timelapse
Все темы

"Неразрешимых задач в вопросе развития дорожной сети не существует"

Задачи, которые решают столичные строители, с каждым годом усложняются. На эти цели выделяются огромные средства, вполне сопоставимые, а порой и превышающие аналогичные затраты в крупнейших мегаполисах мира. Москва стремительно наверстывает упущенное в создании дорожно-транспортной структуры, строительстве метро, объектов социальной сферы. Проблемы, которые копились годами, предстоит разрешить в течение очень короткого времени. О том, какие объекты будут построены в этом году, рассказывает руководитель департамента строительства Москвы Андрей БОЧКАРЁВ.

- На департамент строительства возложена ответственность за реализацию Адресной инвестиционной программы (АИП). Каковы ее масштабы?

- В Адресной инвестиционной программе 2012 года на капитальное строительство предусмотрено 356 млрд руб., около 80% этих средств будет реализовано департаментом строительства. Из этих денег примерно 60% будет вложено в развитие транспортной инфраструктуры - реконструкцию и строительство новых дорог, мостов и тоннелей, строительство новых линий и станций метрополитена. Большая часть ассигнований приходится на строительство жилья, детских дошкольных образовательных учреждений, спортивных сооружений.

- Как проходят конкурсы по объектам АИП? Какие требования предъявляются к участникам?

- Конкурсы по большинству объектов АИП, особенно таким крупным, как объекты улично-дорожной сети, организуются на основании ныне действующего 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Основной критерий отбора победителя - снижение начальной цены контракта. И если этот закон хорошо защищает интересы поставщиков работ и услуг, то во многом оставляет беззащитными их потребителей - государственные и муниципальные структуры. При расчете начальной цены конкурсов в строительстве необходимо жестко учитывать реальную себестоимость объекта. Если фирма предлагает цены, которые заведомо ниже себестоимости, то за этим, скорее всего, кроется либо низкая квалификация ее руководства, либо какие-то экономические нарушения… Так, в прошлом году мы столкнулись с рядом проблем с компаниями, которые получили госзаказ на строительство детских садов, а потом не смогли выполнить взятые на себя обязательства.

- И как удалось выйти из ситуации?

- Московским правительством было принято решение часть объектов социальной сферы - детские сады и жилые дома - строить через казенное предприятие «Московский центр детского семейного отдыха и оздоровления» (МЦДСО), которое будет выбирать подрядную организацию на основании 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот закон позволяет наряду со стоимостью контракта оценивать предприятия и по другим критериям: финансовое состояние, наличие техники, квалифицированных кадров, выполненные проекты, репутация на рынке и т.д. Введение высоких профессиональных стандартов для участников городского заказа уже дало свои результаты: по итогам торгов заключены контракты с организациями, имеющими безупречную репутацию и мощный производственный потенциал. Проблема фирм-однодневок более не будет являться причиной срыва сроков ввода объектов. Казенное предприятие планомерно работает над повышением уровня культуры производства, безопасности труда на стройплощадках, внедряет новые инструменты планирования и управления строительным процессом.

- Когда можно ожидать улучшения дорожной ситуации в городе?

- Сейчас мы выполняем те мероприятия, которые были запланированы в 2011 году, то есть реализуем проекты, имеющие разрешительную документацию. Как вы знаете, идет масштабная реконструкция шести вылетных магистралей, до конца года начнем работы еще на пяти. На Варшавском и Ленинградском шоссе основные работы планируем завершить уже в этом году. Потом настанет черед других магистралей, в частности МКАД, где будут построены направленные съезды в дополнение к «клеверным» развязкам. Это уже сделано на пересечении проспекта Маршала Жукова с МКАД, это делается на Ленинградском шоссе, это будет сделано на Дмитровском шоссе – и далее по всей МКАД. Реконструкция МКАД – очень сложная задача: дорога, которая задумывалась как скоростная магистраль, соединяющая вылетные магистрали на границе города, превратилась в торговую улицу. Неразрешимых задач в вопросе развития дорожной сети не существует, но нельзя все вопросы решить одновременно. Все идет по плану, и основные работы запланировано завершить в период до 2015 года.

- Стратегическая линия правительства Москвы направлена на развитие общественного транспорта, поэтому особое внимание уделяется строительству новых линий метро. Какие станции откроются в ближайшее время?

- В этом году Москва выполнит самый большой объем работ по метростроению за последние 15 лет. До конца года планируется ввести в эксплуатацию 8,5 км линий метро и три станции. Будет закончен участок Арбатско-Покровской линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе», продлена Замоскворецкая линия от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» и уже в сентябре завершен участок Калининской линии от «Новогиреево» до «Новокосино». Также будет достроен второй вестибюль станции «Марьина Роща» на Люблинско-Дмитровской линии. Безусловно, интенсивно ведутся работы и на других участках, которые планируются к вводу в последующие годы. Это участки Калининско-Солнцевской линии от станции «Деловой центр» до «Парка Победы» и от станции «Парк Победы» до «Раменок», от станции «Улица Старокачаловская» до «Битцевского парка» Бутовской линии, участки Таганско-Краснопресненской линии от «Выхино» до «Котельников» и Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной Рощи» до станции «Селигерская» и т.д. Также начинается строительство станций метрополитена на действующих линиях метро: «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии, «Суворовская» Кольцевой линии, «Технопарк» Замоскворецкой линии и другие. Появятся и новые электродепо: «Митино», «Братеево», «Выхино», «Лихоборы».

- Какой из объектов метрополитена, на ваш взгляд, является самым сложным?

- Сейчас планируются мероприятия, необходимые для начала строительства участка Калининско-Солнцевской линии метро от станции «Третьяковская» до «Делового центра», которая пройдет под центральными районами города. Пожалуй, здесь нам предстоит работать особенно напряженно, учитывая, что это линия глубокого заложения, кроме того, сложности связаны с подготовкой площадок в зоне расположения вестибюлей и выходов метро, поскольку они находятся в центральной части столицы.

- Как обстоят дела со строительством социальных объектов, в частности детских садов. Технологически объекты несложные, но почему-то нередко именно с ними возникают проблемы…

- В этом году в Москве запланировано построить 76 детских садов, из которых 21 уже введен в эксплуатацию. До 1 сентября будет построено еще около 20 детских дошкольных учреждений, а остальные - до конца года. Всего на строительство детсадов, которые обеспечат местами 11,1 тысячи малышей, выделено более 10 млрд рублей. В 2011 году был введен более строгий порядок отбора заказчиков и проектировщиков. Нам удалось привлечь к строительству крупные столичные компании, которые гарантируют выполнение работ точно в срок и с высоким качеством. Здания детских дошкольных учреждений строятся по новым проектам, где обязательно есть спортзал, бассейн, медицинский блок, игровые комнаты и т.д. Они рассчитаны на 225 и 125 мест, а в некоторых случаях на 95 мест, если строятся по индивидуальным планировкам. В настоящее время разрабатывается целый ряд новых проектов на разное количество мест, которые будут внедряться в будущем.

- Каковы объемы жилищного строительства, запланированные на этот год?

- Планируется ввести в эксплуатацию порядка 2,5 млн кв. метров жилья, в том числе 529,6 тыс. кв. метров за счет бюджетных средств для выполнения городских жилищных программ. Продолжается застройка нового микрорайона в Некрасовке. Через несколько лет сюда придет метро, уже построены две школы, три детских сада, два подземных гаража, введена в эксплуатацию транспортная развязка Люберцы - Вешняки, так что сегодня это вполне комфортный столичный район с развитой инфраструктурой, где и дома строятся по самым современным проектам.

- Как вы оцениваете обеспеченность строительных организаций кадрами и техникой? Достаточно ли мощностей, чтобы выполнить планы правительства Москвы?

- Проблемы, конечно, есть, поскольку объем работ очень большой. Но мы привлекаем компании из других городов и даже стран ближнего зарубежья – в частности, на проектные работы по строительству метро. Уверен, что с поставленными задачами мы справимся, главное - всегда держать руку на пульсе, заранее просчитывать возможные варианты решения той или иной проблемы, планировать выполнение работ, соблюдать сроки и контролировать качество, и тогда успех обеспечен!

Строительные планы на 2012 год

Реконструкция вылетных магистралей

  • Варшавское и Ленинградское шоссе – завершение основных работ.
  • Каширское, Рублевское шоссе - Балаклавский проспект, Ярославское шоссе, шоссе Энтузиастов – основные работы.
  • Рязанский проспект, Волгоградский проспект, Можайское шоссе - начало работ.

Метростроение

Ввод в эксплуатацию:

  • Линии протяженностью 8,5 км Арбатско-Покровской, Замоскворецкой, Калининской веток.
  • Станции «Пятницкое шоссе», «Алма-Атинская», «Новокосино», второй вестибюль станции «Марьина Роща».
  • Электродепо «Печатники».

Начало строительства:

  • Участки от станции «Деловой центр» до «Парка Победы» и от станции «Парк Победы» до «Раменок» Калининско-Солнцевской линии.
  • Участок от станции «Улица Старокачаловская» до «Битцевского парка» Бутовской линии.
  • Участок от «Выхино» до «Котельников» Таганско-Краснопресненской линии.
  • Участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии.
  • Станции «Спартак», «Суворовская», «Технопарк» и др.
  • Электродепо «Митино», «Братеево», «Выхино», «Лихоборы».

Социальные объекты:

  • 76 детских садов на 11,1 тысячи воспитанников
  • 16 школ на 4,6 тысячи мест
  • 5 учреждений здравоохранения
  • 7 сооружений физкультуры и спорта

Жилье:

  • 2,5 млн кв. метров жилья, в том числе 529 тыс. кв. метров за счет бюджетных средств для выполнения городских жилищных программ.

На капитальное строительство в Адресной инвестиционной программе на 2012 год предусмотрено 356 млрд рублей.

Светлана Петрова

"Московская перспектива"