматривает ранее принятого деления норм по отдельным объектам на нормы проектирования и нормы производства и приемки работ. Поэтому разработанные в виде сводов правил актуализированные редакции норм на железнодорожные и автодорожные тоннели (СП 122.13330 2012) и метрополитены (СП 120.13330 2012) включают все эти вопросы в единых документах.

После принятия в конце 2009 г. Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство РФ утвердило Перечень национальных стандартов и сводов правил (или их частей), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного закона. В результате часть документов, ранее действовавших в качестве обязательных, в настоящее время не входит в доказательную базу нормативных документов, а являются рекомендательными. К таким документам, прежде всего, следует отнести ВСНы, в которых содержатся обширные сведения по всем вопросам проектирования и строительства подземных объектов.

Во многих случаях сложившаяся ситуация препятствует применению целого ряда прогрессивных решений, в том числе успешно апробированных на практике и на которые имеются нормы, не вошедшие в Перечень обязательных, например, обделки из набрызгбетона, фибробетона, напыляемая гидроизоляция, возможность образования в обделках трещин ограниченной ширины раскрытия, вместо абсолютной трещиностойкости. В связи с формированием в стране новой системы технического регулирования, которая в области строительства осуществляется по схеме на рис 3, одной из главных целей, по нашему мнению, следует считать анализ всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление с учетом научно-технических достижений в отрасли в стране и за рубежом.

При этом следует учитывать, что мировая система стандартов приводит единые нормы Еврокодов, национальные американские нормативные документы и др. Гармонизация стандартов с европейскими нормативными документами требует тщательной переработки европейских рекомендаций, т.к. в Еврокодах даны самые общие требования к расчету фундаментов, в основном по типам сооружений, и отсутствуют требования к исходным данным и особенностям расчетов фундаментов на специфических и слабых грунтах, которые распространены в России. В европейских стандартах практически отсутствуют требования к технологиям (процедурам) выполнения инженерно-геологическим изысканий, они делегированы в национальные приложения. Есть различия в номенклатуре грунтов и классификационных показателях грунтов.

В настоящее время впервые в российском праве саморегулируемым организациям, объединяющим строителей, проектировщиков и изыскателей, законодательно дано право принимать участие в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с вопросами саморегулирования в строительной сфере. Это позволило в кратчайшие сроки начать системную работу, в первую очередь, в области обновления нормативно-технической базы и повышения качества строительно-монтажных работ и проектирования.

Одной из немногих в России специализированной саморегулируемой организацией в области подземного проектирования и строительства является Некоммерческое Партнерство «Объединение подземных строителей». Во взаимодействии с Национальными объединениями строителей России (НОСТРОЙ), изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Партнерство активно занимается вопросами актуализации нормативной базы: выступает в качестве эксперта, организует проведение анализа состояния существующих нормативно-технических документов в подземном проектировании и строительстве, используемых в РФ и за рубежом, планирует разработку недостающих нормативно-технических документов и актуализацию существующих норм и правил. Ведутся работы  по созданию единой нормативной базы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

В течение последних трех лет силами таких организаций как ОАО «Мосинжпроект», ОАО «Метрогипротранс», ОАО ЦНИИС, НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, МНЦ ВНИМИ, ОАО ВНИИГ, НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, ОАО Институт Фундаментпроект, ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» и др. было разработано, актуализировано и принято к разработке несколько десятков нормативных документов, охватывающих основные направления в области подземного строительства. Некоторые из них полностью или частично входят в доказательную базу Технического регламента, активно применяются при проектировании подземных сооружений в Москве и защите проектов в экспертных органах.

Нормативные документы в области транспортного строительства и тоннелестроения, не входящие в доказательную базу Технического регламента, требуют актуализации и носят рекомендательный характер.

В соответствии с положениями нормативных документов конкретные виды работ должны выполняться на основании специально разработанных технологических регламентов. Также на все виды продукции в метростроении разрабатываются технические условия, в том числе на блоки тоннельной обделки, поставляемые в настоящее время для строительства метрополитена в Москве. Силами специализированных организаций разработаны технические условия на блоки и технологические регламенты на их изготовление для всех заводов, которые задействованы на строительстве метрополитена в Москве.

В настоящее время силами ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации», филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены» и ОАО «Мосинжпроект» разработаны технологические регламенты и технические условия на такие виды работ, как сооружение тоннелей с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов, гидроизоляцию тоннелей, бетонные работы и др. На данный момент НИЦ ОПП ОАО «Мосинжпроект» разрабатывает стандарт по расчету высокоточных обделок перегонных тоннелей метрополитенов, сооружаемых способом щитовой проходки, с учетом нового подхода к расчету обделок по модели упрочняющегося грунта и введением в расчет деформативности стыков и перевязки швов блоков обделки.

Предлагаемые изменения в действующие нормы:

1. Актуализировать и ввести в доказательную базу не входящие в доказательную базу ВСН, МГСН, и другие необходимые документы, перечень которых должны подготовить профильные организации и утвердить.

2. На новые технологии разработать стандарты и включить их в обязательный перечень нормативных документов.

3. Соответствующие дополнения внести в действующие СП.

Мнения участников

Беляев В.Л. - советник руководителя ДГП, к.т.н., доц.

Остановился на актуальности темы и дополнениях в проект решения ОНТС.

Согласно п. 15 ст. 1 ГрК РФ: Инженерные изыскания (далее - ИИ) являются особым, «сквозным» видом градостроительной деятельности, специальной технологией и источником получения информации о природных условиях и факторах техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий. В этой связи, прежде всего, следует говорить о технологической оптимизации процесса ИИ, который объективно отвечает стадийности организации граддеятельности. ИИ должны проводиться на всех уровнях граддеятельности. Виды и объемы их должны отвечать задачам стадии и степени изученности территории. В этом отношении можно отметить два направления. Во-первых, необходимость воссоздания конкретных норм проведения ИИ для обоснования генпланов городов. Эта конкретика ошибочно была упразднена «для упрощения процедур» в ГрК РФ в 2011 году, что во многом способствовало возникновению ЧП последних лет в городах и многомиллиардным потерям (Крымск, населенные пункты ДВФО) и привело к внутренней коллизии в ГрК РФ. Применительно к Москве это не значит, что изыскателям надо будет выходить в поле для обоснования планировочных решений на достаточно изученных территориях старой Москвы. Но на присоединенных территориях, где изученность в разы меньше, такая возможность законодательством должна быть представлена и ИИ нельзя рассматривать как административный барьер! Кроме того, необходимо полностью устранить пробел ГрК РФ в части ИИ для планировки территории. Частично, в 2013 году, он устранен применительно к планировке линейных объектов транспортной инфраструктуры. Однако в Москве эта норма ФЗ заказчиками, планировщиками и экспертами исполняется не всегда.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос с фондами ИИ. В связи с изменением правовых актов на уровне РФ, ведение «Геофонда» города Москвы потеряло свою легитимность, а создание госфонда материалов и данных на федеральном уровне необоснованно затянулось. В настоящее время на уровне Правительства РФ принято решение о создании такого фонда на базе ИСОГД. С учетом этого в решении ОНТС (п. 6) следует дополнительно отметить, что ДГП, МКА необходимо вернуться к вопросу включения комплекта ТГК города в ИАИСОГД Москвы (518 РП от 26.03.2007, п. 6), предварительно решив вопрос с госрегистрацией карт. Необходимо также решить вопрос с Минстроем России о возможности создания и ведения госфонда материалов и данных ИИ в г. Москве на базе постоянно действующих моделей геологической среды с учетом имеющихся в городе наработок и мировой практики. В итоге это, в частности, даст существенный экономический эффект и импульс развитию городского подземного пространства. Данную задачу целесообразно решить в рамках программ Технологической платформы «Строительство и архитектура» (секция «Город и коммуникации»).

В п. 3 решения предлагается также включить ДГП. Конкретизировать сроки с учетом сроков подготовки нового генплана города.

Дополнительным пунктом отметить необходимость актуализации и изменения статуса инструкций, руководств и рекомендаций города Москвы, принятых в последние годы в части инженерно-геологических изысканий и оценке геологического риска.

Необходимо также обратить внимание на скорейшее образование секции ОНТС «Градпроектирование и подземная урбанистика» с целью более детального рассмотрения на ее заседаниях вопроса сегодняшней повестки и других актуальных вопросов пространственного развития.

Никулин М.А. -  Начальник технического отдела ГУП «Мосгоргеотрест»

Отметил важность и полноту доклада о работе по крупномасштабному инженерно-геологическому картированию, организованной Москомархитектурой и выполненной ГУП «Мосгоргеотрест» совместно с ИГЭ РАН. Основой для создания карт послужил Геофонд города Москвы, созданный ГУП "Мосгоргеотрест", содержащий информацию о более чем 800 000 архивных скважин, пробуренных на территории Москвы. Трест обеспечивает необходимой инженерно-геологической, инженерно-геодезической и картографической информацией изыскательские, проектные и строительные организации, осуществляющие свою деятельность на территории города.

ГУП «Мосгоргеотрест» по государственному контракту с Москомархитектурой выполнена работа по созданию комплекта инженерно-геологических карт в масштабе 1:50000 на присоединённую к городу Москве территорию Московской области. Карты будут использоваться в качестве геологической основы для проработок градостроительной концепции и для использования в проектно-изыскательских работах. Для составления карт использовался разновозрастный геологический и гидрогеологический материал из фондов Московской области и республиканских геологических фондов.

Имеющаяся сеть скважин неравномерна, что требует дополнительных инженерно-геологических изысканий для уточнения границ стратиграфических подразделений.

Пономарев О.И. - Заместитель директора по научной работе ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко ОАО «НИЦ «Строительство», к.т.н.

Отметил ценность представленной информации по многим вопросам.

Предложил использовать в практике проектирования результаты работ по сейсмическому микрорайонированию города Москвы и Московской области, которые проводились институтом по заданию Департамента градостроительной политики в 2006 – 2007 годах и не были закончены. Целесообразно, продолжить данные исследования и поручить ИФЗ им. О.Ю. Шмидта, ИГЭ РАН и ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» подготовить предложения для рассмотрения данной темы на Экспертной комиссии.

В связи с тем, что ИГЭ РАН провел много работ по развитию оползневых процессов, целесообразно рассмотреть вопрос на Экспертной комиссии ДГП и подготовить предложения об опасности оползневых процессов в районе Воробьевых гор в целях разработки противооползневых мероприятий.

Зазиянц В.А. - Главный инженер ОАО «Моспроект-4», к.т.н.

Представленные материалы следует рекомендовать для использования наряду с картами Мосгоргеотреста для подготовки конкурсной документации на проведение торгов по проектированию и строительству городскими структурами, а также при подготовке ГПЗУ.

Указанные материалы нуждаются в систематической актуализации, должны быть доступны не только изыскателям, но и проектировщикам. Учитывая изменения материалов, надо пересматривать нормативы.

Подводя итоги обсуждения по вопросу «Оптимизация инженерно-геологических изысканий на основе применения электронной базы данных геологической среды города Москвы» С.И. Левкин отметил следующее.

Сергей Лёвкин

 

Одобрить Советом выполненные ранее работы по крупномасштабному инженерно-геологическому картированию. Отметить наличие в Москве фонда инженерно-геологических карт и его уникальность. Фонд, безусловно, надо развивать, он должен быть доступен для пользования градостроительным разработчикам.

Что касается фонда карт новых территорий, который имеется в ГУП «Мосгоргеотрест»: подтверждаю его важность, так как это имеет большое значение для развития государственной системы инфраструктуры пространственных данных города Москвы, позволяющей учитывать третью координату (недра) при составлении региональных и муниципальных моделей территориального планирования.

Предлагаю поручить МКА в течение месяца подготовить предложения с обоснованием о дальнейшей работе по новым территориям и отдельным докладом выйти на Мэра Москвы С.С. Собянина. 

С.И. Левкин - Отметил, что Москва не регулирует 4 вида законодательства: санитарно-эпидемиологическое, пожарное, безопасность и устойчивость конструкций, маломобильные группы. Это федеральный уровень. МГСН – не имеют полномочий.

Предложил создать Рабочую группу по формированию Перечня нормативно-технической документации в области строительства  подземных объектов транспортной инфраструктуры (метрополитен, автодорожные тоннели, паркинги). Поручить Рабочей группе в течение месяца подготовить предложения по разработке и порядку применения нормативно-технической документации в области строительства подземных объектов транспортной инфраструктуры (метрополитен, автодорожные тоннели, паркинги).

Егоров Ю.К. - Начальник отдела инженерных изысканий Мосгосэкспертизы, к. г.- м.н.

Предложил во 2-м пункте проекта решения внести изменения, необходимые для работы и строительства метрополитена установленным порядком, т.е. подготовка технического регламента и его утверждение федеральным законом. 

Васильев Г.П. - Заместитель генерального директора по научной работе ОАО «НИИМосстрой», д.т.н.

Необходимо найти алгоритм работы с экспертизой. Практика экспертизы принимать во внимание только нормативы, включенные в Перечень обязательных, сегодня противоречит федеральному закону о Техническом регулировании. Для экспертизы по закону должны быть равны все нормативы - и обязательного, и добровольного применения. Учитывая общий "тренд" федерального Правительства на сокращение списка нормативов обязательного применения, нужно искать механизмы взаимодействия с экспертизой по расширению применения "добровольных" стандартов. Может быть, вначале это могут быть стандарты таких организаций как филиал ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены» и ОАО "Мосинжпроект".

Киселев В.Н. - Заместитель начальника технического отдела филиала АО «Мосинжпроект» - институт «Мосинжпроект».

Дискуссия, которая сегодня ведется, достаточно актуальна. Сегодня сложилась довольно сложная ситуация в области нормирования.

1. Необходимо поддержать предложения о совершенствовании требований нормативных технических документов.

2. Работа по актуализации нормативных технических документов должна вестись на постоянной основе, а не быть эпизодической и бессистемной в зависимости от тех или иных конъюнктурных или каких-либо других желаний.

3. Записать в решении ОНТС: Мосгосэкспертизе при рассмотрении технических решений, предусмотренных в проектной документации, принимать ссылки на приказ Росстандарта о нормах добровольного применения в качестве доказательной базы выполнения ФЗ № 384.

4. Необходимо строго соблюдать требования федеральных правовых и нормативных актов - № 184-ФЗ «О техническом регулировании», № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ПП РФ от 19.11.2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» и других, в том числе и в части классификации нормативных технических документов (СП, ГОСТ, СТО и т.д.) и условий их применения: обязательные требования, требования добровольного применения, другие технические документы справочного характера.

5. О недропользовании. Требования ФЗ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» распространяются только на организации, которые осуществляют работы по добыче полезных ископаемых. При этом в обязательном порядке требуется оформление лицензии Минприроды России на данный вид деятельности и оформление горного отвода. Для проектирования и строительства линий и объектов метрополитена оформление указанных документов не требуется. Надо исключить понятие «недропользование» из будущей нормативной работы.

Степанова В.Ф. - Заведующая лабораторией НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство», д.т.н., проф.

Представлен интересный доклад с анализом имеющейся нормативно-технической документации. При этом удивляет, что разработано огромное количество ТУ, РДО, практически, на каждый объект – новый документ. Предложена схема дальнейшей разработки документов. Хотелось бы напомнить, что согласно закону «О техническом регулировании» всего четыре СНиПа являются обязательными к применению. Один из них СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85», но о нем нигде не упоминается.

Кроме того, в декабре 2014 г. утвержден СП «Железобетонные конструкции подземных сооружений и коммуникаций. Защита от коррозии», который был разработан по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы.

Несколько слов о составе комиссии. Считаю необходимым присутствие в комиссии представителя-специалиста от ОАО «НИЦ «Строительство». Это будет полезно в дальнейших работах.

Колыбин И.В. - Директор НИИОСП им. Н.М. Герсеванова ОАО «НИЦ «Строительство», к.т.н.

1. Не имеет смысла дополнительно разрабатывать большое количество нормативных документов Федерального значения (сводов правил и стандартов) в области технического регулирования проектирования и строительства подземных сооружений. Эти документы во многом будут дублировать существующие своды правил и стандарты, а также друг друга. Возможны будут и прямые противоречия между этими документами.

2. В перечень нормативных документов или их частей, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», не могут быть включены документы рекомендательного характера, документы, посвященные отдельным видам специальных технологий или способам производства работ, регламентирующие новые конструкции или материалы.

3. В соответствии с Федеральным законом № 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в обязательный перечень, подлежат пересмотру и актуализации не реже, чем через каждые пять лет. Таким образом, совершенствование нормативной базы в области подземного строительства следует осуществлять преимущественно путем регулярной актуализации существующих нормативных документов с учетом технических достижений и практических требований строительной отрасли за последние годы.

4. Федеральный закон № 194-ФЗ «О техническом регулировании» фактически отменил возможность разрабатывать и использовать региональные нормативные документы. В тех областях строительства, где региональная природная специфика может оказывать существенное влияние на требования проектирования и строительства, это может быть нецелесообразным. Подземное строительство относится как раз к таким областям, так как на технические решения существенным образом влияют как грунтовые условия, так и инфраструктурные особенности городов. В тех городах и регионах, в которых накоплен значительный опыт исследований с учетом региональной специфики, применение региональных норм могло бы принести значительную пользу. В связи с этим субъекты Российской Федерации могут обращаться в федеральные органы с предложением о внесении возможных поправок в Федеральный закон с целью разрешить разработку и использование региональных строительных норм.

Мухин Е.Н. - Руководитель Отдела технической политики и нормирования Мосгосстройнадзора.

Отмечена необходимость пересмотра актуализированного перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённого постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 в части СП 120.13330.2012 «СНиП 32-02-2003 «Метрополитены» для приведения в качестве обязательных разделов данного СП, непосредственно влияющих на безопасность строительства в период проведения строительно-монтажных работ и на этапах приёмки выполненных работ, а не только на этапе проектирования. В частности, отмечена необходимость включения в обязательный состав разделов СП «Метрополитены» 6.3.7. «Исполнительная маркшейдерская документация», 6.8. «Строительные площадки», 6.10.3. «Индивидуальные испытания оборудования», 7.8. «Контроль качества, приёмка строительных работ и сооружений», 7.3. «Пусконаладочные работы». Требования в данных разделах являются более существенными для обеспечения безопасности в период строительства в целях соблюдения требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», в отличии от ряда требований, которые вошли в качестве обязательных и не оказывают существенного влияния на безопасность.

Дорман И.Я. - вице-президент по науке ОАО «Метрогипротранс», д.т.н., проф.

Согласен с выступлением директора НИИОСП им. Н.М.Герсеванова И.В. Колыбина, все сказанное - это ключ к решению проблемы.

Олег Рындин

Докладчики по нормативам не указали один из основных нормативов - СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений», который относится к подземным сооружениям открытого способа работ, содержит указания по проектированию оснований зданий и сооружений, возводимых в различных инженерно-геологических условиях.

Полностью отсутствуют в представленном перечне документы Московского метрополитена.

Подводя итоги обсуждения по вопросу «О системе нормативных документов для изысканий, проектирования и строительства метрополитена» О.В. Рындин отметил наличие проблем, предложил обсудить их в рамках создаваемой Рабочей группы, учесть все высказанные замечания и предложения.

Решения

I

1. Принять к сведению сообщение директора Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН (ИГЭ РАН) В.И. Осипова о работе, выполненной по заказу Москомархитектуры ГУП «Мосгоргеотрест», ИГЭ РАН и НМО «Георесурс», по комплексному анализу инженерно-геологических условий на территории города Москвы.

2. Считать разработанную ИГЭ РАН электронную базу данных геологической среды города Москвы и составленного на ее основе комплекса крупномасштабных карт (М 1:10000) важным информационным ресурсом города, позволяющим повысить достоверность, снизить стоимость и сроки выполнения инженерно-геологических изысканий для подготовки предпроектной и проектной документации для строительства.

Отметить необходимость учета результатов работы в практической деятельности.

3. Отметить, что работа по крупномасштабному инженерно-геологическому картированию имеет большое значение для развития государственной системы инфраструктуры пространственных данных (НИПД), позволяющей учитывать третью координату (недра) при составлении региональных и муниципальных моделей территориального планирования.

4. Департаменту строительства города Москвы (А.Ю. Бочкарев), совместно с Москомархитектурой (Ю.В. Княжевская), Департаментом градостроительной политики города Москвы (С.И. Левкин) и Департаментом развития новых территорий (В.Ф. Жидкин) рассмотреть вопрос о проведении ИГЭ РАН и ГУП «Мосгоргеотрест» работы по актуализации ранее составленных крупномасштабных карт.

Рекомендовать включить данную тематику в программу Стратегических исследований технологической платформы «Строительство и архитектура».

5. Обратить внимание Департамента строительства города Москвы на необходимость использования системы научно-методического сопровождения проектируемого строительства на предпроектном этапе работ, основанного на электронной базе данных геологической среды города, с целью предварительной оценки инженерно-геологических условий территории проектируемого строительства, выработки рекомендаций по подготовке технических заданий и программ инженерно-геологических изысканий для разработки проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

6. Рекомендовать заказчикам и застройщикам использовать современные отечественные технологии по укреплению слабых грунтов и предотвращению развития опасных геологических процессов.

7. Департаменту градостроительной политики города Москвы (С.И. Левкин), Москомархитектуре (Ю.В. Княжевская) рассмотреть вопрос о включении комплекса тематических геологических крупномасштабных карт территории города Москвы в ИАСОГД Москвы (распоряжение Правительства Москвы от 26.03.2007 № 518-РП, п.6), предварительно решив вопрос о государственной регистрации карт.

8. Отметить необходимость актуализации и определения статуса инструкций, руководств и рекомендаций города Москвы, принятых в последние годы в части инженерно-геологических изысканий и оценки геологического риска.

9. Москомархитектуре (Ю.В. Княжевская) в течение месяца после утверждения протокола подготовить предложения с обоснованием о необходимости проведения специализированного геологического картирования для присоединенной территории города Москвы для дальнейшего доклада Мэру Москвы С.С. Собянину.

II

1. Принять к сведению доклад «О системе нормативных документов для изысканий проектирования и строительства метрополитена и транспортной инфраструктуры». Отметить необходимость проведения работы по ее совершенствованию, в частности, по актуализации действующих норм, разработке и утверждению новых нормативных и методических документов.

2. Для подготовки предложений по формированию Перечня нормативно-технической документации в области строительства подземных объектов транспортной инфраструктуры (метрополитен, автодорожные тоннели, паркинги) создать рабочую группу (далее – Рабочая группа) в составе:

Рындин О.В. - первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы (председатель);

Меркин В.Е. - начальник НИЦ ОПП ОАО «Мосинжпроект», д.т.н. (заместитель председателя);

Безродный К.П. – заместитель генерального директора по научной работе ОАО «Ленметрогипротранс»;

Бычков Н.Н. - заместитель главного инженера ОАО «Трансинжстрой», д.т.н.;

Ильичев В.А. - вице-президент РААСН, д.т.н., профессор, академик РААСН;

Колыбин И.В. - директор НИИОСП им. Н.М.Герсеванова ОАО «НИЦ «Строительство»;

Конюхов Д.С. - заместитель начальника «НИЦ ОПП» АО «Мосинжпроект», к.т.н., профессор;

Щекудов Е.В. - директор филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Тоннели и метрополитены», к.т.н. доцент.

3. Рабочей группе в течение месяца после утверждения протокола подготовить предложения по разработке и порядку применения нормативно-технической и методической документации в области строительства подземных объектов транспортной инфраструктуры (метрополитен, автодорожные тоннели, паркинги), в т.ч.:

- по формированию (актуализации) Перечней действующих нормативно-технических документов и их разделов (частей) (ГОСТы, СП) для обязательного и добровольного применения;

- по разработке новых нормативно-технических документов (СП, ГОСТы) и изменений к ним;

- по составу и порядку применения методической документации (СТО, инструкции, регламенты, рекомендации, ведомственные и отраслевые документы и т.д.) с целью последующего включения в МТСК в установленном порядке;

- по разработке новых методических документов.

4. Рабочей группе учесть результаты выполненной по заказу Департамента градостроительной политики города Москвы (далее – ДГП) работы «Разработка системы требований и проекта программы по созданию нормативно-технических и научно-методических документов по освоению подземного пространства в городе Москве с проведением их верификации в соответствии с действующим законодательством» (государственный контракт № ДГП-11-134-ЭД от 07.12.2011 г.).

5. Рабочей группе по результатам работы (п. 3 настоящего постановления) при необходимости подготовить в соответствии с установленным порядком обосновывающие материалы (в разрезе каждого нормативного документа, изменения к документу) для обращения ДГП в профильные федеральные органы исполнительной власти (Минстрой России, Росстандарт) по вопросам:

- актуализации Перечней нормативных документов обязательного (Минстрой России) и добровольного (Росстандарт) применения;

- включения в федеральные планы (программы) разработки новых актуальных для Москвы нормативных документов (изменений к ним) (Минстрой России в части СП, Росстандарт в части ГОСТ) в области инженерных изысканий, проектирования и строительства подземных зданий и сооружений.

Рекомендовать Рабочей группе привлечь к подготовке соответствующих обоснований профильные органы исполнительной власти города Москвы, научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие специализированные организации.

Руководитель Департамента градостроительной политики
города Москвы, заместитель председателя ОНТС

С.И. Левкин
Ученый секретарь ОНТС, к.т.н., с.н.с. А.М. Попова