Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие воду плавучие острова

Темы в материале

Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта - победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».

- Какое место экология занимает в вашей концепции?

Анна Камышан

- Экология - одна из центральных тем в нашей концепции. Поэтому мы комплексно подходили к решению экологических проблем, в том числе к вопросу об очистке реки.

Наши исследования показали, что существует более ста основных источников, которые загрязняют реку. Но основной источник загрязнения - сточные воды. Это грязь, которая не проходит фильтрацию, прежде чем попасть в водоем. Кроме того, это засорения бытового уровня.

  Прогулка вдоль Москвы-реки: перспектива

Наша концепция предполагает не только озеленение русла реки за счет альгофлоры (совокупность водорослей. - Ред.), водно-болотных угодий и экологических островов, но и модернизацию очистных сооружений, замену асфальтового покрытия плиткой, рекультивацию земли на промышленных территориях и размещение специальной флоры на дне для чистки отложений.

Также у нас есть идея создания пешеходных набережных вдоль реки на уровне воды. Наглядный пример такой набережной есть в Парке Горького - это танцплощадка на воде около Андреевского пешеходного моста. Данное решение позволит горожанам быть ближе к реке и к природе в целом. Это серия экологических решений, которые также благоприятно повлияют на реку, - она будет очищаться, фильтроваться через растения, которые мы планируем там высадить.

- А как решается эта проблема в других мегаполисах мира?

Плавучий остров для очистки воды

- Существующие бетонные набережные не являются естественным очистителем воды. Реки, у которых нет таких набережных, гораздо чище, у них есть возможность фильтроваться через песок. Однако почти все главные водные артерии крупных городов заключены в гранит.

Схема работы плавучего острова  

Для решения проблемы очистки воды в ряде мегаполисов используется так называемая система «плавучий остров». Это острова, которые создают естественную экофлору и фауну на реке за счет корней растений и водорослей. Они могут быть довольно большие - до 200 метров в длину. Суть в том, что эти острова прокачивают через себя большие массы речной воды, очищая их при этом от грязи и вредных элементов.

Подобные есть в Лондоне и некоторых других городах Англии. Такую интересную идею нам предложили британские компаньоны, однако острова таких масштабов еще нигде не сооружались. Это амбициозная задача. Ее решение даст не только экологически чистую реку, но и новый бренд городу, которым не может похвастаться пока ни один город мира.

- Как вы планируете реализовывать концепцию по развитию прибрежных территорий столицы?

Острова создают естественную экофлору и фауну на реке  

- Наша концепция предполагает обустройство общественных зон вдоль Москвы-реки, строительство пешеходных мостов и 37 портов. 27 портов будут небольших размеров, то есть районного значения, а 11 - более крупные.

Смысловым ориентиром для создания концепции послужил обобщенный образ порта. Это привлекательные культурно-рекреационные пространства на воде - «магниты» и «перевалочные пункты», встроенные в систему пешеходных и транспортных связей, поддерживающих функций, экологических технологий и программ городского партнерства.

Вид на Кремль со стороны набережной

Проект предполагает связь прибрежных территорий трех рек столицы - Сетуни, Москвы и Яузы и несет большой потенциал для развития крупных программ в городе, для объединения городской «ткани» и появления новых зон притяжения.

Надо отдать приоритет общественному транспорту, развитию велосипедных дорожек вдоль всей реки, чтобы можно было на этих видах транспорта с севера Москвы доехать до юга столицы. Есть огромное количество мест, где транспортная инфраструктура неплохо развита, но, чтобы человеку дойти до реки, ему нужно преодолеть немыслимые расстояния по территориям массовой застройки, а потом по пустырю.

К тому же у реки недостаточное количество мостов, боковых проездов вдоль реки и поперечных связей. Мы понимаем, что из-за сложившейся экономической ситуации мы сейчас не можем позволить себе строить много пешеходных мостов. Поэтому нужно развивать водный транспорт и делать порты.

- Что, на Ваш взгляд, помогло вам одержать победу в конкурсе?

      Таким может стать берег в Строгино

- У «Меганома» есть багаж масштабных проектов, которые уже успешно реализованы. В том числе все исследовательские программы, которые делал Юрий Григорян с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Весь наработанный опыт и знания мы вложили в свою работу над концепцией.

- Существует ли универсальный рецепт создания успешного и комфортного для жизни горожан города?

- Я не верю в универсальные рецепты. Нужно исследовать обстоятельства и действовать в связи с проведенным анализом.

- Какой Вы видите Москву-реку через 20 лет?

- Мне бы хотелось видеть ее включенной в городскую жизнь. Река должна быть не только чистой, но и доступной для горожан. Этого можно достичь, только развивая общественный транспорт, систему пешеходных и велосипедных путей.

Ольга Зеневич, собственный корреспондент

Портал Стройкомплекса