timelapse

«Интерфакс-Недвижимость»: Архитектурные конкурсы помогут Москве стать признанной архитектурной столицей - Сергей Кузнецов

Темы в материале

Публичные слушания сегодня - один из институтов демократии, который дает возможность гражданам влиять на решения, которые принимаются в городе. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал в интервью «Интерфаксу», почему власти уделяют внимание публичным слушаниям по значимым для города площадкам, почему продолжают внедрять конкурсную практику, а также рассказал, какие проекты власти Москвы представят на международной выставке MIPIM.

- Сегодня большинство значимых для города площадок проходят публичные слушания. Тем не менее некоторые эксперты считают необходимым отказываться от них. А какова ваша позиция?

- Я уверен, что диалог между профессиональным сообществом и общественностью - это необходимость. Он всегда должен быть направлен на достижение общего результата - превращения нашего города в комфортную среду обитания. Добиваться этого результата мы стараемся через институт конкурсной практики, где учитываются мнения как общественности, так и профессионалов. Яркий пример такой работы - конкурс на концепцию реконструкции Триумфальной площади. Перед его объявлением мы провели круглый стол, где все заинтересованные и активные люди смогли обменяться мнениями, а все острые вопросы были включены в техническое задание. Мне кажется, это хороший пример взаимодействия.

- В этом плане конкурс по Триумфальной площади похож на открытый конкурс по Зарядью.

- Эти конкурсы совсем не похожи. Одной из целей конкурса на концепцию развития территории Зарядья было привлечение международных участников, поэтому и проходил он дольше. А в конкурсе на реконструкцию Триумфальной площади мы в открытой форме собираем предложения по благоустройству этой территории. Он будет проведен в один этап, и работу победителя возьмут за основу.

- Разве реконструкция будет проведена в один этап? В ходе дискуссии некоторые архитекторы предлагали серьезные изменения: от перекрытия проезда по Триумфальной площади, до идеи капитального строительства.

- Архитектурный ансамбль площади уже сложился, и пока я не вижу смысла его менять. В этом вопросе большинство специалистов со мной согласны. Участники же конкурса в своих предложениях могут ссылаться на историю этого места. В этой связи такие предложения могут послужить основанием для работы с площадью в дальнейшем. Тем не менее надо понимать, что сегодня существуют инженерные особенности этой территории, с которыми придется считаться. Они могут быть предметом изучения в будущем, но пока намечено приведение площади в порядок в существующих габаритах.

- В прошлом году в Москве прошло несколько архитектурных конкурсов. Эта практика продолжает набирать обороты и сегодня. Почему вы уделяете конкурсам такое большое внимание, и какие вы планируете провести в этом году?

- В период инвестиционного бума 2000-х годов в Москве было больше архитектурных скандалов, чем архитектурных успехов. Тогда в городе не было построено объектов мирового уровня, и Москва не стала одной из признанных архитектурных столиц. В городе, наоборот, появился ряд зданий, которые до сих пор вызывают удивление. Кроме того, когда я пришел работать на пост главного архитектора Москвы, среди проблем, с которыми пришлось столкнуться, была скудость выбора архитектурных решений и разреженная профессиональная среда. Лучшим инструментом для решения всех этих проблем, как мне тогда показалось, была конкурсная практика.

Во-первых, конкурс позволяет получить ряд ярких альтернатив, а его результат - это всегда выбор лучшего архитектурного решения. Во-вторых, конкурс позволяет проанализировать участок под строительство и подойти к проектированию более взвешенно как организаторам, так и участникам. В-третьих, конкурсная практика создает профессиональные лифты для молодых архитекторов. Немаловажно и то, что конкурс - это еще и площадка для общественных дискуссий. Ведь конкурс, как правило, публичная процедура. В рамках конкурсов проводятся выставки, а на интернет-портале Архсовета можно ознакомиться с идеями архитекторов.

- Публичные слушания, выставки и взаимодействие с населением предполагают обратную связь, и порой она приводит к совсем не тому результату, на который рассчитывали власти. Например, некоторые считают, что отмена реконструкции Ленинского проспекта - заслуга публичных слушаний и протестного движения.

- Люди реагируют по-разному. Я не думаю, что в городе есть вопрос, по которому было бы единодушное мнение, как не было его и по вопросу реконструкции Ленинского проспекта. Как и большинство проектов, этот содержал спорные моменты, которые вызвали вопросы жителей. Поэтому сказать, что общественное мнение не повлияло на отмену решения о реконструкции, было бы неправильно. Этот проект как раз является примером того, что власти прислушиваются к мнению общественности.

- Какие масштабные проекты вы будете выносить для публичных обсуждений и на конкурс в этом году?

- Общественные слушания у нас проходят все проекты планировок. А вот масштабный конкурс «Москва-река» - это вопрос публичных дискуссий. У нас уже идут конкурсы на реконструкцию Рублево-Архангельского, конкурс на концепцию реконструкции завода «Серп и Молот», конкурс на реконструкцию «Бассейна Лужники». Это все заметные большие конкурсы.

- На какой стадии сейчас реконструкция Большой спортивной арены «Лужники»?

- Ситуация с реконструкцией Лужников абсолютно понятна. Риска уничтожения объекта не существует в результате успешных переговоров с ФИФА, а концепция реконструкции согласована и не предусматривает чего-то, что бы вызвало общественную тревогу. Вопрос проведения на нем соревнований по легкой атлетике по поручению мэра там решен довольно мягко: стадион будет предусматривать проведение соревнований по этой дисциплине по временной схеме. Если соревнования потребуют большого количества зрителей, что бывает нечасто, то там можно будет смонтировать легкоатлетическое ядро.

- Какие у властей Москвы сегодня планы по развитию территории Болотного острова. Ранее там хотели построить парламентский центр, но сегодня комплексная застройка исключена. Что ждет эту территорию?

- Сегодня разработаны режимы, регламенты и объемы застройки острова. В целом структура застройки выглядит не вызывающе. Это будет щадящий режим, согласованный с историческим контекстом. Вопрос функционального наполнения сейчас мне сложно комментировать, но можно быть спокойным - там не появится что-то неуместное.

- До международной выставки по недвижимости MIPIM остается ровно месяц. Какие проекты вы планируете представить на выставке?

- В этом году, как и в прошлом, город презентует два павильона, один из которых будет посвящен инвестпроектам, а другой - теории градостроительства Москвы. Если в прошлом году тема второго павильона была посвящена конкурсу на концепцию развития агломерации, то в этот раз мы взяли тему комфорта городской среды. Объектом внимания на выставке станут пешеходные зоны, общественное пространство, благоустройство в центре города, комфорт и удовольствие от общения с городской инфраструктурой. Там будут представлены некоторые архитектурные конкурсы. Кроме того, на выставке мы планируем провести сессию по спортивным объектам, включая «Лужники» и территорию бывшего завода «ЗИЛ». Особое внимание будет уделено транспортно-пересадочным узлам как новым возможностям для инвестиций. Этому вопросу будет посвящен отдельный круглый стол, где мы обсудим международный опыт создания транспортных хабов, актуальные проекты создания ТПУ в Москве, коммерческие схемы реализации проектов и многое другое.

Программа выставки еще не утверждена на правительстве, но темы мы предлагаем такие: «Практика международных архитектурных конкурсов как механизм повышения качества развития городских пространств», «Инвестиции в развитие объектов культуры и спорта» (с акцентом на чемпионат мира по футболу), «Инвестиции в комплексное развитие больших территорий», «Международные инвестиции в московскую недвижимость».

- В прошлом году большое внимание уделялось пешеходным зонам. Заметны усилия властей сделать город комфортным для хождения пешком. Вместе с тем появилась и критика. Например, автомобилисты критикуют власти за то, что у города при реконструкции Крымской набережной отняли важную автомобильную связку. Говорили, что у властей есть планы сделать пешеходным и Москворецкий мост.

- Да, улицы делаются пешеходными, расширяются тротуары. А что касается Москворецкого моста, то в концепции развития территории Зарядья была идея сделать его пешеходным только лишь наполовину. Надо понимать, что все города, успешные с точки зрения транспорта, шли по этому пути. И это нормально. Безусловно, люди поначалу будут недовольны. Например, мэр Боготы Энрике Пеньялоса рассказывал, что, когда он вводил жесткие ограничения для личного транспорта в пользу общественного, он был самым непопулярным мэром за всю историю города, и его рейтинг падал как никогда. В итоге, когда люди привыкли и начали пользоваться общественным транспортом, он, наоборот, стал самым популярным мэром, и его рейтинг поднялся с начала. Любые изменения, к сожалению, люди, как правило, воспринимают в штыки.

Михаил Рычагов

«Интерфакс-Недвижимость»