timelapse

Мишель Пена: «Городам нельзя экономить на парках!»

Темы в материале

Города борются между собой за туристов, инвесторов и жителей. Факторами их привлекательности выступают хорошие дороги, качественная архитектура, удобный общественный транспорт, низкий уровень преступности. Однако развитая ландшафтная архитектура также напрямую влияет на качество жизни в городе. Зеленые островки спокойствия не просто создают комфортную среду обитания для горожанин, они теснейшим образом связаны с экономикой города и его культурными ценностями.

Мишель Пена - выдающийся французский ландшафтный архитектор современности. Полвека назад он создал в Париже на месте неухоженной территории парк Баньоле, который стал одним из красивейших мест французской столицы. По его проекту реконструирован ипподром Auteil в Париже, а также создан парк Променада дю Пайон в Ницце.

В интервью порталу Стройкомплекса Мишель Пена рассказал о том, чем удивила его российская столица, как Париж сделал парки локомотивом развития своих бывших промзон и каких ошибок следует избегать при развитии новых городских территорий.

- Господин Пена, что для Вас означает понятие «ландшафтная архитектура»?

- Вместо понятия «ландшафтная архитектура» я использую слово «пейзаж». Оно очень красивое, передает одновременно и ощущения, и взгляд на реальный мир. Архитектура - это больше про структуру материальных объектов.

Парк Баньоле в Париже

В пейзаже элементы не связаны материально. Это скорее сумма разных составляющих, которые создают гармоничную картину.

- Какие критерии для Вас являются определяющими в работе над ландшафтными проектами: экологичность, экономичность, эстетические решения?

- Ландшафтная архитектура или пейзаж - это соединение природы и человеческой культуры. В пейзаже для меня обязательно присутствует человек со своими ощущениями. Этот важный аспект, на мой взгляд, не должен затмевать экологический.

Необходимо всегда быть в диалоге с природой, чтобы установить компромисс  с ней. Эти «переговоры» и есть работа ландшафтного архитектора - создать природное и красивое место.

Стоит отметить, что сегодня понятие эстетики относительное. Например, созданный мною парк Баньоле в Париже еще 50 лет назад люди назвали бы неухоженной, заброшенной природной зоной. А сейчас его называют территорией биологического разнообразия и соглашаются, что это просто красиво!  Такое понятие относительной красоты находится в центре работы ландшафтного архитектора.

Проект набережной для города Биарицц

 - Какое впечатление произвела на Вас Москва?

- Москва меняется в положительную сторону. Появляются новые общественные пространства, развиваются парковые территории. У вас есть прекрасная Москва-река, пересекающая город.

Но я также заметил, что в городе доминирует архитектура зданий. Это все отражает главенствующее положение человека над природой, которой в Москве пока не хватает. Я бы посоветовал освободить эти большие пространства, отдать их под «зеленые» территории, которые позволят городу легко дышать и жить.

В российской столице меня также поразили большие открытые пространства, колонизированные машинами. Причем, как я мог заметить, самые успешные люди едут на самых больших машинах. Но уверен, что чуть позже успешнее станут именно те, у кого нет машины. Мир постепенно переходит к новому стилю жизни, в котором люди передвигаются по городу на трамвае или велосипеде. Такой горожанин более здоров и активен, он чувствует ответственность за планету и будущее поколение.

Да, мы не можем изменить стиль жизни всех жителей Земли в короткий период. Однако, если этого не сделать, то планета вымрет. Я уверен, что россияне тоже скоро пересмотрят свое отношение к этому вопросу.

- На новых территориях Москвы планируется разбить 100 парков. Уже обустроено три «зеленые зоны». Но хотелось бы, чтобы инвесторы активнее включались в строительство парковых зон. Как, на Ваш взгляд, можно заинтересовать их? 

- Париж в этом случае может служить удачным примером. Более 30 лет назад у нас была разработана отличная градостроительная стратегия по реновации промышленных зон. Ее основная идея - создать новые городские кварталы, центрами которых будут парковые зоны. Как только на такой депрессивной территории появлялся парк, стоимость земельного участка автоматически повышалась.

Ландшафтный парк в городе Кретей

Эта стратегия привлекла внимание девелоперов, они захотели вкладывать деньги в строительство качественного жилья, офисов и торговых комплексов. Естественно, что для реализации любого подобного проекта городу нужно сначала изыскать собственные финансовые резервы, но Париж смотрит на этот процесс как на фактор своего экономического развития.

Сегодня все самые модные парижские парки находятся в бывших промзонах. К примеру, парк Андре Ситроен создан в 1992 году на территории бывшего автомобилестроительного завода на реке Сенаили, а парк Берси был разбит на месте винных складов.

Не ищите экономии на парках, которые вы делаете. Парк повысит стоимость земли и престиж рядом расположенной недвижимости. То есть пейзаж сыграет основополагающую роль в экономическом развитии города.

- Можете ли Вы дать совет, каких ошибок следует избегать Москве при развитии новых территорий?

- Не стоит развивать город с точки зрения его заполнения архитектурой. Это путь к задыхающемуся и удушающему городу, который невозможно будет сделать привлекательным для инвесторов и туристов.

Мой совет: надо продумывать планировку города через большие просторы, большие пейзажи, как это делал Барон Осман в 19 веке в Париже! И только после этого выбирать место для строительства зданий.

Задача ландшафтного архитектора в XXI веке - сделать город плотным, чтобы он не разрастался, но в то же время, что парадоксально, сделать его более природным. На новых территориях Москвы нужно дополнять застроенные территории природными, чтобы позволять плотной застройке свободно дышать.

- В «новой Москве» существует ныне закрытый полигон мусорных отходов. Здесь планируется построить транспортно-пересадочный узел, офисы и создать зеленую зону. Расскажите о своем опыте рекультивации  полигонов бытовых отходов.

- Во Франции очень много строят на бывших свалках. Например, в городе Кретей, который сейчас считается самым цветущим пригородом Парижа, кварталы были построены на бывших свалках.

Мою команду пригласили работать над этим проектом. Стояла задача сделать эту территорию пригодной для жизни и не вывозить оттуда землю. В итоге эту почву мы укрыли несколькими слоями плодородной земли, посадили деревья: здесь был создан очень красивый квартал, с большими бельведерами, рельефными насыпями.

- В прошлом году в российской столице прошел конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Какие основные принципы, на Ваш взгляд, должны лечь в основу развития города на воде?

Ландшафтный парк в городе Кретей

- В Москве, как и в Париже, река исторически выполняла транспортную функцию. Издревле реки связывали города с внешним миром и давали им экономическое развитие, теперь река - «природный коридор» в городе.

К сожалению, берега в городах остаются забетонированными и застроенными из-за промышленного использования рек. Но уже очевидно, что набережные должны стать «зеленым» местом отдыха человека.

Летом в Париже горожане заполняют берега Сены: ужинают, прогуливаются, отдыхают на шезлонгах. И в Москве можно наблюдать подобную картину. Люди нуждаются в реке, потому что она дает им максимальное чувство свободы.

- Как Вы оцениваете идею создать систему водного такси на реке в городе? Существуют ли в мире успешные примеры подобных проектов?


 

Парк Променада дю Пайон в Ницце

- Водное такси на Сене в Париже очень хорошо функционирует, соединяя важные для жителей места на реке. Такой транспорт не может похвастаться высокой скоростью передвижения - для этого нужно запускать катера с мощными и шумными моторами. Парижские такси на воде не слишком быстрые, потому что не скорость привлекает к ним горожан. Люди понимают, что даже время, проведенное в транспорте, может быть приятным, позволяя увидеть городские пейзажи.

- Ваше агентство разрабатывает проект набережной, парка и «зеленого пляжа» для города Биарицц. Какие идеи Вы намерены реализовать там?

- Эта территория в городе Биарицц всегда была занята дорогами и парковками. Машины здесь были повсюду. Усложняли ситуацию природный процесс разрушения скалы и желание серфингистов сохранить эту прибрежную зону за собой.

Это вызывало напряжение, потому что огромная природная зона принадлежала небольшому количеству людей. Мы хотели сделать ее доступной для всех. Разработанная концепция для этой территории в результате даже вылилась в книгу под названием «Третья природа». Она - о богатой природе, которая позволяет совмещать в этом пространстве весь комплекс жизнедеятельности человека.

- Что вдохновляет Вас в работе?

- Когда я нахожусь перед городской площадкой, которую необходимо преобразовать в общественное пространство для людей, я ориентируюсь на свою чувственную связь с природой. Она основывается на моем физическом и эмоциональном опыте, который я хочу разделить с людьми.

Например, осенний листопад вызывает у меня определенные эмоции. Любуясь этим природным явлением, я говорю себе: «О, посажу деревья, которые будут терять листья», или  наоборот - «Посажу деревья, которые смогут сдерживать снег». Меня может вдохновить также прогулка по горному хребту Севен или запах земли после дождя.

- Над какими проектами Ваша команда работает сегодня?

- В работе находится 35 проектов, большая часть из них - во Франции. К примеру, проектируем центр развлечений в Нормандии на берегу Ламанша, недалеко от города Гавра, готовим проект реорганизации территории бывшей крепости в Люксембурге. В сердце Парижа по заказу Института арабского мира мы создаем тематический временный парк, чтобы привлечь внимание арабских стран к вопросам экологии в их городах. Есть несколько проектов и в разных уголках России.

- Какие события в области ландшафтной архитектуры в России привлекли Ваше внимание?

- C нашим представителем Французской Федерации ландшафтных архитекторов на территории России Ириной Гарнье мы выступаем организаторами конференций и семинаров, посвященных ландшафтной архитектуре и ее роли в жизни города и человека.

Этой весной в Краснодаре состоялась ежегодная международная конференция «Благоустройство и ландшафтная архитектура в развитии городов», прошло несколько семинаров в Париже, Сочи, Уфе. По приглашению ГБУ «Мосстройинформ» (входит в состав Стройкомплекса Москвы. - Ред.) мы с удовольствием посетили московский фестиваль «Ландшафтная архитектура. Экосознание мегаполиса».

Я и моя команды очень рады, что имеем возможность поделиться своим опытом с нашими московскими коллегами.

 Алена Терновая, собственный корреспондент