timelapse

Пурнима Капур: «У нас в Нью-Йорке вообще нет Генерального плана»

Темы в материале

Как справится с транспортной проблемой в Москве, стоит ли в Москве делать велодорожки, о перспективах водного транспорта и как живет крупный мегаполис США без Генерального плана - в интервью порталу Стройкомплекса рассказала директор Департамента городского планирования Нью-Йорка Пурнима Капур.

- Что такое идеальный город? Какие мировые практики могут быть применены в Москве?

- Москва - прекрасный город, в нем много изящных архитектурных объектов. И такие города как Москва, Париж, Нью-Йорк, Лондон очень схожи. Это не только драйверы экономического развития, они служат людям! Здесь создаются возможности для экономического развития и социального развития людей. В этом и заключается рецепт по-настоящему успешного современного города.

Людям нужна информация, жилье, культурные объекты в городе. Ведь это то место, где они живут, работают, отдыхают. И все объекты должны быть доступны. Горожане не должны ездить часами на электричке, чтобы добраться до нужного места.

В современном городе необходимо создать все условия, чтобы люди могли получать образование и подниматься по карьерной лестнице. Например, у нас в Нью-Йорке более 3 миллионов человек каждый день приезжают на электричке в город из Манхэттена, Бруклина (исторические ядра Нью-Йорка, - ред.). И всем нужно как-то уживаться в одном городе. Поэтому, я подытожу: современному городу нужны парки, общественные пространства, культурные объекты, но самое главное - новые рабочие места.

- Как в Нью-Йорке справляются с транспортной проблемой?

- От транспортной доступности зависит и торговля, и то, каким образом люди смогут добраться до рабочего места. В Нью-Йорке хорошо развита транспортная система: работает метро, и многие люди им активно пользуются. Уделяется большое внимание развитию дорог, потому что именно по ним ездят многотонные автомобили, доставляющие грузы. Без них не обойтись, ведь они обслуживают город, обеспечивают его потребности.

Транспортную инфраструктуру города стоит развивать вокруг транспортных узлов. Нашей транзитной системе уже более 100 лет, и она, конечно, нуждается в дополнительном развитии. На протяжении двух-трех десятилетий мы пытаемся искать альтернативы и развиваем не только традиционные для нас виды транспорта, но и новые. Дело в том, что Нью-Йорк расположен на островах и их нужно как-то соединить между собой. Сейчас мы развиваем водный транспорт, и будем делать это и дальше. Я уверена, что паромы это прекрасное дополнение к существующей системе города.

Множество высокотехнологичных рабочих мест в Нью-Йорке занимает молодежь. Они отдают предпочтение велосипеду. Поэтому мы прокладываем большое количество велосипедных дорожек.

Города в Америке исторически структурированы по следующему принципу: есть некий центр и от него отходят радиусы. И сейчас мы думаем о реализации сетевой системы. Это некая матрица, в которой располагаются центры притяжения. Такой альтернативный подход помогает разгрузить город, улучшить его экологию. Чтобы добраться из Бруклина, например, в Бронкс (единственный из пяти исторических ядер Нью-Йорка, которое находится на континентальной части суши, - ред.), людям уже не нужно ехать через Манхеттен, потому что здесь можно использовать паром. Или, допустим, на велосипеде можно добраться из Бруклина в Пирс.

- Велодорожки - это, конечно, хорошее решение. Но насколько эффективны они будут в городе, в котором полгода зима со снегом?

- Решения, применяемые в Нью-Йорке, могут не сработать в Москве. У нас есть высокоскоростная транзитная система, когда под автобусы предоставляются выделенные полосы. По ним на большой скорости ездят автобусы. Но у вас наверняка тоже это есть.

Я знаю, что в Москве делают перехватывающие парковки. Человек приезжает на автомобиле в город, оставляет его и уже на трамвае, автобусе или метро едет дальше на работу. У вас строится так называемое легкое метро (Московское центральное кольцо, или МКЖД, - ред.), мы тоже с этим экспериментируем.

Очень важно, чтобы было несколько опций, несколько вариантов передвижения. Нельзя делать ставку только на один вариант, потому что если он не сработает, это будет не очень хорошо. Чем больше будет альтернатив, тем выше возможности соединить их в одно целое. Допустим, сначала человек едет на метро, потом на автобусе, или сначала на трамвае, а потом пересаживается на какой-то водный вид транспорта. Вот это наш подход. Ваши специалисты по городскому планированию люди очень толковые, очень грамотные, они наверняка найдут лучшее решение.

- ТПУ для Москвы вообще новое слово. И программа по их возведению комплексная и глобальная. Скажите, насколько транспортно-пересадочные узлы важны для людей?

- ТПУ сокращает количество поездок, которые людям приходится делать в течение дня. В Нью-Йорке мало мест, где человек может припарковать свою машину. Их больше в штатах Нью-Джерси и Коннектикут. Дело в том, что в Нью-Йорк ежедневно приезжают более 3 миллионов человек. Они едут на машине, потом пересаживаются с помощью ТПУ на поезд, затем на автобус. И все эти действия они совершают с одной целью - добраться до центра города.

Сейчас перед нами стоит весьма непростая проблема: как модернизировать очень большой автобусный терминал в центре города. Мы должны учесть и то, что через 20 лет может все поменяться.

Не исключено, что в будущем станет использоваться большое количество беспилотных транспортных средств, и нам нужно решить, как это повлияет на то, что мы сейчас пытаемся финансировать и строить. Каким образом нам изменить схему этого терминала, чтобы в будущем он соответствовал нуждам пассажиров. Есть люди, которые приезжают в город на поезде, и их потребности тоже нужно учесть. Мы пытаемся посмотреть на все системным взглядом, воспринять как единое целое, а не рассматривать каждый ТПУ в отдельности. Вот такой наш подход.

- Четыре года назад Москва расширилась, присоединив новую территорию на юго-западе. В этом году должен быть готов Генеральный план, и когда его утвердят, то вносить изменения в него будет проблематично. Что делать в условиях, когда все быстро меняется?

- Вы знаете, у нас в Нью-Йорке нет Генерального плана. Город постоянно динамично меняется, а Генплан - это нечто статическое, нечто незыблемое, и он просто не успевает за развитием. У нас есть специальный стратегический документ по развитию города, в котором содержатся цели и наша концепция его развития. Там указаны и меры по их достижению.

Экономическая ситуация за последнее время в Нью-Йорке сильно изменилась. Промышленные центры, которые давали занятость так называемым «синим воротничкам», то есть людям без высшего образования, покинули Нью-Йорк, и нам нужно заниматься развитием этих зон. Строить больше домов, офисных зданий. Для того чтобы спланировать нашу работу, нужно постоянно прислушиваться к потребностям жителей.

Вы знаете, у нас есть так называемая концепция по зонированию. В ней продиктованы правила по «посадке» зданий в городе. Благодаря этой концепции мы знаем, сколько и где строить, какой высоты должны быть объекты, можно ли предусмотреть на участке двор или парк.

Вместе с тем эта концепция постоянно меняется путем резонирования (обсуждения, - ред.). Проводятся общественные слушания, в них принимают участие и городские власти, которые могут обратиться к владельцу участка и попросить внести какие-то изменения в установленный план.

Кроме того, проводится работа с местным сообществом - его представители и местные власти тоже могут сказать свое слово. Берется некий вопрос - выносится на общественное обсуждение и потом проводится по нему голосование. Голосование носит рекомендательный характер, но, тем не менее, оно тоже принимается во внимание.

- Скажите, есть ли универсальный рецепт создания счастливого города?

- Все мы ищем этот удивительный рецепт успеха. Важно понимать, что город - это не только здания, дороги, машины. Это, прежде всего, люди. И если в центре у нас будут стоять люди, то успех не заставит себя долго ждать.

Когда мы пытались организовать велосипедные дорожки, то встретили серьезное сопротивления. Люди приходили к нам и говорили: «вы хотите отобрать у нас наши машины, а как мы доберемся до работы». Подобное происходило и при обсуждении вопросов экологичного развития.

Нужно давать человеку право голоса, чтобы он мог высказаться по поводу изменений в городе. Я убеждена в том, что нужно проводить общественные слушания.

Информационная служба портала Стройкомплекса