timelapse
Все темы

Арки на станции «Ржевская» Большого кольца метро станут символом парадного въезда в город

Темы в материале

Строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) метро в Москве развернуто на всех участках. Шесть первых станций ввели в 2018 году.

Станции «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская» на северо-востоке БКЛ откроют в 2022 году. Их дизайн определили по итогам архитектурного конкурса. Облик «Ржевской» разработало архбюро Blank Architects.

Почему символом станции станет арка, какой арт-объект расположится у одного из выходов, какие принты украсят путевые стены – в эксклюзивном интервью порталу Стройкомплекса рассказала партнер, главный архитектор, руководитель отдела интерьеров и ландшафтного дизайна Blank Architects Магда Кмита.

- Магда, расскажите о конкурсе. Почему вы решили принять в нем участие?

- Конкурс на концепцию трех новых станций Большой кольцевой линии проводился два года назад. Мы вошли в шорт-лист с двумя: «Шереметьевская» и «Ржевская», проект последней занял первое место. 

Метро в Москве – это памятник мировой архитектуры. У большинства людей первая ассоциация со столицей России связана с метрополитеном. Поэтому мы решили попробовать свои силы и попасть в уникальный коллектив архитекторов, которые создавали проекты станций московской подземки. 

- Вашему бюро уже доводилось заниматься дизайном подобных гражданских объектов?

- Нет, это наш первый опыт работы в этом направлении.

- Какими были условия конкурса, техническое задание?

- В задании был указан объем работ, пожелания к внешнему виду павильонов. Строгие требования предъявлялись к безопасности, в том числе пожарной. Определялся и набор материалов для пола и потолка: нужно было использовать именно те, что применялись в оформлении других станций. Например, пол должен быть из гранита. Мы старались максимально использовать местные материалы. Также уделили особое внимание энергосбережению. А в плане дизайна у нас был карт-бланш.

 

Москва принимала от архитекторов заявки на участие в конкурсе до 15 декабря 2016 года на сайте design-metro.ru. На их основе жюри отбирало по пять финалистов на одну станцию, которые разрабатывали концепции. В мае 2017 года окончательный архитектурный облик станций выбрали сами жители на портале «Активный гражданин».

 

- В чем особенности станции «Ржевская»?

- Она уникальна своим расположением, с учетом которого мы и разработали идею оформления станции. Здесь происходило много интересных исторических событий.

На месте пересечения с дорогой, ведущей на Ярославль и Сергиев Посад, располагалась Крестьянская застава (ранее – Троицкая).  Она играла роль контрольно-пропускного пункта при въезде в город.

В конце XIX века на месте заставы возникла Троицкая площадь. Здесь в 1892 году возвели две водонапорные башни. Они стали символом парадного входа, встречающим гостей на трассе Ярославль – Москва.

Наконец, в 1901 году открылся Виндавский вокзал (сейчас – Рижский). Это своего рода ворота между Прибалтикой и Москвой. Именно здесь у пассажиров создаются первые впечатления о городе. 

Долгое время Рижская площадь играла роль въезда в столицу. Поэтому мы решили, что все приезжающие в Москву и уезжающие из нее должны пройти через эти символические ворота.

Мы изучили окружающую архитектуру, и вокзал произвел на нас огромное впечатление. В нем нашел отражение образ арки – на окнах, дверях, стенах, в декоре и деталях.

Арка стала символом будущей станции. Она символизирует вход, усиливает его значение. Вдохновением послужила Триумфальная арка и великолепные порталы готических соборов. Этот элемент дублируется на всей платформе, реализуя идею последовательного ряда порталов, протянувшегося от одного входа к другому. 

У арок будет сложная криволинейная форма. При этом они идеально впишутся в конструкцию типовой станции. Высота арок составит 4 метра с понижением к центру прохода до 2,5 метра. Их выполнят из металла и встроят подсветку. Всего будет 12 арок на выходах к платформам.

 

«Ржевская» – пилонная станция, с тремя сводами и островной платформой. Расположится на Рижской площади. Одна из трех глубоких станций на БКЛ наряду с «Савеловской» и «Шереметьевской». Это ближайшая к Кремлю станция Большого кольца и единственная на БКЛ, расположенная в Центральном округе столицы. У «Ржевской» будет два подземных вестибюля и выходы к ж/д платформам, проспекту Мира, Водопроводному пер., остановкам наземного транспорта, жилой и общественной застройке.С нее можно будет пересесть на станцию «Рижская» Калужско-Рижской линии. На базе станции появится транспортно-пересадочный узел, который свяжет БКЛ, оранжевую ветку метро и вторую линию Московских центральных диаметров «Нахабино – Подольск».

 

- То есть вы изучали архивы, старые фотографии?

- Да, мы попытались понять, как Москва менялась, изучить это место. Искали информацию в книгах и журналах. 

- Отразится ли в дизайне пересадка с «Рижской» на оранжевую ветку метро?

- Переход между ними будет в желтом цвете. Как известно, в оформлении «Рижской» использована аутентичная желтая плитка, привезенная из столицы Латвии.

- А как оформите выход к Рижскому вокзалу?

- Он будет более ярким. Там расположится арт-объект в форме табло с расписанием поездов. Это вызовет ассоциацию с вокзалом. 

- Какие еще необычные дизайнерские решения планируете использовать?

- Путевые стены украсим оригинальным декоративным элементом. Это будет принт, изображение которого напоминает вид из окна поезда. Когда мы быстро едем в вагоне, картинка за окном пролетает перед глазами, кажется размытой.

- Как будут выглядеть входы на станцию?

- Изначально мы планировали сделать стеклянный прозрачный павильон. Но отказались от этой идеи, чтобы не закрывать вид на вокзал. Поэтому входы на станцию решено сделать подземными.

 

- Вы участвовали в Международном фестивале архитектуры – WAF – с вашими проектами станций метро. Успешно?

- Да, в 2016 году. Наш дизайн станции «Ржевская» вошел в шорт-лист премии в номинации «Индустриальный проект будущего». 

 

Всемирный фестиваль архитектуры проводится ежегодно с 2008 года. За 10 лет он заслужил репутацию «Оскара» в архитектурном мире. В жюри WAF  входят более 100 архитекторов и критиков из разных стран.
 

 

- Вы следите за строительством метро в мире? Какие тенденции можете отметить?

- Разумеется. И стоит отметить, что все делается для того, чтобы людям было удобней, чтобы меньше использовался личный транспорт и жители могли добраться до работы на общественном транспорте. Быстро, близко, удобно – девиз всех больших городов. 

Кроме того, все чаще в дизайне используется исторический и географический контекст станции для создания индивидуальности.

- Многие сравнивают московский метрополитен с музеем. У вас есть любимая станция?

- Да, «Кропоткинская». Здесь очень интересный дизайн подсветки – светильники вмонтированы в верхние части десятигранных колонн, которые словно расступаются перед пассажирами.

Говорят, на станции периодически проходят концерты. Очень хочется попасть на один из них. А еще мне нравится «Автозаводская». Там очень высокие потолки, такое чувство, что находишься в храме. 

- А Вы давно живете в Москве?

- Уже почти 15 лет. Я сама из польского города Кракова. Там училась, потом изучала архитектуру в Политехническом университете в Испании, в Мадриде. Жила в Австралии, в Мельбурне, затем приехала в Москву. 

- Как Вы относитесь к изменениям, которые происходят в столице России?

- Изменения впечатляют. Москва очень поменялась в лучшую сторону. Все делается для людей – парки, ландшафты, озеленение, строительство дорог и велодорожек, появлением прогулочных зон в центре. Все становится более доступным и удобным. Новые проекты в строительстве стали более качественными, они рассчитаны на долгое время, и человеческий фактор учитывается в первую очередь. 

- Планируете вы и дальше участвовать в конкурсах на разработку дизайна гражданских объектов?

- Конечно, если появится такая возможность, будем участвовать.

 

Цифровое табло станет арт-объектом станции «Ржевская»

 

Началось строительство станции «Ржевская»

 

Архконкурс на дизайн трех станций БКЛ

 

При строительстве БКЛ применили инновационные технологии

 

Как строится Большое кольцо метро

Екатерина Борисова