timelapse

Умная архитектура школьных зданий – ​архитектура юности и детства

Проектирование развивающей образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка сегодня главная тенденция в проектировании современных школ и детских садов по всему миру.

Сегодня мы начнем обзор наиболее интересных реализованных проектов различных школ.

Учебное здание детского сада в Коросале

Архитекторы переделали полуразрушенную «коробку» из бетонных блоков с остатками деревянной крыши в функциональное и архитектурно примечательное пространство. Из экологических соображений тотально сносить здание не стали – фундамент новой постройки должен был остаться в тех же границах.

Рисунок перфорации, вырезанный лазером, делает внешнюю поверхность фасадов похожей на бамбуковые заросли, а изнутри отбрасывает на пол эффектные тени. В каждую прорезь вставлено стекло – тех же цветов, что использованы в других зданиях комплекса, то есть новый корпус визуально связан не только с природным, но и рукотворным окружением. «Второй фасад» затеняет бетонные стены и задерживает часть теплового излучения, защищая помещения от прямых солнечных лучей и перегрева.

Бетонные стены тоже «перфорировали» – вырезали в них несколько больших окон. В выступающем кубическом объеме – там, где внутренний фасад будто вырывается наружу – эти окна сделаны от пола до потолка, что превращает конструкцию в подобие светового фонаря. Другая выступающая часть здания – входное крыльцо. Стальными панелями оно закрыто только с одной стороны, но зато обрамлено белой бетонной лентой сверху и сборку и, таким образом, защищено от солнца и дождя.

Детский сад в Эль-Чапарраль

Особенностью детского сада в городе Альболоте являются стены, целиком – от пола до потолка – сделанные из стекла. Форма здания соответствует склону рельефа и ступенчато спускается вниз, образуя три уровня – три группы комнат: для детей в возрасте до одного года, для детей от двух до трех лет и трехлетних соответственно. Здание имеет в плане L-образную форму и ограничивает с двух сторон сад. В коротком флигеле располагаются вход, офис, кафетерий и спортивный зал.

Стеклянные стены открывают вид наружу из комнат для занятий в северной части здания, как бы интегрируя происходящее внутри и вне здания. Одна такая комната отделена от другой фиксированными или раздвижными (створчатыми) стеклянными стенами, что позволяет изменять конфигурацию комнат и дает возможность воспитателям наблюдать за происходящим во всех помещениях.

Привлекают внимание окрашенные стеклянные окна, которые расположены вдоль коридора на обращенных к югу стенах комнат для занятий. Свет, льющийся через эти окна, освещает также закрытый сверху большой внутренний двор в саду, который, благодаря цветным окнам, окрашен всеми цветами радуги. Последовательность цвета стекол по ходу коридора повторяет последовательность расположения цветов в радуге или в свете, преломленном с помощью призмы. 

В закрытом внутреннем дворе – светильник, созданный в содружестве с местным художником: куб, поверхности которого разбиты на отдельные сегменты причудливой формы. А на одной из светонепроницаемых стенок двора художник и архитектор нарисовали серию цветных узоров, среди которых можно различить контуры животных, солнце, звезды и символические знаки.

Начальная школа Эриха Кестнера в Лейпциге

Лейпциг в 2008 году принял стандарт пассивного дома для всех общественных зданий, которые запланированы к строительству. Школа Эриха Кестнера стала одним из первых объектов, спроектированных в соответствии с этим новым стандартом.

Архитекторы предложили концепцию из двух корпусов: трехэтажной школы и отдельно стоящего спортзала. Оба здания связаны между собой одноэтажными яслями, образуя сложную скульптурную композицию со скругленными углами. Все объемы расположены таким образом, чтобы создать внутренний закрытый двор.

Фасады здания утеплены согласно пассивному стандарту и облицованы металлическими панелями светло-серого цвета. Главной визуальной особенностью проекта стали цветные регулируемые сетчатые ламели, установленные на всех трех строениях школы. Они служат не только солнцезащитной системой, но и работают на общую композицию, своими прямоугольными очертаниями контрастируя с криволинейными формами здания.

Средняя школа для девочек Burntwood в Лондоне

Реализованный в 1950-е годы комплекс зданий школы состоял из восьми зданий разной функции, включая бассейн и актовый зал. Учебные корпуса уже не отвечали современным задачам образования, а административные строения, разбросанные в модернистской манере по всей территории, мешали быстрым связям между корпусами.

Чтобы сохранить характер прошлой застройки, архитекторы вместо возведения одного высотного многофункционального здания предложили шесть отдельных корпусов. Два из них выполняют общественную функцию – столовая с театральной сценой и спортзал, оставшиеся четыре здания предназначены непосредственно под учебные задачи. Причем в каждом из четырех корпусов располагается отдельное направление: бизнес, искусство и блоки с техническими и гуманитарными науками.

Участок архитекторы разбили с севера на юг крытым пассажем, который связывает между собой два главных входа на территорию кампуса. Получившаяся после разделения восточная часть отведена под учебные корпуса, западная – под новое здание столовой и ландшафтный парк с площадками для игр и занятием спортом. 

Фасадные панели, ставшие главным выразительным элементом комплекса, выполнены в двух основных модификациях с шириной 3 и 4,5 м. Монотонности при использовании типовых панелей архитекторы избегают их чередованием в шахматном порядке, а также применением различных по размерам оконных проемов. Большую выразительность придают зданию отдельно разработанные элементы входных групп, в нескольких корпусах идущие на два этажа, и готовые угловые панели.

ardexpert.ru