timelapse

Марат Хуснуллин: за год откроем 24 станции метро

Темы в материале

Восемь из них уже принимают пассажиров.

Столичный Стройкомплекс отмечает 30-летие. Его глава, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в интервью «ВМ» рассказал о достижениях строителей за последние годы.

— Марат Шакирзянович, какова роль столичного Стройкомплекса в жизни города?

— Москва входит в десятку крупнейших мегаполисов мира. И строительный комплекс столицы является одним из самых больших. Это один из крупнейших заказчиков и налогоплательщиков в государстве. И что самое важное — миллион горожан заняты в строительной отрасли. К настоящему времени мы накопили большой объем инвестиций — два триллиона рублей. Эти деньги — это гарантированное исполнение социальных обязательств, которые Москва держит перед своими горожанами, а также уплата налогов. На сегодняшний момент Стройкомплекс — это огромная и эффективная машина, созданная 30 лет назад. Нам приходится быстро развиваться, и тот путь, который мировые мегаполисы проходили за десятилетия, проходить за считанные годы. И сегодня по темпам строительства мы являемся мировыми лидерами.

 

 

— Темпы накопления инвестиций сохранятся в последующие годы?

— Да, темпы сохранятся. Везде, где мы вкладываем бюджетный рубль, идет отдача вдвое и втрое от инвесторов. Мы четко понимаем, что необходимо продолжать развитие транспортной инфраструктуры. С появлением дорог и метро активнее застраиваются районы, создаются дополнительные рабочие места, открываются благоустроенные пространства, центры досуга и отдыха.

Вложения в транспортную инфраструктуру

— Марат Шакирзянович, давайте подробнее поговорим о развитии транспортной инфраструктуры. Что сделано за последние годы?

— В 2011 году мэром Москвы Сергеем Собяниным было принято решение об увеличении сети метро на 30 процентов. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что за прошедшие годы мы перевыполнили этот план. Построено свыше 120 километров линий городской подземки и Московского центрального кольца, открыты 64 станции. В 37 столичных районов метро уже пришло. Но мы еще создали и большой задел. С начала года сдали восемь станций метро, планируем до конца 2018-го довести их число до 24.

 

 

— Задача большая. Но есть и другие. Какие еще транспортные проекты инициированы в столице?

— Это Московские центральные диаметры (МЦД). Мы намерены превратить железнодорожные линии в полноценный городской транспорт. Благодаря их вводу жители получат сотни дополнительных маршрутов передвижения. Это позволит им сократить время в пути, быстрее добираться, куда нужно. Мы уверены, что этот проект состоится и будет востребован горожанами. Примером нам уже служит Московское центральное кольцо (МЦК), пассажиропоток которого стал высоким с самых первых дней его открытия. Кроме того, мы продолжаем строить Большую кольцевую линию метро протяженностью почти 70 километров. На ней разместятся более 30 станций, пять из которых уже работают для пассажиров.

 

— Какое количество строителей работают над созданием нового кольца и других линий городской подземки?

— В настоящее время задействовано порядка 50 тысяч строителей. В работе — 33 тоннелепроходческих комплекса. По темпам строительства метро мы конкурируем только с китайскими компаниями. 

— А как дела обстоят с дорогами?

— Их мы тоже строим, и за последние семь лет сдали почти 700 километров магистралей. То есть каждый 15-й метр столичных дорог построен за последние семь лет. Но самое главное — не открыть новые трассы, а сделать их удобными для автомобилистов. Помогают в этом искусственные сооружения — мосты, тоннели, развязки. Могу сказать с гордостью, что каждое третье искусственное сооружение в Москве появилось за последние семь лет.

— Темпы возведения дорог сохранятся?

— Да, мы планируем ежегодно сдавать около ста километров дорог и по 20 — 30 искусственных сооружений. 

— Какие крупные проекты сейчас реализуете?

— Можно назвать Северо-Западную, Северо-Восточную хорды, Южную рокаду, трассу Солнцево — Бутово — Видное, реконструкцию Калужского шоссе. Это тяжелые стройки. Но есть и небольшие объекты — районные связки, переезды, пешеходные переходы. 

Готовность номер один

— Как ситуация обстоит с социальными объектами?

— Семь лет назад мэром была поставлена задача ликвидировать очередь в детские сады. За эти годы построили около 300 школ и детских садов. В городе появилось 68 объектов здравоохранения. Но самое главное — столичные районы развиваем комплексы, и если где-то не хватает соцобъектов, сразу инициируем их строительство. В ближайшие три года построим еще 200 соцобъектов. Финансирование уже заложено в рамках Адресной инвестиционной программы

— Но ведь не только город возводит объекты социального назначения?

— Ежегодно от 30 до 40 процентов соцобъектов сдают инвесторы. Они появляются в составе жилых комплексов. 

— Долгожданное событие — через две недели Москва примет Чемпионат мира по футболу. Что сделано строительным комплексом для того, чтобы столица достойно встретила мировое событие?

— Москву можно назвать футбольной столицей мира. Мы смогли полностью сохранить внешний вид «Лужников», создав при этом уникальную современную начинку арены. Инспекторы ФИФА признают наш проект одним из самых удачных в области реконструкции стадионов. Мы получили «Спартак», есть «ЦСКА», а до конца года появится еще одна арена «Динамо». Дополнительно в городе появилось девять футбольных полей для детско-юношеских спортшкол. Еще шесть полей находятся в стадии проектирования и строительства. Таким образом мы создали такую инфраструктуру, которая позволит заниматься футболом всем желающим.

— А гостиницы, другая инфраструктура, необходимая для приема гостей и участников чемпионата?

— В городе появилось 27 гостиниц на пять тысяч номеров. Чемпионат мира подтолкнул инвесторов к их созданию. Развитие сети отелей привлекает в Москву туристов. Мы считаем, что турпоток после Чемпионата мира по футболу не спадет, а будет только расти. Люди из других регионов, из Европы, Азии приезжают в российскую столицу, в том числе на выходные. 

Реализовать мегапроекты

— Марат Шакирзянович, в городе реализуется ряд мегапроектов. Давайте перечислим основные.

— Первый — это реновация жилфонда. Никто в мире в действующем городе не взялся за такую сложную программу переселения жителей. Еще не прошел год с момента выхода закона о программе, но мы уже начали переселять людей. Первая волна, как мы говорим, уже поднята. В предстоящие годы в Москве будет построено пять миллионов квадратных метров нового жилья по реновации. А сопутствующее развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры поможет преобразить столицу.

 

— Какое количество домов расселите до конца года по программе реновации?

— Порядка 20 — 30. Все зависит от того, как люди будут принимать решения о переезде. Первый опыт переселения в новостройки показал хороший результат. 15 человек обратились за возможностью расширить свою жилплощадь. Они готовы это сделать за доплату. У нас есть такая опция: докупить до 100 квадратных метров в новостройках по реновации. 

— Когда начнется снос первого освобожденного дома?

— Для того, чтобы начать снос, нужно в течение полугода принять соответствующий проект. Мы хотим делать «умный» снос с поэлементной разборкой дома, с использованием старых стройматериалов на вторсырье. Все это требует грамотного проекта. Даже при самом быстром подходе это займет шесть месяцев. До конца года планируем начать демонтаж старых пятиэтажек.

— Новостройки на освобожденных площадках появятся быстро?

— На некоторых площадках мы сразу поднимем волну и начнем застраивать площадки.

— Давайте вернемся к теме мегапроектов.

— Вторым мегапроектом можно назвать Новую Москву. За неполные шесть лет на присоединенных территориях создано более 100 тысяч рабочих мест, растет налоговая база ТиНАО. Пока мы вкладываем средства в развитие молодых округов. Но в будущем они станут хорошей копилкой и будут активнее влиять на развитие всей столицы. Уже сейчас мы видим, что квартиры там доступнее, несмотря на инфляцию.

 

— А в этом и следующих годах появятся новые мегапроекты?

— Можно назвать мегапроектом ввод концертного зала в парке «Зарядье». Протестируем его в рамках Московского урбанистического форума этим летом. В Нагатинской пойме строится парк «Остров мечты», его также можно назвать мегапроектом. Кроме того, продолжает развиваться территория международного делового центра «Москва-Сити». В настоящее время проектируется самая высокая башня в Европе. В ближайшие месяцы строители приступят к ее возведению. Среди мегапроектов можно назвать самую большую школу, рассчитанную на 2500 учеников. Она появится на территории «ЗИЛ». К ее созданию приступим в ближайшие два — три месяца. Всего же в Москве строится свыше 8,5 тысячи самых разных объектов — от частных домов до небоскребов.

 

— Марат Шакирзянович, а есть ли понимание, когда проект «Сити» приобретет свои окончательные черты? Или деловой центр будет постоянно расширяться?

— Центральное ядро «Сити» будет закончено в течение четырех лет. Уже сейчас международный деловой центр собирает ежедневно до 300 тысяч посетителей. Это большой объем. Наша задача теперь — развивать прилегающие микрорайоны, расположенные за железной дорогой. Они будут не такими высокими, как «Москва-Сити», но там тоже появятся свои высотки.

 

— Еще одним мегапроектом можно назвать создание медицинского кластера в Сколково. На каком этапе работы?

— Планируется построить порядка 300 тысяч квадратных метров медицинского назначения. Уже есть первый резидент в медкластер. На сегодняшний момент закончено строительство первой очереди — 13 тысяч квадратных метров возведено, оборудовано совместно с международным израильским госпиталем. Специалисты уже приезжают в Москву, и летом эта клиника может полноценно заработать, начать прием граждан. Параллельно Москва ведет переговоры с другими международными клиниками об их представительствах на территории Сколково.

Василиса Чернявская