timelapse

НОСТРОЙ: новый закон вводит контроль за исполнением контрактов членов СРО

Темы в материале

Что ждет систему саморегулирования в строительстве? Зачем СРО два компенсационных фонда и кто будет контролировать исполнение контрактов членами саморегулируемых организаций?

На эти и другие вопросы в интервью порталу Стройкомплекса ответил координатор Ассоциации «Национальное объединение строителей» по Москве Александр Ишин.

- В чем недостатки нынешней системы саморегулирования?

- Система саморегулирования функционирует семь лет. За это время накопились определенные структурные проблемы.

Раньше деньги компенсационных фондов СРО размещали в любых банках. В последние несколько лет многие кредитные организации лишились лицензий, что привело к потере денег компенсационных фондов СРО. Эти деньги не считаются «потерянными» до тех пор, пока не закончено банкротство банка. Однако возможность вернуть их равна 15-20%, причем процесс возврата может затянуться на долгие годы.

Кроме того, большинство строителей из других регионов России почему-то вступали именно в московские СРО. Свыше 50 тысяч допусков было выдано в Москве, из них более половины - строителям из других регионов. Контролировать региональных членов для саморегулируемых организаций - непростая задача.

Старый закон, принятый в 2008 году, не предусматривал контроль со стороны СРО за исполнением контрактов своих членов. Выдавался допуск на все виды строительных работ, и любая проверка сводилась к документарной.

3 июля 2016 года был принят федеральный закон №372, который ввел поэтапную систему реформирования СРО. Закон полностью вступит в силу с 1 июля 2017 года, так что у СРО есть достаточно большой переходный период. Они должны привести в порядок документы, компенсационные фонды и список своих членов в соответствии с новыми правилами.

Весь процесс реформирования системы саморегулирования проходит при содействии и под надзором Минстроя России, Ростехнадзора, а также Национального объединения строителей и ее президента Андрея Молчанова. Также Департамент градостроительной политики Москвы уделяет этому вопросу особое внимание.

- Александр Васильевич, до 1 ноября 2016 года СРО должны были перевести деньги компенсационных фондов на спецсчета определенных банков. Какие это банки, и сколько СРО отчитались о переводе?

- Постановлением правительства Российской Федерации утверждены 12 банков, на счетах которых можно хранить средства компфондов.  В этом списке - «Газпромбанк», «Юникредитбанк», «ВТБ», «Альфа-банк», «Сбербанк», «ВТБ 24», «Московский кредитный банк», ФК «Открытие», «Росбанк», «Промсвязьбанк», «Райффайзенбанк» и «Россельхозбанк».

На сегодняшний день из 96 московских СРО по открытию спецсчетов отчитались 77 организаций. Часть СРО разместили компенсационные фонды не в полном объеме.

- Насколько это решение может гарантировать СРО, что банк не лишится лицензии?

- Это крупнейшие банки Российской Федерации. Многие из этого списка входят в перечень социально значимых для страны банков. Если не в них, то где тогда хранить деньги?! Государство старается придать компенсационным фондам особый статус и берет под контроль размещение и расходование этих средств.   

- Для строительных компаний устанавливается региональный принцип членства в СРО. Что это значит? Для чего предпринимается такая мера?

- Теперь застройщики, техзаказчики и подрядчики могут быть членами только той саморегулируемой организации, которая зарегистрирована в том же субъекте Российской Федерации, что и сама компания. До 1 декабря 2016 года всем без исключения членам СРО необходимо было подать уведомление о решении остаться в своей СРО, уйти в региональную организацию или покинуть ряды членов СРО. Те, кто не подали уведомление, с 1 июля могут быть исключены из саморегулируемой организации.

Перейти в другую СРО можно до 1 июля 2017 года, после этой даты никаких переходов по закону не предусмотрено. СРО, в которых останутся члены не из московского региона, могут быть исключены из единого Реестра СРО.

- Как известно, в состав СРО должны входить не менее ста организаций. Что будет, если 80 из них уйдут в другие регионы?

- А это уже проблема саморегулируемой организации. Она может перестать существовать, потому что численность членов станет меньше сотни. Если руководство поймет, что «москвичей» только 20, то СРО может перерегистрироваться в регион, из которого другие 80. Легче добрать два десятка, чем восемь.  

В новом законе прописана возможность присоединения одного СРО к другому. Срок установлен до 1 марта 2017 года, но я пока прецедентов не знаю.

- Что даст принцип регионализации саморегулируемым организациям?

- Контроль за членами СРО. По большому счету, СРО раньше проверяла не объекты, а организацию, выполнение требований той или иной компанией. Саморегулируемая организация не осуществляет строительный надзор на объекте, но контролировать компанию, которая находится в твоем регионе, гораздо легче.

- Раньше СРО не отвечали за исполнение контрактов своих членов. А теперь, получается, будут?

- Для этого и формируется компенсационный фонд. Отмечу, что раньше был компенсационный фонд СРО. Теперь по закону их будет два - компфонд возмещения вреда и фонд обеспечения договорных обязательств. Что касается последнего, то по нему есть субсидиарная ответственность. Она может быть как за срыв сроков, так и за частичное неисполнение контрактов и многое другое. Это не значит, что компания будет наплевательски относиться к исполнению контрактов, а за ее нерадивость будет платить СРО. Нет. Сначала придется «отдуваться» самой компании. Если у нее возникнут денежные трудности, тогда подключится СРО.

- Новый закон более четко урегулировал вопрос разработки и применения стандартов деятельности СРО. Какое место в новой системе отводится квалификации специалистов?

- К 1 июля 2017 года будут созданы Национальные реестры специалистов строительной отрасли. Это единая база данных, содержащая информацию о квалификации специалистов в  компаниях.

В эту базу от каждой компании будут включены два специалиста, соответствующие профессиональным стандартам. Это значит, что у них должно быть профильное образование, соответствующий стаж работы, отсутствие судимости.

Как оказалось, найти таких людей - большая проблема. Я не говорю, что у нас нет специалистов. Дело в том, что у кого-то нет профильного образования, у других - стаж работы не так записан. Для строительных компаний включение в реестр этих двух специалистов окажется довольно серьезной проблемой.

Создание такого реестра станет барьером для недобросовестных компаний, которые пытались без надлежащего кадрового состава выходить на торги. Наличие квалифицированных специалистов - обязательное условие. Это усилит ответственность строителей и контроль за их работой.

- Что, на Ваш взгляд, не нашло отражение в новом законе?

- Страхование. Раньше можно было страховать гражданскую ответственность перед третьими лицами(граждане или юридические лица, которые понесли убытки от действия строителей - Прим. Ред.) Сейчас в законе этого нет. Но есть один нюанс: с 1 июля 2017 года СРО может ввести страхование того или иного вида ответственности своими стандартами.

Пока не разработано такое понятие, как страхование по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Во-первых, эта страховка будет очень дорогая. Неисполнение контракта это финансовый риск. Как я помню, банковские гарантии при заключении контракта никто не отменял. И если судом будет доказано, что строительная компания не в состоянии платить и допустила срыв контракта, то по данному решению СРО будет платить деньги. Но не более 25% из компфонда по одному страховому случаю.

Но хочу отметить, что в большинстве случаев московские строительные компании не срывают сроков контрактов, а вводят многие объекты досрочно.

Ольга Зеневич

Теги