timelapse

Дворец в метро: станцию «Кленовый бульвар» украсят зеркала, купола и изящная подсветка

Темы в материале

Станция «Кленовый бульвар» появится на южном участке Большой кольцевой линии метро (БКЛ). Новое кольцо строится и запускается частями, замкнуть его планируется в 2020 году.

«Кленовый бульвар» запроектирован с двухпутным тоннелем: пути расположатся по центру, а платформы по краям. Чтобы оформление станции было интересным, Стройкомплекс Москвы провел конкурс, победителем которого стало бюро «Архслон» (ARCHSLON).

О дизайне и навигации станции с двумя платформами в интервью порталу Стройкомплекса рассказала сооснователь этого архбюро Татьяна Осецкая.

– Приходилось ли вам участвовать в подобных конкурсах раньше?

– Это наш первый опыт участия в конкурсе на разработку дизайна станции метро. Нам было важно принять в нем участие, ведь метро в России – это особый объект культурного значения, который строится на века и оставляет след для будущих поколений. Очень приятно, что нас отметили.

 

Конкурс на дизайн «Кленового бульвара» и «Нагатинского затона»

 

Вообще, архитектурные конкурсы – большая часть нашей творческой жизни. Мы как можно чаще стараемся принимать в них участие. Например, осенью победили в конкурсе на разработку концепции благоустройства Стрелки в Нижнем Новгороде, а два года назад – на благоустройство Электролитного проезда в Москве.

– На что вы опирались при разработке дизайна, чем обусловлен выбор вашей концепции?

– Особое значение имело местонахождение станции. «Кленовый бульвар» расположится рядом с парком «Коломенское». Здесь присутствуют такие значимые объекты, как дворец царя Алексея Михайловича с его куполами и сводами, село Дьяково Городище с развитой сетчатой керамикой. История и культурное своеобразие района нашли отражение в нашей концепции. Место для нас имеет особое значение, невозможно проектировать без контекста, ведь на новый объект всегда влияет его окружение и наоборот.

– Где именно на станции можно будет увидеть купола?

– Для нас очень важно первое впечатление пассажира, поэтому мы выбрали две основные точки – платформы станции и наземный павильон. Там и применили аллегорию купола.  

У нас не было большого пространства для реализации этой идеи, поскольку посередине станции располагаются пути, а платформы по краям. Поэтому для создания законченного образа купола мы использовали зеркало. Таким образом, одна сторона купола реальная, а вторая отражается в зеркале, замыкая общий контур.

– Расскажите подробнее о материалах отделки.

– По условиям организаторов конкурса мы были ограничены в выборе материалов. В отделке можно было использовать только мрамор, гранит российских месторождений, металлические панели; керамогранит, мозаичные панно, композитные панели в ограниченном количестве и так же российского производства.

На стенах и потолке станции «Кленовый бульвар» применены алюминиевые трехслойные панели с сотовым заполнением – для создания изогнутой формы, а также мрамор и гранит. На полу так же использован гранит.

Для напольного покрытия в вестибюлях использован термообработанный гранит. Покрытие должно быть нескользким и, вместе с тем, удобным в уборке.  

Чтобы не отвлекать наблюдателя от архитектуры и пластики станции, выбрана нейтральная черно-белая гамма.

Расположенные в вестибюлях колонны будут иметь плавный переход цвета от светлого к темному – сверху вниз. Алюминиевые панели, предусмотренные для отделки колонн будут выкрашены по градиенту.

В природе существует не так много светлых и темных сортов гранитов. Поэтому мы использовали около пяти видов раскладки – комбинировали большие плиты с маленькими, узкие с широкими, чтобы не только подчеркнуть красоту природного камня, но и создать разнообразие в разных зонах станции.

– Особую роль на станциях метро играет освещение. Какое решение предложили вы?

– Мы поделили станцию на несколько зон, для каждой разработали свой тип освещения. Зона высадки-посадки пассажиров подсвечена отраженным светом, то есть источник освещения не виден.

В зоне эскалаторов появятся классические светильники, в нижнем уровне эскалаторов находится большой светящийся круг.

Необычные источники света разработаны для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля. Панели с перфорированным металлом и рассеивателем, прообразом которых стали мотивы сетчатой керамики, разбиты на девять типов и комбинируются так, чтобы создать ощущение множества точечных светильников. Панели съемные и очень просты в эксплуатации.

Подсветка надземных вестибюлей решена точечными встроенными в дорожное покрытие светильниками. Они будут находиться у выходов из метро: порядка 150 штук у каждого из них.

С помощью верхней подсветки на павильонах удалось применить металлические рельефные панели и создать аллегорию сетчатой керамики.

Вообще, у нас получится очень светлая станция. Для каждой зоны метро предусмотрены нормы по освещению. У нас оно будет выполнено с запасом, больше, чем требуют нормативы.

– Как на станции с двумя платформами продумана навигация?

– По ходу движения пассажиров есть несколько зон, и каждую мы сделали особенной. Например, когда заходим с улицы, то попадаем в вестибюль мягкой формы. Далее спускаемся в более контрастный подуличный переход, затем вся пластика и формы в дизайне интуитивно ведут пассажиров к зоне эскалаторов. Мы старались эмоционально вести человека в правильном направлении.

На платформе с двух сторон находятся переходы, поэтому для нас было важно выделить выход. Когда человек выходит из поезда, он идет к точке, которая его больше притягивает. Мы выделили ее белым цветом с дополнительной подсветкой ступеней, а лестницу-переход – черным. В результате пассажир интуитивно поймет, где выход.

– Обычно пассажиры привыкли встречаться в центре платформы, а тут будет два таких центра. Предусмотрены какие-то ориентиры?

– В центре каждой платформенной зоны будет большая надпись с названием станции. Также появится много лавочек, похожих на камни. Все эти предметы смогут стать ориентиром для пассажиров, которые хотят назначить встречу на платформе.

– Есть ли у вашего проекта какая-то уникальность?

– Мы не ставили задачу сделать что-то непохожее на других. Нам хотелось создать такой объект, чтобы он вписался в конкретный контекст. В этом наша уникальность.

Ольга Завершнева