timelapse
Все темы

Портал Стройкомплекса: Московское метро с испанским «акцентом», или испанский «акцент» в московском метро

Темы в материале

Москва намерена внедрить испанский опыт метростроения, когда для движения поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются два пути. Испанский стандарт проектирования предусматривает строительство станций не с одной островной платформой, а с двумя боковыми и выходами в торцах станции. Такой способ предполагается использовать при строительстве Второго кольца (Третьего пересадочного контура) и Кожуховской ветки метро.

В блиц-интервью Порталу Стройкомплекса Хесус Трабада - генеральный директор компании Bustren PM (Испания), которая занимается проектированием этих линий, рассказал о сооружении двухпутных тоннелей в метрополитене Москвы.


Хесус Трабада.

- Как Вы получили приглашение работать в российской столице?

- Наша команда прибыла работать в Москву по приглашению городского правительства. У нас огромный опыт работы в этой сфере, ведь мы построили около 200 километров линий метрополитена в Мадриде, причем значительная часть из них - двухпутные тоннели.

- Как давно применяются такие тоннели в Испании, и насколько они безопасны?

- Двухпутные тоннели стали строить с 1917 года, а первая линия мадридского метрополитена была открыта в 1919 году. Надо сказать, что 90% всех тоннелей метро в Мадриде - двухпутные. Более того, в таких тоннелях больше пространства, поэтому в случае чрезвычайных ситуаций это может помочь при экстренной эвакуации людей.

Как строят двухпутный тоннель по испанскому методу.

- В чем еще преимущества строительства двухпутных тоннелей в метро?

- Такой способ сооружения метротоннелей позволяет снизить стоимость строительства метро до 30% в отличие от строительства двух параллельных тоннелей. Это главное. Строятся двухпутные тоннели тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК) с диаметром около девяти метров. При этом ТПМК «протягиваются» через станции, то есть щит после завершения проходки от одной станции к другой не демонтируется, а следует дальше, начиная проходку следующего перегонного тоннеля.

- Над какими именно проектами вы сейчас работаете в Москве?

- Мы работаем сейчас над проектом семикилометрового участка Кожуховской линии, а также начинаем проектирование трех участков Третьего пересадочного контура (Второго кольца) метро - западного, восточного и северо-западного. Всего на ТПК планируется построить около 30 километров двухпутных тоннелей и 10 станций с боковыми платформами.


Станция метро в разрезе с двухпутным тоннелем.

- Когда завершится проектирование?

- Работы по проекту Кожуховской линии, стадия «П» (проект. - Ред.), выполняемому нами по контракту, уже близятся к завершению. Проектирование участков Второго кольца метро находится на начальной стадии.

- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя проекты линий для московского метрополитена?

- Все проекты, связанные с подземными работами, предполагают определенные трудности, так как речь идет о сложных сооружениях. Несмотря на то что станции, проектируемые по испанской технологии, значительно менее протяженные, чем российские, на Кожуховской линии мы столкнулись с многочисленными трудностями, связанными с проблемой размещения станций и выходов. Это вызвано большим количеством коммуникаций, существующих в Москве, и сложностями их выноса.


Станция мадридского метро, посвященная спорту.

Также необходимо отметить трудность применения российских нормативов, объемных и очень детальных, рассчитанных на российские технологии. В некоторых случаях их применение к другим технологиям, отличным от российских, оказывается проблематичным. Однако справиться с этой трудностью нам помогает команда российских специалистов нашей компании, которая выполняет очень важную работу по адаптации проектов.

- Мешает ли работе языковой барьер?

- Языковой барьер также представляет собой дополнительную сложность. В любом случае упомянутые трудности постепенно преодолеваются, и проекты, разработанные с учетом применения испанских технологий и адаптированные в соответствии с потребностями нашего клиента и московского метрополитена, завершаются.


Пример станции с двухпутным тоннелем.

Мы качественно выполняем работу. И мы полагаем, что она получит должную оценку. При разработке проектов ТПК, выполняемых в соответствии с заключенными контрактами, нам очень пригодится опыт, приобретенный нами при проектировании Кожуховской линии метрополитена. Он позволит нам с большей легкостью преодолевать сложности, которые возникли при разработке нашего первого проекта для московского метро.

Алена Терновая, собственный корреспондент