timelapse

Гамид Булатов: в московском метро появятся терминалы для вызова такси

Темы в материале

Первый заместитель руководителя столичного департамента транспорта - о новых сервисах для пассажиров подземки

В последние годы все больше москвичей выбирают для поездок по городу общественный транспорт. Это подтверждает статистика увеличения пассажиропотока в метро, а также резкое снижение поездок на личном автомобиле по принципу "работа-дом". Чтобы пассажиры чувствовали себя максимально комфортно, столичные власти взяли курс на ввод новых станций метро, обновление подвижного состава и внедрение принципиально новых сервисов для удобства горожан. О том, как преобразится московский метрополитен в ближайшее время, в интервью ТАСС рассказал первый заместитель руководителя столичного департамента транспорта Гамид Булатов.

 

 

- Сколько пассажиров перевез метрополитен с начала года?

- Почти миллиард. Вдумайтесь в эти цифры: около 8 млн человек каждый день садятся в вагоны и едут до своих пунктов назначения. Метрополитен - это целый подземный транзитный город, который никогда не спит. Даже ночью подземка не прекращает свою работу - готовится принять первых пассажиров следующим утром. Если в утренний час пик мы в одну секунду скажем: "Замри!" - и посчитаем, сколько людей одновременно находится на станциях и в переходах, то их окажется около миллиона человек. А 8 апреля мы зафиксировали рекордный в этом году пассажиропоток за сутки - 8,5 млн человек.

Чтобы привлекать в метрополитен владельцев личного транспорта - мало строить новые станции. Необходимо предоставить нашим нынешним и потенциальным пассажирам высокий уровень комфорта, показать, что метро может стать самым востребованным видом транспорта. Кстати, в Европе, где хорошо развито метро, какая бы машина у тебя ни была, не считается зазорным пользоваться общественном транспортом. А личными машинами в основном пользуются только в выходные.

- Как вы планируете наращивать популярность метрополитена?

- Разумеется, за счет повышения уровня комфорта и внедрения новых сервисов. Отличный пример удачного сервиса - бесплатный Wi-Fi в вагонах метро, который, по итогам опроса портала "Активный Гражданин", признан лучшим проектом транспортного комплекса Москвы. Опрос показал, что более 80% опрошенных пользуются бесплатной сетью в метро.

В этом году мы планируем утвердить концепцию и схему размещения розеток для зарядки мобильных устройств. Совершенно точно могу сказать, что они появятся в отремонтированных и новых вестибюлях станций. Например, на станциях "Митино", "Строгино", "Новокосино", "Котельники". В то же время на станции "Цветной Бульвар" мы планируем разместить скамейки со встроенными зарядными устройствами для гаджетов. Затем, вероятнее всего, мы рассмотрим возможность оборудования USB-разъемами вагонов метро. Это будут устройства со слабым напряжением, чтобы исключить вероятность получения травмы.

Кроме того, на выходе из вестибюля новой станции "Котельники" мы планируем установить терминал по заказу такси. В сервисе будут задействованы только легальные таксомоторные перевозчики, а на экране терминала пассажиры смогут увидеть всю информацию об автомобиле и водителе, а также месте прибытия машины. Пилотный проект запустим летом, итоги планируем подвести спустя два мясца. Если такая услуга окажется востребованной - расширим географию проекта.
- А для пенсионеров и маломобильных пассажиров предусмотрены новые сервисы?

- Конечно. В московском метро работает Центр обеспечения мобильности пассажиров, в месяц его услугами пользуются более 10 тыс. человек, а с момента основания Центра - уже около полумиллиона. Сотрудники помогают передвижению в метрополитене пожилым людям и инвалидам.

Летом в одном из самых длинных переходов - между станциями "Охотный ряд" и "Театральная" мы хотим установить откидные кресла для тех, кому тяжело самостоятельно проделать путь по длинному переходу. Наши специалисты рассчитали все до мелочей и пришли к выводу, что такие кресла не создадут неудобства для прохода другим пассажирам даже в часы пик.

- Все эти передовые технологии выглядят контрастно на фоне старого подвижного состава… Когда же полностью исчезнут старые поезда?

- В последние годы в московском метро активно обновляется подвижной состав. Нигде, кроме Китая, не производится и не вводится в эксплуатацию столько поездов, сколько у нас. За последние пять лет подвижной состав метрополитена обновился на 40%. Мы планируем, что к 2018 году эта цифра увеличится до 60%.

Тем не менее, несмотря на свою практичность и надежность, у нас достаточно вагонов, которые морально устарели. В этом смысле я хорошо понимаю жителей Таганско-Краснопресненской линии, где курсируют одни из самых старых вагонов. Именно на этой линии в 2017 году появится принципиально новый подвижной состав. А чтобы ускорить процесс "смены поколений" старых моделей, мы стараемся не дотягивать до конца срока эксплуатации и менять их на новые по контракту жизненного цикла. Мы уже давно поняли, что дешевле покупать новый подвижной состав, чем тратиться на обслуживание старого. Новый поезд выгодно отличается от подвижного состава старого типа. Там есть кондиционеры, он шире, вместительнее, там заметно больше пространства. Плюс он тише, пассажиры могут разговаривать друг с другом, слушать музыку в своих гаджетах.

С 2010 года мы получили почти 1500 вагонов 760-й серии, в этом году парк подвижного состава обновится на 216 вагонов, а на самой загруженной линии метро - Таганско-Краснопресненской - начали курсировать три поезда со сквозным проходом серии 760А.

Как я говорил, с 2017 по 2020 год к нам поступит 768 вагонов принципиально нового поколения.

- Чем будут отличаться эти вагоны принципиально нового поколения от существующего подвижного состава?

- Составы новой серии будут иметь сквозной проход между вагонами, более широкие дверные проемы, улучшенный каркас поручней для удобства проезда стоя, более комфортное освещение, специальные места для проезда маломобильных граждан в инвалидных колясках, откидные сиденья, позволяющие увеличить вместимость поездов в час пик, повышенную тепло- и шумоизоляцию пассажирского салона, улучшенную вентиляцию с кондиционером и обеззараживанием воздуха, информационно-навигационную мультимедийную систему и видеонаблюдение с функцией записи. И это далеко не весь перечень его отличительных особенностей. Все это вы увидите в январе-феврале 2017 года. А уже в сентябре этого года поезд начнет обкатку без пассажиров.

- С новыми поездами все более или менее понятно, а как обстоят дела с ремонтом вестибюлей? Вообще, чем продиктована необходимость реализации такой масштабной программы?

- Меняется вся Москва, центр города стал еще более привлекательным и функциональным. А метрополитен - это часть общественного пространства столицы. Мы хотим, чтобы на всем протяжении пути в метро людей окружала приятная атмосфера. Чтобы к товарам в переходах люди не относились как к второсортным и покупали известные продукты зарекомендовавших себя сетевых брендов.

В метро не должно остаться плохо освещенных, обветшалых помещений. Поэтому было принято решение полностью обновить полы, стены, потолки, инженерные коммуникации и лестничные сходы. Над всеми входами в метро мы построим специальные навесы, а спускаться в переход пассажиры будут по ступеням с подогревом, которые не будут леденеть и создавать травмоопасные ситуации.

Сегодня строительно-монтажные работы завершены на 54 станциях метро. Там уже начинают работу обновленные кассовые залы, в том числе с возможностью оплатить проезд банковской картой. Мы также планируем привлечь к работе специально обученных консультантов, которые в кассовых залах будут помогать пассажирам с новыми сервисами. Кроме того, задача таких консультантов - подобрать максимально удобный и выгодный для каждого конкретного пассажира билет. Новые сотрудники начнут работать на каждой станции метро после завершения работ по благоустройству.

- Где еще предусмотрены ремонтные работы в этом году?

- Ко Дню города мы планируем завершить первый этап реконструкции фасадов наземных вестибюлей, в который вошли 12 станций. Например, уже в этом году будут отреставрированы оба фасада станции "Сокол" и полностью восстановлен их исторический облик. Возобновится работа фонтана около входа в северный вестибюль - там будет обустроена зона для комфортного пребывания пассажиров. В 2017 году мы завершим работу по ремонту и благоустройству фасадов еще 32 станций Московского метрополитена.

Но и это не все. Мы завершаем разработку программы капремонта и реставрации платформенных частей станций, которая позволит за несколько лет привести в оптимальное состояние платформы всех станций метро. Уже в этом году планируется начать работы по реставрации 10 станций, открытых в далеком 1935 году. Будем возвращать им их исторический облик, улучшим освещение и создадим условия для развития новых сервисов для пассажиров.

- В сентябре планируется запустить движение по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД). Станет ли в метро свободнее в час пик?

- Уже в ближайшее время на всех схемах метро МКЖД будет обозначена как Вторая кольцевая линия метро. Такие схемы уже появились в вагонах Сокольнической, Кольцевой, Замоскворецкой и Калужско-Рижской линий метрополитена. Новая магистраль по своему уровню обслуживания пассажиров будет полностью соответствовать стандартам метро: в первую очередь там будет организовано регулярное движение поездов, единая билетная система, привычная навигация. Именно поэтому мы называем ее "Вторым кольцом", на схеме она получила очередной порядковый номер - 14.

Конечно, ввод МКЖД значительно разгрузит метро. Кольцевая линия станет свободнее на 15% в этому году и приблизительно на 20% - в 2020-м. Снизится нагрузка на критических перегонах радиальных линий метро - это две-три станции перед "кольцом", где в час пик собирается максимальное количество пассажиров. Теперь им станет удобнее воспользоваться пересадкой на МКЖД, чем добраться до Кольцевой линии. Более чем на 20% разгрузятся железнодорожные вокзалы и прилегающие к ним станции метро.

Вторая кольцевая линия метро поможет сократить время в пути для некоторых маршрутов в три раза. Так, например, с 39 до 12 минут уменьшится время на дорогу от станции "Владыкино" до "Бульвара Рокоссовского". С 28 до 10 минут - от "Международной" до "Ленинского проспекта". Всего у москвичей появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу. Существенно уменьшится нагрузка на центральную часть города и увеличится связность транспортной сети Москвы.

Мы ожидаем, что в первый год эксплуатации МКЖД перевезет около 75 млн человек. К 2025 году пассажиропоток, по расчетам, должен увеличиться до 350 млн человек в год.

- Будет ли у МКЖД и метрополитена единый билет?

- Да, нам удалось добиться этого. Будет один билет, как и с монорельсом. Стоимость проезда будет равна стоимости проезда на метро. Все пересадки между МКЖД и метро будут бесплатными в течение полутора часов с момента первой валидации билета. Мы считали - нет таких маршрутов, чтобы за полтора часа не успеть пересесть. При любом варианте маршрута, даже если очень медленно перемещаться, у вас все равно останется время на пересадку. При этом, если сделать этот период дольше, пассажиры начнут неправомерно этим пользоваться.

- Как будет развиваться маршрутная сеть наземного транспорта с вводом Второй кольцевой?

- В данный момент идет оптимизация маршрутов наземного транспорта, проходящих вблизи магистрали. Уже разработано более 30 новых автобусных маршрутов. Рядом с каждым транспортным узлом расположится разворотная площадка для автобусов и места для парковки личного транспорта. Горожане смогут без особого труда оставить свои автомобили около метро и пересесть на Вторую кольцевую линию.

Мы рассчитываем, что МКЖД будет пользоваться не меньшей популярностью, чем метрополитен, и миллионы москвичей и жителей Московской области по достоинству оценят этот масштабный транспортный проект.

Беседовала Екатерина Масенина

ТАСС