Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Проектирование по BIM-технологиям делает офис «умным»

Темы в материале

«Умные» офисы – это не просто технологии будущего. Многие компании уже сейчас активно внедряют интеллектуальную систему управления зданием и создают современную мультимедийную инфраструктуру.

Иван Кондратенков, руководитель направления автоматизации инженерных систем ИТ-компании КРОК, рассказал о том, какие решения позволяют сделать офис по-настоящему «умным».

- Чем отличается стандартное офисное здание от «умного»?

- Простой пример: в обычных зданиях системы вентиляции, водоснабжения, освещения, отопления работают автономно, сами по себе. В «умном» офисе совершенно разные системы собраны в единую сеть, и ими можно управлять из одного диспетчерского пункта.

 

 

Сейчас популярны офисные пространства openspace, где можно убрать или добавить перегородку и организовать новое рабочее пространство.

Например, объединили два помещения. В классическом офисе, где все инженерные системы – отопление, освещение, вентиляция и кондиционирование строго привязаны к «геометрии» пространства, нужно переносить либо протягивать новые коммуникации. Это долго, неэффективно, грязно и шумно. Если с инженерными системами ничего не сделать, сотрудникам будет темно, душно и так далее.

 

КРОК – один из лидеров российского рынка информационных технологий. ИТ-компания создает новую цифровую экосистему общества, реализуя проекты в 40 странах мира.

 

В «умном» офисе часть устройств и датчиков работают без проводов. Беспроводные устройства сделаны так, чтобы потреблять как можно меньше электроэнергии, а значит, месяцами и годами они смогут работать на одном источнике питания. Если мы меняем пространство в «умном» офисе, то для того, чтобы все работало, достаточно добавить или убрать несколько беспроводных датчиков. Это займет несколько минут.

 

 

Для эффективной эксплуатации здания в единую диспетчерскую поступает вся текущая информация о работе инженерных систем и оборудования. Возможность дистанционного управления оптимизирует работу диспетчеров-операторов. Они могут не только получать сведения о состоянии объекта в режиме реального времени, но и удаленно включать и выключать системы, менять режимы их работы.

При возникновении угрозы сбоя «умная» система диспетчеризации оповещает операторов. Это позволяет своевременно предупредить возможные аварии и быстро реагировать службе эксплуатации.

- Какие плюсы дает «умный» офис для рядовых сотрудников?

- Например, часто в «умном» офисе можно организовать микроклимат по зонам, там стоят несколько кондиционеров и каждый можно регулировать индивидуально.

Кроме того, каждый сотрудник может выбирать различные сценарии освещения. Оно может подстраиваться в зависимости от времени суток и освещенности комнаты. Автоматически закрываются жалюзи на окнах, чтобы не светило солнце.

У нас в офисе «Крок», к примеру, есть автоматическая ключница: прикладываешь карту, и она отдает ключ от конкретного кабинета. В конце рабочего дня сотрудник сдает ключ, система понимает, что в кабинете никого нет – выключает свет и понижает температуру. За час до начала рабочего дня все системы включаются. Таким образом, ночью часть систем работает в энергосберегающем режиме. Это экономит затраты на содержание здания.

- Что еще подразумевает «умный» офис, кроме современных инженерных систем?

- Например, мультимедийные системы, которые применяются в переговорках или конференц-залах. Это не просто экран, на который можно выводить информацию, а целый комплекс – когда включается видеосвязь, создается качественное изображение, звук, выставляется определенный свет и закрываются жалюзи при необходимости. И всем этим можно управлять с одного пульта.

- Можно ли внедрить «умные» системы в существующее здание?

- Если речь идет об объекте культурного наследия, где нельзя все сломать и перестроить, можно его приспособить под современное использование, сделать комфортным для работников и энергосберегающим, но на 100% «умным» оно не будет. Чтобы здание было «умным», нужно сфокусироваться на этом еще на этапе проектирования. Если офис проектируется по BIM, то он с большой долей вероятности будет умным.

 

 

BIM значительно повышает качество проекта. Вы точно можете быть уверены, что инженерные коммуникации не будут пересекаться и накладываться друг на друга, а значит, на этапе строительства не придется на ходу вносить изменения и исправлять ошибки.

BIM-проектирование облегчает жизнь и в процессе эксплуатации здания –специалист точно знает, какие коммуникации и в какой части здания проходят. Сейчас для того, чтобы найти необходимую распаячную коробку, монтажник разбирает половину потолка. С помощью информационной панели в поисковик заносится ID необходимого оборудования, и оно выдает точное расположение нужной коробки.

- Какие «умные» решение уже вошли в обиход и применяются в офисах?

- Наш офис построен 10 лет назад, и за это время некоторые технологии вошли в обиход. Например, управление светом практически стало нормой для хороших офисных зданий. Свет не только выключается в пустом коридоре или другом помещении, но и регулируется яркость в зависимости от дневного света в офисных пространствах. Другой пример – локальные пункты управления климатическими системами.

Для службы эксплуатации здания повсеместным становится прием заявок по приложению. Не нужно дозваниваться до диспетчера, достаточно в программе оставить заявку и он увидит ее в смартфоне.

- Как определяется уровень офиса?

- Существует несколько международных систем для зеленой сертификации зданий LEED, BREEAM, DGNB, которые можно использовать для сравнения офисов. Обязательной сертификации нет, по желанию заказчика независимый эксперт участвует в процессе проектирования и строительства и по критериям присуждает баллы. Затем они суммируются и по итоговой оценке здание получает сертификат. Он подтверждает, что офис спроектирован и построен с соблюдением принципов экологической и социальной ответственности, а также свидетельствует об энергоэффективности здания.

- Какие офисы помогла сделать умными компания «Крок»?

- Например, офисы компаний «Алроса» и «Сибур». Последний стал победителем премии ProIntegrationAwards. В офисе действует интеллектуальная система управления зданием. Все инженерные системы работают в энергоэффективном режиме, учитывают присутствие сотрудников в офисе, их расписание, время года, погодные условия.

В здании есть и единая диспетчерская – в нее поступает информация о состоянии инженерных систем. Одновременно обрабатываются порядка 12 тысяч точек данных. Кроме того, в кабинетах руководства и переговорных комнатах есть современные системы отображения информации, озвучивания и видеоконференцсвязи.

Ольга Завершнева