timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин: «Нас ждет рекордный год»

Темы в материале

Москва реализует масштабную программу развития метрополитена. Только за три года в столице откроют порядка полусотни новых станций. Строители обещают построить 21 станцию в течение 2018-го.

В работе — десятки станций, свыше сотни километров тоннелей под землей. Каждая новая точка на карте городского метро — это еще одна победа метростроителей. В предыдущие годы ими уже создан большой задел на будущее — станции в разных концах Москвы спроектированы, их возводят тысячи специалистов и рабочих. О том, какое будущее ждет московский метрополитен, в интервью «Вечерке» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

— Марат Шакирзянович, запуск первого участка Большой кольцевой линии — большая победа метростроителей. Сотни тысяч пассажиров пользуются пятью новыми станциями ежедневно. А какие перспективы у ветки?

— Еще три года назад было принято решение о строительстве и вводе кольца целыми участками, а не отдельными станциями. С одной стороны, это позволяет эффективнее решать транспортную проблему, с другой — рационально выстраивать рабочий процесс и распределять ресурсы. На сегодняшний день у нас развернуты работы на всех участках Большой кольцевой линии. Проходку ведут семь тоннелепроходческих комплексов, а в перспективе мы планируем задействовать еще 12 щитов.

— Новые станции Большого кольца добавятся на карте в этом году?

— До конца 2018-го планируем открыть участок от «Петровского парка» до «Нижней Масловки». Уже построены и введены в эксплуатацию тоннели между этими двумя станциями, а за «Нижней Масловкой» организованы оборотные тупики. Сама станция находится на финальном этапе строительства.

— И он соединится еще с одной новой линией — Кожуховской?

— Совершенно верно. Таким образом, после запуска Кожуховской линии можно будет без пересадки доехать от Некрасовки до «Авиамоторной». Затем планируем завершить основные работы на западном и юго-восточном секторе. Это позволит нам запустить маршрут от «Рассказовки» до «Некрасовки» по Калининско-Солнцевской, Кожуховской линиям и Большому кольцу.

— В 2018-м, который объявлен годом метро, строители сдадут не только новые участки Большого кольца и часть Кожуховской ветки, но и какие-то другие станции?

— Конечно, откроются и другие. Хочу напомнить, что с начала года мы уже открыли 8 станций метро. Летом планируем открыть более чем 15-километровый участок — рекордный по протяженности — Калининско-Солнцевской линии. На нем будет семь новых станций. Кроме того, введем в эксплуатацию станцию «Беломорская» между «Ховрино» и «Речным вокзалом».

ЦИТАТА ДНЯ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Благодаря расширению метрополитена нагрузка на отдельные станции метро становится более равномерной. Те пассажиры, которые ехали к одной станции метро из разных районов, теперь могут воспользоваться другими доступными станциями. Сейчас увеличивается протяженность старых веток метро и строятся новые. Важным проектом является Большая кольцевая линия, часть пассажиров взяло на себя и Московское центральное кольцо. Все проекты будем продолжать.

ТОННЕЛИ ПРОКЛАДЫВАЕТ ЩИТ-ГИГАНТ

В Москве задана высочайшая планка по темпам освоения подземного пространства: ведутся работы по проектированию и подготовке градостроительной документации и 180 километров тоннелей.

С начала года сданы уже 8 станций метро. На вооружении метростроителей находятся самые передовые технологии.

— Такого уровня механизации и масштабов строительства метро в Москве еще не было, — отмечает председатель правления Тоннельной ассоциации России Константин Матвеев. — Прокладкой тоннелей занимаются почти три десятка специальных щитов, в том числе два десятиметровых — уникальные в нашей практике.

По его словам, московское метро строят лучшие компании страны, привлечены и иностранные специалисты.

— Программа строительства метро, инициированная мэром Москвы Сергеем Собяниным, не просто поддержала отрасль, она позволила нашим инженерам развить компетенции для реализации любых по сложности проектов по освоению подземного пространства, — считает Матвеев.

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА АРХИТЕКТУРУ

Оператор по строительству Московского метрополитена «Мосинжпроект» выступил инициатором открытого международного архитектурного конкурса, в ходе которого различные бюро предложили свое видение дизайна двух станций Большой кольцевой линии. По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Марса Газизуллина, за четыре года на конкурсах выбран дизайн девяти новых станций московского метро.

— Уровень проработки конкурсных проектов на соответствие техническому заданию и жестким требованиям метрополитена заметно вырос. Это послужило стимулом для создания неординарных проектов и нового свежего взгляда на архитектуру московского метро, — подчеркнул он.

Мастерская Zabor представила станцию «Нагатинский Затон» в виде музея, посвященного обитателям рек Москвы. Стены украсят крупные реалистичные изображения рыб, выполненные из натурального камня.

Выделяется станция и своим потолком во входном павильоне. Панели со специальной облицовкой напомнят по своей фактуре чешую рыб.

А бюро Archslon в качестве основной идеи использовало близость усадьбы Коломенское. Вход станции «Кленовый бульвар» напомнит купол церкви. В ее отделке используют гранит на полу и стенах, зеркальные панели на потолках.

Директор по проектированию метрополитена АО «Мосинжпроект» Рустам Черкесов сообщил , что в отделке станций используют материалы российского производства. Это было условием проведенного конкурса.

СОЕДИНИТЬ ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Большая кольцевая линия — мегапроект, который кардинальным образом изменит транспортную систему столицы, создав дополнительные точки деловой и общественной активности.

Новые коммерческие объекты построят в составе транспортно-пересадочных узлов, рассказывает первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберт Суниев.

— Помимо уже действующего ТПУ, на станции «Деловой центр» транспортные хабы также появятся на станциях «Шелепиха», «Хорошевская» и «ЦСКА», — говорит он. — Пожалуй, «бриллиантом» в этой «короне» станет транспортно-пересадочный узел «Рязанская», который объединит пассажиропотоки сразу двух станций метро, платформ МЦК и Московских центральных диаметров.

В целом в столице появится не менее 150 капитальных транспортных хабов. К реализации 16 коммерческих проектов уже привлечены инвесторы, причем 13 из них подготовили в «Мосинжпроекте».

Василиса Чернявская