timelapse

Районный уровень. Как изменились присоединённые к столице территории?

Темы в материале

Макет Москвы можно разглядывать бесконечно. И еще раз поражаться фантастической детализации улиц, площадей, зданий. Время от времени в крошечных московских окнах загорается свет, и на мгновение кажется, что здания – живые, в них обитают люди.

Между тем, копия столицы в миниатюре, над которой вот уже несколько лет трудится целая команда архитекторов, чертежников, макетчиков, электриков – это вполне рабочая градостроительная модель, помогающая понять, как дальше развиваться Москве, какие здания здесь должны появиться в ближайшем будущем, и как, с учетом этих новых зданий, изменится столичный ландшафт.

Мы решили подробнее узнать о том, как создаются такие масштабные проекты, и отправились в святая святых, макетную мастерскую ГБУ «Мосстройинформ», в которой, собственно, и рождается миниатюрная Москва.

Чем Москва отличается от Шанхая и Цинциннати

…Заметим, макеты городов делали с незапамятных времен. Существует, например, макет Праги, изготовленный еще в 19 веке библиотекарем Антонином Лангвейлом. Для работы он использовал картон, дерево, шерсть и слоновую кость. Любопытно, что макет, в свое время подаренный императору Фердинанду, сохранился. На нем можно увидеть уже несуществующие здания – например, еврейский квартал, разрушенный во время Второй мировой войны. 

Группа кубинских дизайнеров и архитекторов создала макет столицы Кубы Гаваны весом в 6 тонн и размерами 22 Х10 м. Здания на модели имеют разный цвет в зависимости от даты постройки, а в остальном соответствуют оригиналам. Интересно, что помимо традиционных картона, пластика и песка в «строительстве» использовались коробки от сигар – национального кубинского бренда.

С историей железнодорожного транспорта в США можно познакомиться на макете The Great Train Story  в Чикаго. Обновленный в 2002-м году экспонат демонстрирует 30 миниатюрных поездов, которые курсируют между Чикаго и Сиэтлом. Все 200 зданий на макете являются репликами реальных объектов.

Еще один знаменитый макет воссоздает испанский город в масштабе 1:200 во времена его расцвета в начале XVIII века. Экспозицию в течение 12 лет создавал один человек - Хосе Карлос Капелла, разместивший ее в одном из местных кафе. На площади в 24 квадратных метра расположено полторы тысячи зданий, крыши которых покрывают 145 тысяч сделанных вручную плит, и 1500 деревьев и кустарников.

Своими градостроительными моделями могут похвастаться Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Нанкин, Стокгольм, Шанхай, Цинциннати, Гамбург, и это, конечно, далеко не весь список.

Макет Москвы отличается грандиозностью замысла – для его воплощения решили использовать очень крупный 400-й масштаб. Кроме того, размеры самого макета поражают – уже сейчас он «шагнул» за пределы Садового кольца и подбирается к Третьему транспортному (ТТК), а общая его площадь составит около 926 кв. метров.

При таких масштабах, кажется, что весь процесс создания уникального макета тысячу раз автоматизирован и компьютеризирован. На деле все иначе. Убедилась, при изготовлении деталей макета по-прежнему, как и в старые добрые времена, используется достаточно много кропотливого ручного труда.

Чертежники берут «след», а макетчики – разбирают здание по косточкам

…Мы – в мастерских Макета Москвы. Всюду – вороха виниловой пленки (орокала), куски  полистирола, оргстекла, прозрачные кальки.

-… С чего мы начинаем? – рассказывает руководитель Макетной мастерской ГБУ «Мосстройинформ» Алсу Бедретдинова. -  Исходных данных не так уж много. У нас есть так называемый «след» здания – то есть, где и как оно территориально расположено, и фотография из интернета. Все. Вот с этими двумя источниками мы и работаем.

Адресов десятки тысяч – объехать, измерить, сфотографировать каждый – просто нереально. Поэтому специалисты макетной мастерской ищут информацию в альтернативных источниках. - Мы используем всё: интернет, карты, видео, аэросъемку. У кого-то есть вид из окна, - уточняет наша собеседница.

Пластик — основной строительный материал макета Москвы 

- Сколько времени уходит на один объект? – интересуемся у чертежницы макетной мастерской Ольги Абросимовой:

- Начертить подстанцию, которая находится у нас во дворе – две минуты, а вот на Петровский путевой дворец, например, который находится в районе Ленинградского проспекта, ушел целый месяц.

Кстати, на макете Дворца удалось добиться потрясающей детализации – декор эпохи барокко передан с уникальной точностью.  

-…Иногда чертежник может выдать три домика, которые все заметят, а иногда – триста, которые на макете, за деревьями, вы даже не найдете, - продолжает Ольга. - А еще нам приходится чертить мосты, железнодорожные переезды, автозаправки и т.д.

У макетчиков чуть-чуть другая задача – разобрать здание на детали, подготовить развертки стен так, чтобы это можно было порезать из пластика.

- Очень интересно было работать над восточной и западной высотками башни «Федерация», - рассказывает инженер-технолог Макетной мастерской Павел Евстратов. – С виду, здание простое. Но это только с виду. Там переход от одного плана к другому идет с минимальным искажением. И надо поймать эту линию. Признаюсь, с башней пришлось делать 30 «заходов» на фрезер – каждый план еле помещался на лист.

Как рассказал Павел, для макетов супер-современных зданий, таких как в Москва-Сити, используются инновационные материалы. Серебристые вставки, например, делаются из спектара, покрытого зеркальной пленкой – перед этим его, в нужных размерах, нарезают лазером.

Дальше происходит остекление – с помощью прозрачных листов кальки с изображенными на них фигурками людей. Когда макет в «активном» состоянии, и включена подсветка, кажется, что в окнах мелькают люди.

На заключительном этапе подготовленные детали склеиваются при помощи клея. Постройка обязательно грунтуется, чтобы не просвечивала изнутри, красится. На готовое здание надевается красота: декор, карнизы.

Самая фантастическая работа достается электрикам, которые должны последними прикосновениями оживить здания с пустыми глазницами окон. Каждый дом опутывается проводами, подключается к разводке.

- Функция электриков - подсветить здание, - знакомит с подробностями бригадир электриков макетной мастерской Александр Конков. - Дом заводится на плату, плата подключена к компьютеру, где, при помощи программистов, вырабатывается определенный световой сценарий. Можно подсветить один дом, группу домов, микрорайон. Административные здания подсвечиваются холодным светом, жилые – теплым. Есть вариант вечернего и сезонного освещения. Каждое здание занесено в базу, его можно найти на Макете по адресу. Так что у нас здесь никто не делает обычную работу. Все работы - уникальны.

И, наконец, на финише дом-макет передается в бригаду подосновы, которая и врезает его в ландшафт. Тоже работа не из простых!

В ТРЦ «Европейский» можно рассмотреть афиши, а в нескучном саду – различить породы деревьев

- Какой этап самый сложный? – пробуем выяснить у Алсу Бедретдиновой.

- Я принимала участие в изготовлении Колокольни Ивана Великого. Должна сказать, что центр Москвы – он, конечно, сложнее в плане деталировки. Но там дома было приятнее делать, потому что они, знаете, такие «конфетные». Хочется их съесть. Приятные цвета, «ажурчики». Сейчас, когда мы в некоторых моментах вышли за ТТК – Третье транспортное кольцо, дома становятся типовыми. Пошла промзона: с одной стороны ее делать легче, с другой – чуть-чуть устаешь, потому что нет этой красоты. Но даже и эти здания можно оживить. ТРЦ «Европейский», например. Мы там делали «кино»: если вы внимательно посмотрите на  ТЦ вблизи, то увидите киноафиши советских лет.

- Интересно, а что закончено совсем недавно?

- Делали Кутузовский проспект, Нескучный сад, Воробьевы горы, метромост. Работа была сложной, потому что в данном случае нужно было правильно выстроить рельеф. Чем выше он поднимается, тем больше нужно внутренних перегородок.

А вот чтобы на макете появился Нескучный сад,  специалистам-макетчикам пришлось постараться. Изготовление зелени – процесс трудоёмкий. Каркас дерева создаётся из медной проволоки. Затем на нее наносится слой тёмного грунта, и только после этого можно приступать к кроне. Она формируется из мелких опилок, покрашенных в разные цвета, и «присыпается» на каркас с помощью специального клея.

Сейчас значительная часть обновлений Макета Москвы хранится на полках Макетной мастерской. В том числе и самые последние новинки, вышедшие из-под рук макетчиков: Петровский путевой дворец, реконструированный стадион «Динамо», современные высотки на Мосфильмовской и в Сокольниках, Рижский вокзал, ансамбль Ходынского бульвара и ТРЦ «Авиапарк». Но очень скоро недостающие части будут интегрированы в основную модель, которая экспонируется  в отдельном павильоне Макета Москвы на ВДНХ. 

Мэр любит смотреть проект «в макете»

…Любуясь игрушечными Ленинским и Кутузовским проспектами, микро-мостами через Москву-реку и Яузу, крошечными автобусами, бегущими по миниатюрным улицам, шумящими в парках деревьями из проволоки и опилок, многие забывают, что перед ними не просто увлекательный аттракцион, но вполне себе рабочая градостроительная модель столицы.

 - Знаете, даже в качестве игрушки, Макет Москвы - это продвижение, просвещение, втягивание людей в разговор о том, что такое город, как он выглядит, - размышляет начальник Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы Виталий Лутц. - Даже этого, на самом деле, достаточно. Но с точки зрения человека, который занимается ежедневной градостроительной работой, с определенностью могу сказать: макетирование – обязательная история в проектировании. При всем уважению к 3D-визуализации, она не заменяет макета. Макет – это качественный ракурс, технологически важная платформа, отличный способ самопроверки для архитектора.

Не зря, по словам Виталия Лутца, мэр Сергей Собянин большие градостроительные проекты обязательно смотрит в макете. Причем не обязательно в презентационном, где все красиво вырезано из дерева и пластика, а рабочие! Главное, чтобы было понятно, что предлагает архитектор-градостроитель.

- Прикидываете ли вы на макете какие-то новые здания, чтобы посмотреть, как меняется ландшафт города? Макет Москвы, он в этом плане интерактивный? Можно ли оттуда изъять какое-то здание и поставить другое? – интересуемся у нашего собеседника.

- Да, в принципе, это можно сделать. Для этого модули макета (их размер 1.20Х1.20) делаются съемными. Вообще, в градостроительном макете создается широкий контекст, где есть сохраняемые, существующие фрагменты городской среды. Туда интегрируются новые предложения.

Целые районы можно оценить с точки зрения преимуществ того или иного квартала, убедиться, что это предложение соответствует месту и объемам пространства. Именно как инструмент принятия решения,  макет очень эффективен, да и недорог.

- Понятно, что градостроительный макет не может жить вечно, он «стареет». До каких пределов обычно поддерживается макет? Сколько он живет?

- Я бы отделил градостроительный макет, как рабочий инструмент поиска решений, от коммерческого. Если мы говорим о первом, то его ценность мимолетна и сиюминутна. А товарный вариант, из пластика, каких-то новых материалов, может существовать десятки лет. При нормальной эксплуатации и уходе не вижу никаких проблем для его сохранения.

Если говорить о Макете Москвы, то, по мнению Виталия Лутца, это перманентная история. Макет постоянно расширяется, следует за изменившимися фрагментами нашего города. Построили новое здание – оно тут же интегрируется в макет. Это не та история, которая когда-то случилась, и ее надо поддерживать. Это живая история.

Елена Мацейко