timelapse

Реанимация окраин

Темы в материале

Одной из центральных тем Московского урбанистического форума стало формирование комфортной среды в крупных городах и реализация проектов, обеспечивающих улучшение качества жизни населения. Свою программу развития на ближайшие годы представили и столичные власти.

Основными направлениями градостроительной политики российской столицы в ближайшей перспективе останутся формирование интегрированной транспортной системы, широкомасштабная программа реновации жилого фонда и развитие территорий бывших промышленных зон и пустующих сегодня земель вдоль Москвы-реки. Новыми моментами, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, станут программа реновации системы здравоохранения, а также приоритетное развитие периферийных районов. Эти программы будут скоординированы с уже начатой программой реновации. В результате новое качественное городское пространство должно быть сформировано не только в центре города, но и на его окраинах. 

Как заявил Сергей Собянин, за последние годы в столице немало сделано в сфере благоустройства, развития городской инфраструктуры, но не было «системного взгляда на развитие отдельных территорий». «У нас есть генеральный план развития города — большой, неповоротливый, кондовый документ, но нет ни генерального плана, ни мастер-плана развития районов, — заявил мэр столицы. — Нам эту нишу нужно заполнить, нужно системно посмотреть на развитие московских районов, взглянуть на каждый район как на отдельный город в городе. Такой новый взгляд, по моим ощущениям, сегодня чрезвычайно востребован со стороны жителей». По словам градоначальника, работа по созданию таких мастер-планов уже началась. Эти планы непременно должны будут подчеркнуть идентичность и своеобразие того или иного места. Предполагается, что в каждом районе Москвы должна быть своя пешеходная улица, свой бульвар, парк, фестивальная площадка, где можно проводить ярмарки, отмечать праздники. При этом концепции должны быть «живыми», гибкими, поддающимися корректировке с учетом накопленного опыта и пожеланий жителей. Предполагается, что все начатые ранее городские программы будут включены в эти проекты развития районов. Мастер-планы будут учитывать перспективы строительства метро и дорог, а также объемы переселяемого по программе реновации старого жилого фонда.

Еще одним важным решением столичных властей, направленным на развитие периферийных районов, стала отмена для инвесторов платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК). Сегодня многие застройщики жалуются на низкую привлекательность и доходность проектов коммерческой недвижимости на окраинах. Отмена платежей, по замыслу чиновников, должна улучшить экономику проектов и стимулировать создание новых рабочих мест в спальных районах.

Созданию новых центров деловой активности должны способствовать также проекты реорганизации старых промышленных зон. Практика показывает, что за последние девять лет на таких площадках уже создано более 500 тысяч новых рабочих мест. В настоящее время две трети промышленных территорий находятся на стадии подготовки градостроительной документации, а более шестидесяти — в активной стадии строительства.

Продолжится в ближайшие годы также работа по реконструкции и благоустройству набережных рек. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, к настоящему времени уже приведено в порядок более 60 километров набережных, а к 2023 году планируется завершить работы еще по 120 километрам. Таким образом, будут благоустроены все набережные Москвы-реки. Проект предполагает создание 40 новых общественных зон в разных районах города, а также строительство 24 дополнительных автомобильных, железнодорожных и пешеходных мостов.

Реализация всех этих программ и проектов будет, по замыслу городских властей, способствовать превращению спальных районов Москвы в полноценные самодостаточные кварталы со всей необходимой инфраструктурой и развитой экономикой.

Центр притяжения

Еще одним проектом полицентрического развития российской столицы остается Новая Москва. Согласно утвержденному генеральному плану развития присоединенных территорий к 2035 году численность населения новых округов увеличится до 1,5 млн человек, при этом количество рабочих мест должно вырасти до 1 млн. Общий фонд недвижимости Новой Москвы к этому времени составит около 127 млн кв. м. При этом на территории ТиНАО действует принцип комплексного развития, когда жилые проекты согласовываются параллельно с коммерческими. Особое внимание уделяется формированию в Новой Москве транспортного каркаса. Генеральным планом предусмотрено строительство 33 станций и 72 км линий метро, а также более 700 км дорог различного назначения. Кроме того, до 2035 года в новых округах Москвы планируется построить 24 транспортно-пересадочных узла (ТПУ).

Эти узлы в перспективе будут не только обеспечивать пересадку пассажиров с одного вида транспорта на другой, но и станут, по сути, центрами притяжения общественной жизни. По оценкам экспертов, инвестиционный потенциал уже выданной в Новой Москве градостроительной документации составляет около 3 трлн рублей. А всего к 2035 году в развитие новых округов может быть вложено до 7 трлн рублей, при этом около 85% этой суммы составят средства инвесторов.

Антон Мастренков