Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное развитие Москвы в последние годы впечатляет, мы хотим перенять опыт по многим направлениям»

Темы в материале

Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве, где ежегодно представляются национальные достижения в области архитектурной и градостроительной деятельности регионов России. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города, чтобы его оценили архитекторы всей страны.

Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.

- Расскажите, пожалуйста, об экспозиции, которую привез Красноярск на «Зодчество».

- На фестивале мы представили наши наработки по Генеральному плану Красноярска. Этот документ призван превратить промышленный город в мегаполис с общественными пространствами, комфортными для проживания и отдыха жилыми микрорайонами и современными производственными территориями, где люди будут работать и получать достойную зарплату.

Красноярск формировался во многом благодаря политическому решению - переместить в Сибирь промышленный потенциал страны во время Великой Отечественной войны. Теперь перед нами стоит задача трансформировать город в современный мегаполис. Это очень непростой вопрос, который, безусловно, должен решаться на основе архитектуры и градостроительства.

Поэтому нам очень важно было услышать мнение ведущих архитекторов России, собравшихся на «Зодчестве-2014», по тем наработкам, которые мы сделали на сегодняшний день.

- Что для Вас значит определение «город, комфортный для жизни»? Москва, например, приняла принцип полицентризма (несколько центров притяжения в городе. - Ред.), делает ставку на развитие общественного транспорта, занялась набережными Москвы-реки.

 

Один из мостов через реку Енисей в Красноярске

- Город, комфортный для жизни, - это вся совокупность названных вами решений. Красноярск также стремится к тому, чтобы стать именно таким городом. Это значит, что нужно создавать больше жилых и общественно-деловых зон, площадь рекреационных зон (для отдыха, развлечений, занятий спортом) должна увеличиться практически в два раза.

Река Енисей должна принадлежать людям, а не промышленным предприятиям, - значит, нужно обустраивать набережные, парки с выходом к реке.

Нельзя забывать и про развитие общественного транспорта. Если рассчитывать на то, что люди будут пользоваться личными автомобилями, может произойти транспортный коллапс.

Надо сказать, что в Красноярске на тысячу человек автомобилей больше, чем в Москве. У нас более 450 машин на тысячу горожан, в Москве этот показатель на уровне 380. Мы уже имеем очень серьезные пробки в часы пик.

В этой связи, конечно же, общественный транспорт и внеуличный (метро, легкорельсовый транспорт и железные дороги. - Ред.) - это очень актуальная тема. Например, мы сейчас обсуждаем вопрос о создании кольцевых маршрутов электропоезда вокруг Красноярска, что позволит разгрузить улицы города от движения транспорта.

Планируем также модернизировать и создавать новые линии легкорельсового трамвая, все это заложено в наш генеральный план. Многое из опыта Москвы нам хотелось бы почерпнуть. Конечно, нам не удастся перенести все напрямую, но очень многое с учетом поправок на более мелкий масштаб мы попытаемся применить в Красноярске.

- Как Вы считаете, какой именно опыт Москвы мог бы стать полезным для вас?

Остров Татышев

- Красноярцы тоже хотят жить в современном городе, где комфортно на улицах, в скверах и парках. Нам очень интересен опыт Москвы в области создания общественных пространств: благоустройство парка Горького, Крымской набережной, проекты, связанные с обустройством набережных Москвы-реки, созданием новых общественных пространств на окраинах города.

У нас в Красноярске, кстати, есть отличная возможность применить опыт столицы на примере острова Татышева. Он уникален тем, что нигде в мире больше нет 200 гектаров лесопарка в центре города, и нам, безусловно, необходимо сохранить зеленую зону. Это наше преимущество, наша изюминка и наше достояние, оно должно стать общедоступным, обустроенным и культурным пространством.

- Москва сейчас активно занялась реорганизацией своих заброшенных промышленных территорий. Перед Красноярском тоже стоит эта проблема?

- Красноярск в любом случае остается индустриальным городом. Объем валового регионального продукта в середине 2014 года составлял на одного занятого в экономике девять тысяч евро. Для сравнения: в Германии этот показатель равняется 40 тысячам евро.

Если мы хотим, чтобы город устойчиво развивался, должен быть соответствующий промышленный потенциал. Красноярск не может быть городом туризма, не может стать финансовым центром в полном смысле этого слова, не может стать городом только образования или только медицины.

Это город промышленный с точки зрения его географического положения. Однако эта промышленность должна стать более современной - высокоэффективной и экологически безопасной. Промзоны в Красноярске останутся, но их количество сократится примерно в 1,5 раза.

- Чем лучше застраивать промзоны, чтобы в результате получить город для людей?

- У нас есть территории, где не было вредных производств, там вполне может быть жилая застройка, тем более Красноярск находится на реке, и многие предприятия были связанны с ней своими технологическими схемами.

Сокращая площадь промышленных территорий, мы намерены вести там общественно-деловую застройку. Это нужно сделать обязательно, чтобы сохранить город компактным. В условиях сурового климата нужно беречь инфраструктуру и очень трепетно к ней относиться, поэтому недопустимо, чтобы город «расползался». Значит, Красноярск должен преобразовывать одни территории в другие.

- В 2019 году в Красноярске планируется провести Универсиаду. Как город готовится к этим играм, сколько средств будет потрачено на инфраструктуру?

Сибирский федеральный университет

- Общий объем средств, который выделен на спортивные объекты и объекты инфраструктуры, превышает 40 миллиардов рублей. В городе должны быть построены две ледовых арены - на 7,5 тысячи мест и на 3,5 тысячи мест - и еще один горнолыжный курорт.

Планируется и строительство новой дороги на подходе к новому строящемуся мосту, это будет уже четвертый мост через Енисей.

Поскольку Универсиада - это студенческое, молодежное мероприятие, будет развиваться кампус Сибирского федерального университета. Здесь появятся новые общежития и многофункциональный комплекс, к Универсиаде также предлагается модернизировать объекты медицины. Это я назвал то, что построят на бюджетные средства.

Наряду с этим в городе за счет инвесторов строятся гостиницы, коммерческие объекты, связанные с обслуживанием, общественным питанием. В следующем году начнем модернизировать Красноярский аэропорт, там должен быть построен новый терминал.

- Как Вы можете оценить изменения, которые произошли в российской столице за последние четыре года?

Аэропорт Красноярска

- Москва, безусловно, изменилась. Произошло развитие общественного транспорта, открылись новые станции метро. Многое делается для развития общественных пространств, которые являются для современных городов ахиллесовой пятой.

Город в первую очередь должен быть рассчитан на человека, который перемещается пешком. Чтобы ему было комфортно прогуливаться, отдыхать, получать эстетическое наслаждение от такой прогулки. И вот для формирования такой среды в Москве, мне кажется, предприняты очень серьезные усилия.

Москва разительно изменилась, она стала совершенно другой - более опрятной, более удобной для разных людей независимо от того, москвич он или приезжий. Мне очень нравится бывать в Столешниковом переулке, на Большой Дмитровке и в центральной части города.

Столица - это финансовый и административный центр всей страны, и, конечно же, она должна быть комфортна для огромного количества людей, которые ежедневно приезжают в мегаполис. Город стал более комфортным - это очевидно.

Стенд Красноярска на фестивале «Зодчество-2014»

Алёна Терновая, собственный корреспондент
Портал Стройкомплекса