timelapse

Современные полимерные композитные материалы (ПКМ), а также конструкции и изделия из них, должны широко применяться в строительстве

Темы в материале

Современные полимерные композитные материалы (ПКМ), а также конструкции и изделия из них должны широко применяться в строительстве, благодаря таким качествам, как высокая прочность, коррозионная стойкость и низкий удельный вес. Об этом говорилось на заседании Объединенного научно-технического совета 2 декабря 2015 года.

Подробнее (pdf.)

Доклады

Орлов М.А. - Заместитель директора по развитию Межотраслевого инжинирингового научно-образовательного центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана (МИЦ «НМКН»).

Московский композитный кластер создан 30 июня 2014 года при непосредственном участии МВТУ им. Н.Э. Баумана и поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ и департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ.

Презентация (pdf.)  

В состав учредителей кластера вошли ведущие игроки рынка композитов Московского региона, в том числе: ФГУП ВИАМ, РТ-Химкомпозит - ГК «Ростех», ХК-Композит, Союз производителей композитов, Ассоциация «Неметаллическая  композитная арматура» и другие.

Цель создания Московского композитного кластера - устойчивое развитие отрасли композиционных материалов и эффективная коммерциализация продукции предприятий кластера в городе Москве.

Организационная структура Московского композитного кластера включает в себя Общее собрание, как высший орган управления, Правление как высший коллегиальный орган, Наблюдательный совет как коллегиальный исполнительный орган и Исполнительный директор как единоличный исполнительный орган. Члены правления - руководители организаций учредителей кластера.

В составе наблюдательного совета: заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям Н.А. Сергунина - председатель правления, заместители министров промышленности и торговли, образования и науки - Г.С. Никитин и А.Б. Повалко и другие уважаемые люди.

В составе участников кластера присутствуют все необходимые компетенции для создания замкнутого цикла производства и реализации продукции из композиционных материалов:

- производители сырья - различные виды армирующих наполнителей и связующих;

- производители технологического оборудования для получения изделий из композитов;

- производители конечной продукции;

- организации, выполняющие «сервисные» функции для производственных компаний.

На данный момент в кластер входят более 60-и организаций расположенных, либо частично локализованных, в городе Москве.

В рамках работы кластера запланировано создание инновационной инфраструктуры в виде трёх технопарков, объединяющих научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения. На территории Технополиса «Москва», уже расположились несколько компаний Московского композитного кластера.

Глубокое понимание специфики рынка и передовых технологий организациями, входящих в Кластер, позволяет эффективно решать сложные технические и технологические задачи в интересах города Москвы. А тесное взаимодействие с городскими властями помогает сосредоточить общие усилия на наиболее актуальных проблемах. Такая синергия возможна только при работе такой ассоциации как Московский Композитный Кластер.

Анализ предлагаемых проектов включает в себя, помимо научно-инженерной экспертизы, учёт бизнес - эффективности, финансово экономической оптимальности и целесообразности, а также социальной составляющей. Такой подход позволяет консолидировать совместные мощности, применяя зарекомендовавшие себя практики, без рисков для бюджета.

Продукция из композиционных материалов уже успешно применяется на территории города Москвы. На данный момент в Московском композитном кластере в стадии высокой степени готовности к коммерческой реализации находятся 12 инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 4 млрд. руб. в год. Среднегодовая мощность всех запущенных производств в результате реализации проектов ожидается в размере 5 млрд. руб. в год.

Основные мероприятия по реализации приоритетов отражены в Проекте Региональной программе развития отрасли композиционных материалов в городе Москве на 2016-2020 гг., разработанном участниками Кластера при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Мировой опыт демонстрирует большие перспективы Кластерной кооперации, которая позволит вывести потребление и производство композитов в Москве на качественно новый уровень и придать Москве статус столицы Композитов России.

Вопрос:

Степанова В.Ф.

- Какова доля применения композитных материалов в строительных конструкциях на сегодня и в перспективе?

(Ответ : см. выступление Иванова И.С.)

Иванов И.С. - Начальник Управления инновационного развития  Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

1. По поручению  заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям  Н.А.Сергуниной Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (ДНППиП) принимал участие в создании проекта региональной Программы, а также оказывая консультативную поддержку. Об истоках необходимости этой работы и формальных поручений для города Москвы, как региона.

Есть целый ряд поручений и постановлений Правительства, предписывающих поддержку развития отрасли  композитных

Презентация (pdf.)  

материалов.  В том числе отдельно стоит  остановиться, во-первых, на «дорожной карте», утвержденной распоряжением Правительством РФ по поддержке композитной отрасли № 1307-р и утвержденной подпрограммы государственной программы развития  промышленности и ее конкурентоспособности, курируемой Минпромторгом России. Этими Распоряжениями и рядом других регионам РФ предписано разрабатывать меры поддержки и реализовывать, в том числе, региональные программы по этому направлению.

Что касается важных моментов, которые уже предприняты Правительством Москвы: 7 октября 2015 года принят новый закон № 55 «О промышленной политике города Москвы», в котором проявляются две очень важные сущности форм промышленности. Закон предусматривает: развитие технопарков в сфере высоких технологий и промышленных (инновационно-производственных) кластеров.

Все это имеет непосредственное отношение к Московскому композитному кластеру (МКК), который на текущий момент имеет статус добровольного объединения.

В процессе разработки подзаконных актов к закону от 07.10.2015 № 55  должен появиться Регламент присвоения соответствующего статуса инновационному производственному кластеру, который влечет за собой приоритетность оказания финансовой поддержки по двум важным направлениям: представление субсидий для поддержки и развития промышленных производств (Постановление Правительства Москвы №152-ПП); предоставление субсидий с целью компенсации части затрат на развитие промышленных производств, создание инновационной инфраструктуры.

Участники МКК уже принимают участие в различных мероприятиях поддержки.

Потенциальные организации-участники Московского композитного кластера:

  • являются резидентами действующих технопарков - 4;
  • подали заявки на получение статуса технопарка в 2015 году - 1;
  • подали заявки на получение резидента технопарка в 2015 году - 3;
  • планируется подача заявок на получение резидента/статуса технопарка - 2.

2. Осуществляется внедрение инноваций в государственное хозяйство, включая закупку инновационной продукции. В 2012 году утвержден и ежеквартально обновляется Перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в городском хозяйстве (содержит 277 продуктов). В 20 млрд. руб. закупок за 2014 год присутствует инновационная продукция.

Закупки городского заказа из Перечня на 2015 год должны составить не менее 7,5 %, а к 2018 году - не менее 15% (Организационная и консультационная поддержка обеспечивается ГБУ «Агентство инноваций Москвы»).

3. Расходы бюджета города Москвы на развитие инфраструктуры по работам (строительство/ремонт/обустройство), выполненным в 2014 году, где использовались материалы, которые можно заменить на композиционные:

- Общий объем работ/закупок: 302,4 млрд. руб.

- Объем продукции, которая может быть заменена на композиты: 24,7 млрд. руб.

4. В 2014 году в городе Москве создан Региональный центр инжиниринга как структурное подразделение ГБУ «Агентство инноваций Москвы» с целью предоставления производственным компаниям инжиниринговых сервисов для развития и/или модернизации существующего, создания нового производства на условиях паритетного софинансирования со стороны самих компаний. 

В 2014 году Региональным центром инжиниринга была оказана финансовая поддержка 41 производственной компании в объеме 46 млн. рублей.

В 2015 году планируется оказать финансовую поддержку 126 производственным компаниям города Москвы на сумму 357 млн. рублей.

Результаты работы Центра в 2014 году:

  • увеличение на 200 млн. руб. суммарного объема выручки 41 малого предприятия, получившего поддержку, по сравнения с 2013 г.;
  • создание 113 новых инженерных рабочих мест.

5. Центр сертификации, стандартизации и испытаний (далее – Центр сертификации) создан для проведения испытаний оборудования, технологических процессов, образцов выпускаемых товаров посредством создания материально-технической, экономической и научной базы в интересах субъектов МСП.

Центр будет предоставлять услуги по сертификации продукции в соответствии с требованиями таких крупных компаний как Ростех, ГК Росатом, ОАО АК «Транснефть», ОАО «Газпром», ПАО ОАК, ОАО РЖД и др., что позволит МСП города Москвы соответствовать требованиям, которые крупный технологический бизнес предъявляет к своим поставщикам. Оборудование Центра сертификации будет располагаться на площадке, на территории МГУ имени М.В. Ломоносова.

Центр сертификации будет иметь в своем распоряжении необходимые для испытаний комплексы и стенды.

6. Инновационный (научный) таможенный пост (ИТП), расположенный в Технополисе «Москва». Таможенный пост позволяет осуществлять электронное декларирование (физическое присутствие на посту лица, подающего декларацию не обязательно) и удалённый выпуск товаров (физически товар может находиться на другом складе временного хранения). В настоящее время оформлено 1 100 деклараций, оформляют грузы через пост - 56 компаний.

7. В настоящий момент Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы рассматривается проект Региональной программы развития отрасли композиционных материалов в городе Москве на 2016 – 2020 годы, сформированный Московским композитным кластером.

Программа требует дальнейшего общественного обсуждения и доработки по ряду вопросов, в том числе по пилотным проектам в части балансирования инвестиций из бюджетных и внебюджетных источников.

Вопросы:

Агеев А.В.

- Почему для Центра сертификации конструкций выбран МГУ имени М.В.Ломоносова, где нет ни специалистов по строительству, ни соответствующих кафедр? Не разумно ли организовать в другой организации, которая имеет отношение к нашему строительству, например, ОАО «НИИМосстрой»?

- ДНППиП поддерживает композитную отрасль в целом, а не только в рамках градостроительных проектов и ЖКХ. В МГУ это происходит при непосредственном участии химического факультета, который обладает соответствующими компетенциями по отдельным областям композитной отрасли. Что касается включения организаций, имеющих строительных профиль, Департамент готов поддерживать всех, кто вписывается в концепцию композитных производств. Вхождение в число участников  кластера  носит заявительный характер и является открытым.

Левкин С.И.

- Какая часть, по Вашей оценке, из 3,223 млрд. руб. (в предполагаемом объеме расходов бюджета для госзаказчиков) в строительном секторе могла бы быть заменена на композитные материалы для Департамента строительства (ДС)? Можно ли получить перечень того, что имелось ввиду конкретно, чтобы совместно с ДС проанализировать для дальнейших действий?

- Имеется отдельная презентация (сегодня, чтобы не перегружать, не выносилась на всеобщее обозрение); готовы передать эти материалы совместно методикой.

Калинников А.Н. - Руководитель дивизиона композиты  МИЦ «НМКН»    МГТУ им. Н.Э Баумана.

Композиционные материалы (композиты) являются одним из видов инновационной

Презентация (pdf.)  

продукции, которая широко применяется в мире в ключевых секторах современной экономики. Это обусловлено преимуществами, выгодно отличающими их от традиционных материалов: высокая удельная прочность, жёсткость, износостойкость, низкий вес, увеличенный срок службы. Их использование экономически целесообразно, с точки зрения сокращения затрат на строительно-монтажные работы и эксплуатацию.

Мировой рынок композитов на данный момент составляет более 60 млрд. евро. Основные ключевые игроки это США, Европа и Китай. При этом российский рынок оценивается менее 1% (от 0,5 до 0,7% по различным экспертным оценкам). За предыдущий отчетный период объем рынка РФ составил около 25 млрд. руб., но по прогнозам экспертов отрасли эта цифра может увеличиться к 2020 году до 200 млрд. руб. При этом потенциальная емкость рынка города Москвы составляет более 270 млрд. руб.

Рабочая группа МКК выделила 4 ключевых сектора для внедрения композитных решений в городское хозяйство Москвы:

1. Строительство объектов жилищного, социального и спортивного   назначения;

2. Развитие городской транспортной системы;

3. Коммунально-инженерная инфраструктура;

4. Благоустройство городских территорий.

Путём анализа обратной связи компаний-участников МКК были выделены следующие ключевые проблемы отрасли:

  • Отсутствие системы целевой финансово-экономической поддержки и системы поддержки применения продукции.
  • Недостаточная информированность работников органов управления и отраслей применения продукции из композитов.
  • Отсутствие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
  • Отсутствие нормативной базы, сметных норм и системы контроля качества и безопасности.

Приоритетными направлениями развития, исходя из обозначенных проблем, можно считать следующие:

  • Создание новых или модернизация действующих производств.
  • Создание новой и использование существующей инновационной инфраструктуры композитной отрасли города Москвы.
  • Создание системы поддержки применения продукции в городском хозяйстве и системы подтверждения соответствия композитов и изделий из них.
  • Системное развитие образовательных, консалтинговых и инжиниринговых услуг.
  • Образовательная работа с кадрами, как композитной отрасли, так и отраслей потребителей продукции.

Цель программы - формирование развитого рынка композитов и изделий из них в городе Москве, характеризующегося устойчивым спросом на продукцию композитной отрасли со стороны государственных и частных заказчиков, наличием эффективных производственных предприятий, конкурентоспособных на внутреннем и международном рынке, научных и инжиниринговых организаций, способных выполнять исследования и трансфер технологий мирового уровня, образовательных организаций, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышения квалификации современных кадров всех уровней.

Для решения сформулированных проблем, с учётом имеющихся ресурсов, условий и обстоятельств, были определены ключевые направления развития и разработаны и подробно описаны основные мероприятия (задачи) программы и подготовлены целевые показатели эффективности реализации программы.

В результате реализации региональной программы к 2020-му году планируется достичь следующих показателей:

- Объемы потребления композитов и изделий (конструкций) из них на территории города Москвы составят 50 млрд. руб.

- Объемы производства - 15.5 млрд. руб.

- Объемы реализации продукции, созданной с использованием результатов НИОКР (получивших поддержку из бюджета города Москвы) - 7.5 млрд. руб.

- Количество вновь созданных и (или) модернизированных современных, экологически безопасных производств накопленным итогом - 50.

- Количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях и организациях композитной отрасли города Москвы накопленным итогом - 750.

Данные показатели возможно достичь только при комплексной реализации всех мероприятий предлагаемого проекта программы (выделено 6 основных мероприятий).

Реализация системы мер, обеспечивающих опережающие темпы создания и развития современных, экологически безопасных производств композитной отрасли на территории города Москвы, влияет на объемы производства, количество новых производств  и рабочих мест, стимулирует рост инвестиций за счёт формирования перечней приоритетных инвестиционных проектов и организаций инновационной инфраструктуры, включая создание новых объектов инновационной структуры.

Реализация системы поддержки применения в приоритетных секторах городского хозяйства технически и экономически эффективных видов продукции композитной отрасли, реализуемой в рамках существующих бюджетных и правовых возможностей города, влияет на объемы потребления, объемы реализации инновационной продукции, включает:

  • создание реестров композитов и изделий из них, типовых проектов продуктовых решений, рекомендуемых к повторному применению, а также создание правил их применения, утверждение и актуализацию;
  • разработку и реализацию плана пилотных проектов (на первом этапе программы) и плана реализации проектов по широкому внедрению продукции (на втором этапе программы);
  • формирование базы территориальных нормативно-технических документов и создание региональной межотраслевой системы подтверждения соответствия;
  • проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, направленных на продвижение продукции композитной отрасли.

Реализация системы мер, направленных на развитие инжиниринговых услуг в сфере разработки, производства и применения полимерных композитов и изделий (конструкций) из них в приоритетных секторах городского хозяйства влияет на объемы производства, объемы реализации инновационной продукции, количество новых и модернизированных  производств и создание высокопроизводительных рабочих мест.

Развитие кадрового потенциала композитной отрасли и отраслей-потребителей композитов и изделий (конструкций) из них города Москвы влияет на все показатели программы.

Необходимо обеспечить информационно-аналитическое сопровождение отрасли, включающее в себя: сбор статистики отрасли, аналитику проектов, разработку и актуализацию различных реестров и перечней, мониторинг реализации программы, разработку концепции (с обоснованием) и проектно-сметной документации создания новых объектов инфраструктуры.

Развитие научной и производственной кооперации организаций композитной отрасли города Москвы влияет на все показатели программы.

Для оценки эффективности реализации программы были разработаны соответствующие механизмы, определены критерии эффективности.

Реализация мероприятий программы позволит сформировать инструменты государственно-частного партнерства, привлечь значительный объем инвестиций в экономику города Москвы, обеспечивая при этом развитие целых секторов.

Прошу включить в решение ОНТС предложение о необходимости скорейшего утверждения и реализации региональной программы развития отрасли производства композитных материалов.

Вопросы:

Рабушко А.В.

Какие конкретно (по первому строительному сектору) пилотные проекты реализуются сейчас в области строительства, сроки, материалы, как сопровождается методически, как в это вовлекается, в том числе, строительное сообщество в виде органов исполнительной власти ДГП и др.?

- Вопрос можно разделить на две составные части: можно посмотреть существующую продукцию, которая уже выпускается как участниками МКК, так и вообще участниками РФ. Для Москвы уровень потребления выше производства, так как Москва, с точки зрения потребления, возможно, самый крупный регион. 

Что касается пилотных проектов. Выделены 4 сектора возможного применения композиционных материалов: объекты жилищного, социального и спортивного назначения; городская транспортная система; коммунально-инженерная инфраструктура; благоустройство городских территорий. За каждым из этих проектов стоит инвестор, компания, которая на данный момент уже готова к размещению производства на территории города Москвы, при условии поддержки, в первую очередь, для применения продукции в городском  хозяйстве.

О существующей продукции. Представлен, в том числе, по Департаменту ЖКХ перечень продукции, которая может быть применена в данном секторе.

В ближайшее время совместно с Департаментами будет проведено совещание, на котором уже будут представлены конкретные решения и будет организована обратная связь с Департаментом науки. Конечно, без совместной работы с Правительством Москвы эти задачи невыполнимы.

Рындин О.В.

Программа построена достаточно логично, тем не менее, если сконцентрироваться на задачах комплекса градостроительной политики и строительства возникает ряд вопросов и по формулировкам, и по акцентам. Понятно, что некую структуру в виде кластеров в Москве уже создали, и по этой Программе начать ее совершенствовать. Но вопрос сбыта продукции и форм применения вызывает вопрос в связи с тем, что зачастую мы достаточно консервативны в принимаемых решениях.

Мы уже разбирались с этим вопросом, некоторые мероприятия проводили, в том числе и по совершенствованию нормативной базы, только не региональной, ее, к сожалению, нет. Мы вынуждены вкладывать деньги в совершенствование федеральной нормативной базы, так как это прерогатива федеральных органов исполнительной власти, то есть в данном случае надо понять наш маневр, что мы должны будем делать в рамках этой программы, конкретные мероприятия, которые Вы от нас ждете.

- В первую очередь, это утверждение пилотных проектов по применению уже готовой продукции.

- Вы говорите о пилотных или экспериментальных? Это разные вещи. Пилотные проекты ставят задачу на ошибках получить какой-то опыт.

- Все дело не в ошибках, а в доказательной базе, которую вы хотите видеть, то есть не просто применение продукта, а показать эффективность на этих пилотных проектах.

-Тогда это не пилотные, а экспериментальные проекты, когда ставится задача эксперимента, потом проверяется ее результат, достигли мы той эффективности, которую предполагали на этапе разработки эксперимента, или не достигли? Потому что опыт применения в городском хозяйстве, в том  числе строительстве,  у нас есть. Может быть он недостаточно широкий,  тем не менее, его применяют, когда необходимо использовать уникальные свойства композиционных материалов, которые отсутствуют у традиционных, и тогда проектировщики без нашей подсказки ищут возможности. В этом отношении надо серьезно думать о том, что же  мы хотим получить на выходе.

Давидюк А.Н. - Директор НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство», д.т.н.

Презентация (pdf.)  

Современные полимерные композитные материалы (далее - ПКМ), а также конструкции и изделия из них находят во всем мире широкое применение в строительном комплексе, благодаря таким качествам, как высокая прочность, коррозионная стойкость и низкий удельный вес.

На мировом рынке композитов лидируют США, Европа, Япония и Китай. В руках нескольких американских, европейских и японских компаний находится до 75 % в каждом сегменте мирового рынка композитов.  Объем потребления полимерных композитов, конструкций и изделий из них в России (по разным экспертным оценкам) составляет лишь около 0,5–2 % общемирового объема потребления полимерных композитов

В настоящее время на строительном рынке в большей степени представлены следующие композитные материалы:

  • Арматура композитная полимерная (АКП);
  • Фибробетон со стальной и неметаллической фиброй;
  • Системы внешнего армирования (холсты, ткани, ламелии, ламинаты);
  • Композитные трубы;
  • Композитные профили (уголки, швеллера, тавры и т.д.);
  • Композитные шпунты.

Анализ отечественного и зарубежного опыта применения композитов в строительстве, а также собственные экспериментальные исследования, разработки и опыт проектирования позволили сформулировать эффективные и рациональные области применения композитов (в частности, АКП) в строительстве:

  • строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • строительство сооружений, эксплуатируемых в условия высоких электромагнитных полей и разности потенциалов, конструкции, подвергаемые воздействию токов утечки;
  • строительство объектов водоподготовки и водоочистки;
  • конструкции, подвергающихся воздействию агрессивных сред (СП 133.30-2012 (СНиП 2.03.11-85), вызывающих коррозию стальной арматуры (хлористые соли, агрессивные газы повышенных концентраций и др).
  • строительство объектов городской инженерной инфраструктуры;
  • строительство тоннелей метрополитенов;
  • производство земляных работ и грунтоукрепление;
  • многослойные теплосберегающие ограждающие конструкции;
  • бетонные конструкции на распределенном основании;
  • реконструкция, реставрация, усиление, ремонт и восстановление элементов зданий и сооружений.

Строительный сегмент является лидером по применению ПКМ. В России, в соответствии с общемировой практикой, наибольший потенциал потребления композитов, конструкций и изделий из них находится в строительном комплексе. Однако потребление продукции российской композитной отрасли в строительстве в настоящее время соответствует лишь долям процентов от соответствующего мирового показателя.

Принятая Отраслевая программы внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации до 2020 г. позволит повысить спрос на соответствующую продукцию, увеличить ее производство и государственные закупки.

Тем не менее, в последние 3 года среднегодовой прирост потребления АКП составил 12 %.

Спрос же потребления стимулируется пока только административными методами: от госпредприятий и субъектов Федерации требуют отчета по внедрению композитов, но на их массовое использование это не оказывает существенного влияния.

Для достижения целей Программы требуется также активизировать деятельность государственных и частных компаний за счет стимулирования применения композитов, конструкций и изделий из них.

Применение композитов (АКП в частности) в строительстве должно осуществляться комплексно, и одновременно с развитием нормативно технической базы должна формироваться база правовая и законодательная, о которой уже было упомянуто на прошлом заседании Объединенного научно-технического совета по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы по теме: «Неметаллические композитные материалы в строительстве», а именно это переход на проектирование по жизненному циклу, которое позволит стимулировать применения инновационных строительных материалов. К тому же правовые предпосылки для контракта жизненного цикла (далее – КЖЦ) в России имеются.

С 01 января 2014 вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), согласно которому в части 16 статьи 34 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Случаи заключения контракта жизненного цикла определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла». Таким образом, в случаях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации  № 1087, заказчик обязан заключать КЖЦ только в том случае если контрактом предусмотрена закупка товара или работы, последующие обслуживание, ремонт поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Понятие КЖЦ неразрывно связанно с «зеленым» строительством, что может послужить решением вопроса по повышению энергетической и экологической эффективности по Указу Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889.

За период с 2010 по 2015 произошли положительные изменения в разработке нормативно-технической базы. Появились и находятся в стадии разработке большое количество нормативных документов, относящиеся к использованию композитов в строительстве.

Нормативно - технические документы на примере арматуры композитной полимерной:

  • АКП внесена в СП 28.13330.2012 "Защита строительных конструкций от коррозии" (актуализированная версия 2012 г. Приложение Ж. Требования к бетонам и железобетонным конструкциям, табл. Ж3 и Ж4);
  • вступило в действие изменение № 1 к СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения», которое содержит рекомендации по проектированию конструкций из бетона, армированных АКП. Соответствующий приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ № 493/пр подписан 8 июля 2015 г.

Указанные нормативные документы входят в обязательный перечень Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устанавливающего требования по безопасности зданий и сооружений для жизни, имущества граждан и окружающей среды, во исполнение распоряжения Правительства РФ № 1047-р от 21 июня 2010 г.

Разработаны межгосударственные стандарты, определяющие технические требования и методы испытаний АКП:

  • ГОСТ 31938 – 2012 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия»;
  • изменение в ГОСТ 32492–2013 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Методы определения физико-механических характеристик»;
  • изменение в ГОСТ 32486–2013 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Методы определения характеристик долговечности»;
  • изменение в ГОСТ 32487–2013 «Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Методы определения характеристик стойкости к агрессивным средам».
  • СТО НОСТРОЙ 2.6.90-2013 «Применение в строительных бетонных и геотехнических конструкциях неметаллической композитной арматуры».

Разработан проект свода правил СП «Конструкции из бетона с композитной неметаллической арматурой. Правила проектирования».

Приведенный перечень документов (на примере АКП) показывает, что ситуация по проблеме использования композитов положительно меняется. При этом необходимо отметить, что качество нормативно-технических документов не всегда отвечает необходимым критериям и требует доработки или изменений. Например, опираясь на экспериментальные данные и практический опыт применения накопленных нами за этот период, уже сейчас возникает необходимость внесения ряда существенных изменений (например, в ГОСТ 31938 – 2012) для повышения технических требований и обеспечению гарантированного качества продукции.

Несовершенство нормативной базы частично проявляется при проведении тендеров на поставку АКП, где добросовестные производители с качественной и отвечающей требованиям нормативно-технических документов продукцией, не получают контракты в связи с необоснованно заниженной, а зачастую просто не адекватной заявленной стоимости некачественной продукции.

В продолжение темы государственных закупок необходимо ускорить введение реестра российских композиционных материалов, сформировать подход к формированию единых федеральных расценок на композиты и АКП.

Спрос на услуги, связанные с незаконным обеспечением документами о безопасности продукции, не соответствующей этим требованиям, рождает предложение услуг фиктивных лабораторий и органов по сертификации. Все чаще имеют место случаи получения подложных сертификатов, изготовленных с ведома и по заказу изготовителей или поставщиков АКП, без проведения необходимых испытаний по соответствующим нормативным документам.

Сложившаяся ситуация дискредитирует саму идею композитов (АКП) и их использования, поэтому институтом ведется работа по учету таких организаций и выпущенных ими документов, а также готовятся меры по противодействию, в соответствии с Федеральными законами N65-ФЗ от 01.05.2007 и N255-ФЗ от 21.07.2011 (Статья 14.44.  Недостоверное декларирование соответствия продукции).

Переход на проектирование по жизненному циклу позволит использовать положительные стороны композитных материалов, в том числе АКП, ведь во многих странах построены и уже успешно эксплуатируются мостовые сооружения, общественные, жилые и промышленные здания и сооружения. Западных специалистов не смущает увеличение начальной стоимости материальных затрат, ведь при этом увеличивается безремонтный срок эксплуатации конструкции.

Необходимо отметить, что процедура заключения таких контрактов в различных сферах экономики России, как понятийный анализ, так и применение самого термина КЖЦ, находятся сегодня не на самом высоком уровне и требуют дополнительных уточнений по терминологии на основе исследования зарубежного опыта стран с развитой рыночной экономикой в практическом применении данной научно-практической тематики.

Мнения участников

Агеев А.В. - доцент кафедры «Мосты» ФГБОУ ВПО МАДИ.

Согласен с недостаточностью разработанной нормативной базы. Рекомендации для полимерной стеклопластиковой арматуры были разработаны НИИЖБ в 1978 году, в которых отмечалось, что она может быть использована лишь в малоармированных конструкциях или в случаях преднапряжения. С выходом современных норм мало что изменилось. Их качество недостаточно, вопросы, которые были в прошлом, не решены в новом ГОСТе и новом СП по композитной арматуре. Поэтому эффективно применять композитную арматуру и сегодня невозможно по очень многим показателям. Это,  прежде всего, параметры сцепления и невозможность реализации прочностных свойств, невозможно реализовать в несгибаемых несущих элементах. В связи с этим ведутся научно-исследовательские разработки. Последние 2 года, например, существует рабочая группа под эгидой компании ФДА Росавтодор, включая МАДИ, специализированные научно-исследовательские организации и др. Ведутся разработки, как эффективно использовать арматуру в бетонных изделиях. Первое, считаю, что это надо поддержать с точки зрения, в том числе  Правительственных организаций города Москвы. В связи с этим, предлагаю в рабочую группу включить и МАДИ, и специализированные фирмы (Сервис-Мост, Автодор-Инжиниринг). Экспериментов по транспортному строительству с использованием композитов совершенно недостаточно. Нужны экспериментальные объекты по использованию арматуры в ж/б несущих конструкциях и линейных конструкциях с привлечением таких организаций как ОАО «Моспроект-3». Второе, необходимо опытное экспериментальное транспортное сооружение (путепровод или мост), на котором все вопросы можно будет решить. Третье предложение, необходимо развивать образовательное направление по композитной арматуре и материалам в строительных ВУЗах города Москвы (МАДИ, МИИТ и др.).

Степанова В.Ф. - Заведующая лабораторией коррозии и долговечности бетонных и ж/б конструкций НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство», председатель правления Ассоциации «Неметаллическая композитная арматура», д.т.н., проф.

По выступлению Агеева А.В. Следует сказать, что низкий модуль арматуры композитной полимерной - это не недостаток арматуры, это ее свойство. Изменить модуль упругости, практически, невозможно, можно немного повысить, получили арматуру с модулем 70, в дальнейшем максимально можно получить 100, но выйти на модуль упругости 220, как имеет стальная арматура, априори невозможно. Возражаю, что с 1978 года не произошло никаких изменений: разработан ГОСТ 31938-2012, разработаны 3 документа по методам испытаний этой арматуры, включая долговечность; на сегодня разработаны 2 Свода правил по расчету и проектированию. Производители жалуются, что заложены большие коэффициенты при расчете, но это не значит, что всю металлическую арматуру сегодня будем заменять на композитную. Этого никогда не будет, это нереально, но для дорог эта арматура подходит и реализована в строительстве мостов. Можем варьировать: шагом, диаметром арматуры и свойствами: если раньше на растяжение имели прочность 600-800, теперь 1200-1400, модулем упругости. Поэтому, если заменить даже в 10% конструкций арматуру металлическую на композитную, получим большие экономические эффекты, а при переходе по жизненному циклу тем более. Непонятно, почему ДНППиП не выходит на строительство, не контактирует со строительными организациями, Департаментом строительства, АО НИЦ «Строительство»?  

Есть проблема: на рынок выходит несертифицированная продукция или за купленные сертификаты. Такую продукцию применять нельзя, это просто дискредитирует наше строительство. Поэтому центр сертификации именно строительных конструкций, именно арматуры, именно фибры, изделий для строительства надо сделать специализированным строительным центром. Таких центров должно быть немного, они должны быть по регионам, в Москве может быть один или два. Просим московское правительство поддержать предложение с организацией сертификационного центра, а также помочь с пилотными проектами, готовы к совместной работе.

Журавлев С.И. - АО «РТ-Химкомпозит».

Вопрос Иванову И.С. Центр сертификации, стандартизации и испытаний на сегодня очень важный в плане тех работ, которые сейчас проводим над новыми композиционными материалами. Вынуждены бегать по всем лабораториям Москвы, чтобы провести необходимые испытания. Представленный перечень объединяет все те испытания, которые нам надо провести. Когда  будет работать этот центр, и с кем можно будет контактировать?

Иванов И.С.

В настоящее время все работы по закупочному оборудованию проведены, до конца этого года планируем поставку всей номенклатуры оборудования. 25 января планируем в МГУ торжественное открытие этого центра. Запланировано создание автономной некоммерческой организации при участии МГУ, Правительства Москвы и ряда операторов. Планируем, что он заработает в 1квартале 2016 года в полную силу.

Ответы на вопросы:

О доле композитных материалов в строительных конструкциях - львиная доля приходится на тоннельно - дорожное строительство - более 70% (по конструкциям именно из композитных материалов).

Участие ДГП в Программе предусматривается в качестве ответственных исполнителей.

Нормативная база - коллеги правильно отметили, что лидирующая роль отводится федеральным историям; работу можно организовывать через различные рабочие группы, рекомендации совещательных органов, в том числе научно-технических советов, но мы, совместно с Союзом производителей композитов, МВТУ рекомендуем действовать через технические комитеты при Росстандарте. Готовы поддерживать эти начинания, готовы к тесной кооперации, к публичному обсуждению региональной программы.

Васильев Г.П. - заместитель директора по научной работе ОАО «НИИМосстрой», д.т.н.

С точки зрения организационной, какие проблемы в Программе? Первое, нет конкретных задач с точки зрения строительной отрасли. Если говорить об инновационной продукции, сначала должны быть  задачи конкретные, сам решаемый проект, чего мы добиваемся, какие конкретные изделия, а потом пойдет вся инновационная процедура, инвесторы и т.д. Предлагаю из наших экспертов создать рабочую группу, насытить эту Программу конкретными целевыми задачами, какие хотим решить в ближайшее время. Второе, очень важное, это вопрос финансирования. Во всех приоритетных направлениях федеральных, к сожалению, строительства там нет. Поэтому материалы, возможно есть, финансируются, а то что касается технических решений, новых конструкций и т.д., сегодня федералами не финансируется. Предложение: на этом примере можно было бы попробовать скоординировать работу по финансовому обеспечению ниокровских работ по решению задач. Предложения могут быть от строительного комплекса, может быть привлечь Министерство образования РФ, выработать совместную платформу и попытаться профинансировать те проблемы, о которых говорили коллеги.

Гладышев В.И. - ФГБОУ ВПО МИИТ.

Поднят большой и важный вопрос. МИИТ по своей инициативе с 2006 г. по 2011 г. проводил круглые столы, на которые приглашал все ВУЗы, выпускающие строительные специальности, организации строительного комплекса, заводы-изготовители, которые имели отношение к производству композитных материалов. Результат работы - в 2011 году заместителем Мэра Москвы совместно с ректором института было направлено в Москомархитектуру письмо с предложением, что это перспективный материал, требующий развития нормативных документов. Сегодня этот вопрос снова поднимается.

Предлагаю все материалы данного заседания разослать по всем структурам, в том числе ВУЗам, которые выпускают инженеров по строительным специальностям, а также рекомендовать МКК, если это возможно, проводить достаточно часто совещания по обмену опытом (кто, что выпускает).

В обсуждении по теме заседания приняли участие:

Донец А.И. - Исполнительный директор Ассоциации «Неметаллическая  композитная арматура».

Шапиро Г.И. - Главный конструктор ОАО «МНИИТЭП» (о недостатках нормативной базы по композитной арматуре).

Калинников А.Н. - Руководитель дивизиона композиты  МИЦ "НМКН" МГТУ им.Н.Э Баумана.

Иванов И.С. - Начальник Управления инновационного развития  Департамента науки,  промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Зазиянц В.А. - Главный инженер ОАО «Моспроект-4».

Подводя итоги заседания, С.И. Левкин поддержал предложение направить материалы заседания ВУЗам, с которыми у ДГП есть соглашения, предложить МКК свою площадку использовать для информирования участников процесса. Когда информация доступна, известны дальнейшие действия, это более динамично и позитивно, чем выискивать где-то случайные связи. Созданный кластер хорошая история, которая в начале пути. Его площадка позволяет реально общаться, обмениваться, вводить дополнительных игроков, которым это интересно, которые хотят что-то сделать интересное в этой жизни. Площадка должна быть по максимуму использована для того, чтобы все, что связано с нормированием, производством, стимулированием и продвижением произведенного товара, в том числе, поиск инструментов заинтересованности для инвестора. Необходимо для этого все сделать, тем более что крупнейшие компании здесь присутствуют и как идеологи (родоначальник был Роснано). Поэтому эти ключевые вещи надо двигать, тогда появится в конце конкретный заинтересант, получатель, который найдет деньги на НИОКР, на нормативно-техническую базу в том объеме, который требуется.

По вопросу выделения средств на НИОКР. Нормативно-техническая база (ГОСТы, Своды правил и т.д.) это полномочия федеральных органов власти в лице Минстроя РФ. Эта платформа выводит на то, что сегодня вы высказываете как проблемы. Мы, со стороны города, заинтересованы и будем всемерно поддерживать, максимально участвовать в работе и все, что связано с организацией на базе ДНППиП. Но ДНППиП и организованный кластер, практически, сосредочен на том, чтобы запустить максимально производство, а кто потребитель? Будут появляться маленькие заинтересанты, которые к этому кластеру будут прирастать, но если конечный потребитель не появится, эту тему будем рассматривать каждый год, но приблизительно на одном и том же уровне, к сожалению, это первое. Второе, эта региональная программа очень хороший инструмент действия, но как любая программа, должна быть сделана по общепринятому принципу - какая цель, время действия программы (она может быть начальная, потом развиваться); через какие задачи мы должны достичь цели, сделать паспорт программы, мероприятия и ответственных исполнителей программы. Тогда она станет простая, внятная, читаемая и оцениваемая по результатам. Слишком много проблем, которые мы знаем и одновременно их не решить. Задача ДГП начать действовать конкретно, отобрать проекты, предложить их заместителю Мэра Москвы М.Ш.Хуснуллину, они должны быть минимально опасными, не очень востребованы с точки зрения труда (садик или школа). Это нужно делать вдумчиво, без отнесения ко сроку. Надо на экспериментальном объекте опробовать все, что представляет  проблемы, и вывести как итог строительства, чтобы куда-то дальше закладывать.

В решении ОНТС надо записать о поддержке, что эта Программа нужна, но с такими-то акцентами, что кластер тоже нужен, это хорошее решение на уровне города. Поддерживаю НИИЖБ в том, что сертификацию строительную должны делать профильные научно-исследовательские учреждения. Просьба представить в ДГП информацию, какие виды объектов в строительной отрасли являются наиболее интересными с точки зрения объема замены металла на полимеры, для определения дальнейших действий

Решения

1. Отметить важность и актуальность развития направления «Композиционные материалы в строительстве», способствующего повышению качества и долговечности строительных конструкций зданий и сооружений различного назначения, транспортной инфраструктуры, ЖКХ, благоустройства городских территорий и др.

2. Отметить, что развитию отрасли композиционных материалов (композитов) и изделий на их основе способствует создание в 2014 году Московского композитного кластера (МКК), эффективная деятельность которого позволяет решать сложные технические и технологические задачи в интересах города Москвы, направлена на улучшение качества жизни населения и сокращения расходов на строительно-монтажные работы, содержание и эксплуатацию городского хозяйства.

3. Принять во внимание факторы, сдерживающие внедрение композиционных материалов в строительстве:

- недостаток современной нормативно-технической документации, определяющей требования к качеству продукции, методам испытания, расчету и проектированию конструкций из бетона, дерева, пенобетона и гипса, сметных нормативов по их применению;

- отсутствие системы контроля качества и безопасности;

- малая информированность среди потенциальных заказчиков о композитных изделиях;

- отсутствие комплексной системы подготовки кадров в сфере производства и применения композитов и изделий (конструкций) из них.

4. Приоритетными направлениями развития композитной отрасли, исходя из перечисленных проблем, можно считать следующие:

- развитие нормативно-технической и методической базы по применению композиционных материалов, изделий и конструкций их них в строительной отрасли;

- создание новых или модернизация действующих производств;

- создание новой и использование существующей инновационной инфраструктуры композитной отрасли города Москвы;

- создание системы поддержки применения продукции в городском хозяйстве;

- создание системы подтверждения соответствия нормативной документации композитов и изделий из них;

- системное развитие образовательных, консалтинговых и инжиниринговых услуг;

- образовательная работа с кадрами, как композитной отрасли, так и отраслей потребителей продукции.

5. Для обеспечения эффективного развития отрасли производства композитных материалов в городе Москве до выхода нормативно-технических документов федерального уровня рекомендовать профильным организациям и их профессиональным объединениям:

- продолжить разработку необходимых методических документов (СТО, рекомендации, технические требования и т.д.) и обеспечить их применение профессиональным сообществом при осуществлении строительства в городе Москве. Подготовленные документы установленным порядком представить в Департамент градостроительной политики города Москвы (О.В. Рындин) для включения в Московский территориальный строительный каталог (МТСК);

- подготовить соответствующие предложения в профильные федеральные органы исполнительной власти по разработке новых и внесению изменений в действующие нормативные документы федерального уровня в области технического регулирования;

- разработать и постоянно актуализировать реестр композитов и изделий (конструкций) из них, пригодных для применения в сфере строительства, транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, рекомендуемых к использованию на территории города Москвы на основании успешного опыта применения, в том числе пилотных проектов;

- представить в Департамент градостроительной политики города Москвы        (О.В. Рындин)  документацию, требуемую для рассмотрения композиционных материалов и изделий из них на Экспертной комиссии по инновационным технологиям и техническим решениям и их включения установленным порядком в Реестр инновационной продукции МТСК.

6. Признать целесообразным создание и организацию работы в рамках МКК Центра сертификации и испытаний в части продукции для применения в строительной сфере с участием и на базе профильных организаций строительного комплекса города Москвы (НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО НИЦ «Строительство», Ассоциация «Неметаллическая композитная арматура» и др.).

7. Принимая во внимание увеличение интереса малого бизнеса, строительных организаций к производству и применению композитных строительных материалов, рекомендовать «Союзу производителей композитов», Ассоциации «Неметаллическая композитная арматура» совместно с Московским композитным кластером (МКК) и привлечением компетентных организаций организовать работу по развитию органов по сертификации и лабораторий, аккредитованных в области испытаний материалов, изделий и конструкций из полимерных композиционных материалов, сформировать реестр органов подтверждения соответствия (органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)), образующих региональную межотраслевую систему подтверждения соответствия композитов и изделий из них.

8. Рекомендовать профильным организациям и их профессиональным объединениям (НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО НИЦ «Строительство», Ассоциация «Неметаллическая композитная арматура» и др.) представить в Департамент градостроительной политики города Москвы информацию и предложения по:

- наиболее целесообразным видам объектов строительства (их частей, конструктивных элементов) для применения композиционных материалов, изделий и конструкций с их использованием с учетом структуры Адресной инвестиционной программы города Москвы;

- номенклатуре и объемам производства композиционных материалов, изделий и конструкций из них в московском регионе для применения в строительстве;

- технико-экономическим показателям и эффективности применения композиционных материалов, изделий и конструкций из них в строительстве.

Срок: 1 месяц после подписания Протокола ОНТС.

9. Рекомендовать Департаменту градостроительной политики города Москвы (С.И. Лёвкин) совместно с Департаментом строительства города Москвы (А.Ю. Бочкарев) рассмотреть возможность определения экспериментальных объектов с целью практической апробации композиционных материалов, изделий и конструкций из них в строительстве.

Срок: в течение 2-х месяцев после подписания Протокола ОНТС.

Установленным порядком обеспечить научно-техническое сопровождение проектирования и строительства и подготовку по результатам реализации данных проектов соответствующих заключений и рекомендаций о целесообразности и сферах применения композитов в строительной отрасли города Москвы.

10. Отметить актуальность разработки и утверждения проекта Региональной программы развития отрасли композиционных материалов в городе Москве на 2016-2020 гг. (Программа), сформированной МКК.

Признать целесообразным публичное рассмотрение проекта Программы с привлечением, в том числе, профильных органов исполнительной власти города Москвы (ДНППиП, ДГП, ДС, ДРНТ, ДЖКХиБ, ДКР, ДТиРДТИ) и заинтересованных организаций строительной отрасли.

На этапе рассмотрения проекта Программы учесть результаты реализации пилотных проектов в области производства композитов и изделий из них.

В последующем рекомендовать дальнейшее развитие Программы (2-я часть) с учетом детализации и формирования конкретных целей, задач и мероприятий в строительной сфере (секторе), определения основных индикаторов (показателей), источников и объемов финансирования, сроков выполнения, ответственных исполнителей (соисполнителей) и т.д.

11. Рекомендовать МКК организовывать на регулярной основе информационные мероприятия (совещания, семинары, «круглые столы» и т.д.) для обмена опытом и рассмотрения актуальных вопросов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти и организаций города Москвы.

12. Рекомендовать проектно-технологическим, производственным и строительно-монтажным организациям шире использовать композиционные материалы и изделия в строительстве.

Департаменту строительства города Москвы (А.Ю. Бочкарев) рассмотреть вопрос о возможности применения композиционных материалов в жилищном и промышленно-гражданском строительстве, при строительстве объектов метро и транспортной инфраструктуры.

13. Департаменту градостроительной политики города Москвы (О.В. Рындин) направить материалы данного заседания ОНТС в профильные высшие учебные заведения города Москвы, в которых осуществляется подготовка специалистов строительных специальностей.

Срок:  1 месяц после подписания Протокола ОНТС.

14. Для подготовки специалистов по применению композиционных материалов в строительной отрасли Департаменту градостроительной политики города Москвы (С.Г. Дегтярев) обратиться в Минобрнауки России с предложением о включении в учебные планы автодорожных, строительных специальностей лекций и семинаров по производству и применению композитов и изделий из них.

Руководитель Департамента градостроительной политики
города Москвы, заместитель председателя ОНТС

С.И. Левкин
Ученый секретарь ОНТС, к.т.н., с.н.с. А.М. Попова