timelapse

Воркшоп для студентов МАрхИ: зачем и почему?

Всякий учебный год в МАрхИ, как и в любом другом вузе, принято завершать сессией. Курсовые проекты, просмотры, рефераты, зачеты, экзамены – обо всем этом до сих пор с трепетом вспоминают многие выпускники МАрхИ. А теперь еще и воркшоп...

Воркшоп – непривычное для многих россиян мудреное заграничное слово, которое, тем не менее, уже давно прижилось в лексиконе бизнес-сообщества. Но вот вопрос: какое отношение имеет бизнес к архитектуре – одному из фундаментальных (по определению) видов изобразительного искусства? Оказывается, имеет и этой теме посвящен учебный курс «Авторские практики», читавшийся в течение двух семестров будущим архитекторам страны. Программа курса была разработана и внедрена в учебный процесс старейшего российского архитектурного вуза благодаря инициативе и усилиям кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ. Важнейшей частью программы курса стало проведение интерактивных лекций, с которыми перед студенческой молодежью выступали маститые практикующие архитекторы и щедро делились своим профессиональным и жизненным опытом.

Что касается воркшопа, то он является неотъемлемой частью учебного курса «Авторские практики». О том, что такое воркшопы и с какой целью они проводятся в МАрхИ, рассказывает Маргарита Александровна Демидова, канд. арх., профессор МАрхИ, автор курса «Авторские практики»:

- В бизнес-среде воркшоп – довольно привычная форма обучения, имеющая целью создание команды, способной решать определенные задачи в строго ограниченном временном промежутке – своего рода брейнсторминг, мозговой тренинг.

Необходимо отметить, что для подавляющего большинства наших студентов участие в воркшопе было в новинку. Между тем, мировое бизнес-сообщество непрерывно тренирует таким образом своих представителей самого разного уровня – от простых исполнителей до «крутых» бизнес-стратегов – и не мыслит своего развития без подобных занятий.

Наш архитектурный воркшоп проходил в течение дня. В начале его участников разделили на группы по 7–9 человек, в состав каждой группы вошли студенты, не знакомые друг с другом. Все они (учащиеся вечернего отделения: I-го и 2-го курса магистратуры и 5-го курса бакалавриата) посещали лекции архитекторов с неодинаковой частотой: одни ходили постоянно, другие – от случая к случаю. Мы искусственно смешиваем в одной команде людей не только незнакомых, но и с разной степенью знания материала, усложняя тем самым условия выполнения задания, чтобы заставить их мобилизоваться и полнее раскрыть собственный потенциал. Таким образом, моделируется ситуация, близкая к реалиям, в которых оказывается начинающий архитектор, когда он приходит в проектное бюро и попадает в новую для себя среду, где он взаимодействует с другими сотрудниками, о методах работы и личных качествах которых ничего не знает.

Далее группа выбирает лидера – задача непростая, если учесть, что участники мало знакомы.

Лидер определяет общую направленность действий всей команды, распределяет обязанности внутри коллектива, отвечает за сроки. В конечном счете, он, будучи руководителем, несет ответственность за конечный результат и, следовательно, оценку командной работы. Зачастую студент, мало посещавший курсовые лекции и недостаточно подготовленный, приходит на воркшоп с надеждой «поприсутствовать», укрывшись в тени других участников (тем более, что оценку за воркшоп все получают одну – командную). Задача лидера в данном случае заключается в том, чтобы вовлечь в процесс и задействовать всю группу – у него на то и полномочия есть... - все, как во взрослой жизни!

Как бы то ни было, но «вожак» обязательно должен быть, иначе совместное обсуждение темы и выполнение работы превратится в плюрализм мнений и бесконечный п р о ц е с с «обсуждения с целью улучшения» (что само по себе неплохо), но процессом, как известно, необходимо управлять, если в конечном счете необходимо достичь р е з у л ь т а т а.

Темы воркшоповских работ по командам распределяются на основании жеребьевки: лидеры групп «вытягивают билетики» вслепую. Темы аналогичны вопросам шаблона презентаций, с которыми выступали перед студентами практикующие архитекторы – они неоднократно обсуждались в течение курса, приобретая разнообразную трактовку.

Затем в течение 4 часов работы в группе студенты «раскрывают» доставшуюся им тему в графике на листе формата А1. При выполнении задания необходимо не только опираться на материал, полученный на лекциях, но и формировать на основании услышанного свое собственное мнение по тем или иным вопросам, быть «проактивным», предлагать свое решение.

Важная часть воркшопа – публичная защита командой своей работы. Вообще презентация какого-либо продукта (в архитектурной деятельности это, как правило, защита проекта) имеет колоссальное значение. Известно, что самая банальная, но блестяще презентованная заказчику идея может быть принята «на ура», в то время как вполне осмысленный, но вяло и неубедительно представленный проект может быть не воспринят по причине недостаточной аргументации его положительных качеств. Кстати, в способах и средствах презентации своей работы студенты абсолютно не ограничены: допускаются любые формы публичных выступлений: от видеоклипов до мини-спектаклей с музыкальным сопровождением и сценической пластикой – все приветствуется, если идет на пользу дела.

Результат воркшопа – как презентацию, так и графику - оценивало жюри: Елена Баженова (канд.арх., зав.кафедрой «Архитектурная практика» МархИ), Всеволод Медведев (генеральный директор архитектурного бюро «Четвертое измерение»), Дмитрий Пшеничников (руководитель архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры»).

Присутствующие на воркшопе смогли лично убедиться в том, насколько повлиял курс «Авторские практики» на становление профессионального мышления будущих архитекторов. Курс заставил студентов по-новому взглянуть на архитектурную деятельность, обогатил их сознание категориями, о существовании которых они раньше не подозревали. Вот лишь некоторые выдержки из выступлений, прозвучавших в ходе защиты воркшоповской работы.

О моде в архитектуре

В мире все быстротечно и изменчиво. Постоянны только перемены. Мода – стиль, живущий в течение короткого времени.

Мода отражает сиюминутное отношение общества к миру и к себе. Архитектуры не может быть вне общества. Следовательно, о моде в архитектуре нельзя рассуждать с позиции хорошо это или плохо. Модная архитектура – факт, с которым следует мириться.

О рынке архитектурных услуг

Рынок воздействует на все, что имеет отношение к архитектуре. Вне рынка существует только архитектура чрезвычайных ситуаций, потому что она – порождение госзаказа.

О том, как люди приходят в архитектуру

Из любви к искусству.

По причине любопытства.

Дед привел за руку.

Случайно.

В общем, у каждого свой путь…

О том, что главное в профессии архитектора

Удовольствие от работы - потому, что в ней вся жизнь, а коллектив – вторая семья...

Постоянное саморазвитие и самообразование...

Правильные взаимоотношения с окружающими – заказчиками, коллегами из других бюро, подрядчиками, поставщиками...

Создание архитектуры для будущих поколений...

И только после всего этого – успех...

О том, что такое архитектура – искусство или бизнес

Архитектура для архитектора – хлеб, и каждый зарабатывает его по-своему...

О том, что такое качественная архитектура?

Отношение к качеству архитектуры меняется со временем...

Об архитектурных конкурсах

Для архитектора конкурс – здоровая конкуренция...

Для заказчика – широта выбора проектов...

Для государства – экономия средств на проектировании,..

Для общества – возможность реализовать квалифицированно выполненный проект, одобренный профессиональным сообществом...

Все архитектурные конкурсы должны быть открытыми. Закрытые – только на объекты оборонного и космического назначения...

А что думают сами студенты о курсе «Авторские практики»? Так ли он нужен или посещение лекций – пустая трата времени, которого и так ни на что не хватает?

Павел Мельник, студент вечернего отделения магистратуры:

– До поступления в МАрхИ я учился на Архитектурном факультете МГСУ, а также получил диплом инженера, после обучения в Российском химико-технологическом университете им. Д.М. Менделеева. Поскольку в 1990-е гг. наша химическая промышленность пребывала в самом плачевном состоянии, и применить свои знания в этой сфере не было возможности, решил искать себя в архитектуре. Сейчас прилагаю максимум усилий для овладения этой непростой профессией.

Обучение в магистратуре МАрхИ – очень хорошее продолжение архитектурно-технического образования, полученного в МГСУ. Особо хотелось бы отметить учебный курс «Авторские практики», который в течение последних двух лет проводится на кафедре «Комплексная профессиональная подготовка». Несмотря на загруженность студентов, курс «Авторские практики», безусловно, заслуживает того, чтобы тратить время на его посещение. Прежде всего, потому, что лекционное наполнение курса кардинально отличается от того, что приходилось слышать как в МАрхИ, так и в стенах других вузов.

Архитекторы, приглашенные читать лекции по программе курса, не просто рассказывают о современной архитектуре – эти сведения сегодня можно почерпнуть из многих других источников, - они делятся своим профессиональным и житейским опытом. Очень важно, что эта ценнейшая информация исходит от «мэтров», - людей, чей авторитет и заслуги признаны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Рассказы о преодолении многих трудностей, связанных с организацией собственного проектного дела, об утверждении себя в профессии и понимании своего места в ней, отношениях с заказчиками, смежниками, подрядчиками – все это взгляд на архитектурную деятельность изнутри. Это те знания, жизненные наблюдения и сокровенные мысли, на которые нет даже намека в специальной печатной литературе или интернет-изданиях, посвященных архитектуре. Можно смело утверждать, что аналогов курса «Авторские практики» нет как минимум в российской высшей архитектурной школе, а может быть – и в мировой.

Более всего отложились в памяти выступления архитекторов из Санкт-Петербурга. Обратило на себя внимание своеобразие санкт-петербургской архитектурной школы, особое отношение наших гостей из Северной столицы к архитектуре, к городу. Запомнилось то, как эти люди вели лекции, в которых чувствовался глубинный философский подтекст, звучало обращение к многим сторонам бытия, прямо или косвенно влияющих на формирование личности архитектора.

Очень хочется, чтобы в МАрхИ больше внимания уделялось деятельности кафедры «Комплексная профессиональная практика» (КПП), преподаватели которой разработали и внедрили в учебный процесс курс «Авторские практики». Такая форма обучения необходима, потому что она раскрывает перед студентами МАрхИ суть и все стороны той профессии, с которой они намерены связать свою дальнейшую жизнь.

Ксения Мумятова, студентка вечернего отделения бакалавриата:

– Курс «Авторские практики» для нас не просто дополнительные сведения об архитектурной деятельности, это первый шаг в профессиональную жизнь. Лекционная часть курса насыщена полезнейшей информацией об устройстве и внутренней жизни архитектурных мастерских, о том, по какой схеме строится проектная работа. Одновременно с этим архитекторы знакомили нас со своими проектами и постройками, благодаря чему каждая лекция превращалась в захватывающий мастер-класс. Курс помог многим из нас понять, правильный ли мы сделали выбор, решив связать свою жизнь с архитектурой.

Для тех, кто продолжает твердо стоять на своих позициях и видит себя в будущем только в архитектуре, «Авторские практики» это ориентир в современном архитектурном мире, благодаря которому мы уже сейчас можем определиться, под началом какого именно мастера хотелось бы начинать свою жизнь в профессии.

Запомнилось выступление архитектора Сергея Скуратова. Признаюсь, я всегда воспринимала его как коммерческого архитектора. Оказалось, это совсем не так. Сергей Александрович предстал перед нами, прежде всего, как исключительно творческая личность, что приятно удивило.

Сильное впечатление произвела лекция Юлии Тряскиной, представителя архитектурного бюро UNKproject, которая относится к проектированию, к работе с заказчиком как к полноценному бизнес-процессу. Интересно, что такой подход также позволяет создавать действительно качественную архитектуру.

Приобщение нас, будущих архитекторов, к чужому опыту профессиональной деятельности, тем более содержащему такие полярные примеры, заставляет о многом задуматься, пересмотреть собственные, во многом наивные представления о будущей профессии. Хотелось бы, чтобы курс «Авторские практики» начинали читать студентам бакалавриата не в конце обучения, а хотя бы со 2-го курса.

Анна Богодаева, студентка вечернего отделения магистратуры:

– Курс «Авторские практики» представляется, безусловно, полезным и очень важным в общей программе обучения в магистратуре.

Как бы добросовестно студенты нашего вуза ни относились к учебе, полученные ими знания и навыки имеют весьма малое отношение к тому, что готовит жизнь, они просто не знают, что ждет их в недалеком будущем. Практикующие архитекторы, выступавшие перед нами с лекциями, подробно, ничего не скрывая, рассказывали о том, как в реальности происходит становление человека в профессии, какие препятствия предстоит преодолеть, чтобы стать полноценным архитектором, открыть свое дело, получить признание в архитектурном сообществе.

Перед нами раскрывали весь цикл практического проектирования – от первой встречи с заказчиком, начала эскизирования и далее через все этапы до выполнения рабочей документации. Жизнь проекта – это сложнейший многоступенчатый процесс, который, кстати, далеко не всегда завершается реализацией. К этому тоже надо быть готовым.

Все архитекторы, нашедшие время для того, чтобы выступить перед нами, безусловно, очень достойные люди, заслуживающие внимания и уважения. Вместе с тем, из всего, что удалось услышать, ближе всего и понятнее мне показался проектный метод архитектора Юрия Григоряна, его отношение к городу, конкретному месту. Это тот архитектор, который не просто профессионально делает свое дело, он в буквальном смысле проживает каждый свой проект. Любая его работа – результат глубочайшего и всестороннего анализа конкретной ситуации, учет многих факторов, мнений других специалистов. Только при таком комплексном подходе к проектному процессу автор может предложить действительно обоснованное решение, исключающее любые сторонние сомнения и возражения.

Ксения Решетникова, студентка вечернего отделения бакалавриата:

– Определенно, нам очень нужен чужой профессиональный и жизненный опыт. Мы неоднократно выражали благодарность Маргарите Александровне Демидовой за то, что для нас создали «Авторские практики». Курс дает знания, практическую ценность и значение которых трудно с чем-то сравнить, а главное – их больше негде получить. Считаю, и не я одна, что курс «Авторские практики» уникален по своему информативному содержанию. Для нас посещение занятий курса – не вынужденная мера, а осознанная жизненная необходимость.

Перед нами выступали как многие известные архитекторы, лекции имастер-классы которых давно хотелось посетить, так и те, с чьим творчеством ранее я была не знакома. Тем интересней и полезней было пополнить свой багаж знаний новыми именами и объектами. За время посещения курса мною было сделано немало открытий, которые произвели очень сильное впечатление, и, надеюсь, навсегда останутся в памяти.

Евгения Павленко, студентка вечернего отделения бакалавриата:

– О необходимости чтения курса «Авторские практики» уже было сказано немало, поэтому не буду повторяться. От себя лишь добавлю, что курс слишком поздно вводится в программу обучения. Информировать студентов о том, насколько разными бывают схемы организации архитектурных мастерских и применяемые в их деятельности бизнес-модели, надо раньше – на 2-м, в крайнем случае –3-м курсе.

Несколько слов о воркшопе. Периодическое проведение таких мероприятий – безоговорочно необходимо. Обучение в архитектурном вузе подразумевает не только овладение точными дисциплинами, но и развитие навыков коллективной творческой работы, чего в МАрхИ явно не хватает. Тренинги в форме воркшопа могли бы этот пробел заполнить.

Очень хорошо, что в ходе чтения лекционной части курса «Авторские практики» перед нами предстала целая чреда архитекторов, причем с самыми разными, зачастую диаметрально противоположными взглядами на сущность профессии. Например, на вопрос о том, что такое авторская архитектура, один лектор ответил «я и есть авторская архитектура»! По мнению другого выступавшего, «архитектура вообще не может быть авторской, поскольку архитектор работает для общества и не должен ставить себя выше других». То же самое касалось освещения и других тем. В итоге, осталось просто потрясающее впечатление от разнообразия мнений и суждений об архитектурной профессии. 

ardexpert.ru