timelapse

«Тверская, 13»: Метро - в шаговой доступности

Темы в материале

Около четверти расходной части городского бюджета необходимо направлять на возведение социальных объектов и развитие транспортной системы. Об этом на недавнем заседании президиума правительства Москвы заявил С. Собянин. Как подчеркнул столичный мэр, из всех объектов инфраструктуры города, которые предстоит ввести в течение ближайших трех лет, приоритет отдается развитию метро и дорожному строительству. Эти планы столичных властей нашему обозревателю прокомментировал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Знаковыми в метростроении считаются два масштабных проекта - формирование Третьего пересадочного контура и продление Калининско-Солнцевской линии в «новую Москву»

- Марат Шакирзянович, столичное руководство уже разработало и утвердило программу развития метро до 2020 года и на дальнейшую перспективу. И все же на недавнем заседании президиума правительства Москвы шел разговор об очередных планах прокладки подземных линий и строительства на них станций. Чем это вызвано?

- Планы развития метрополитена до 2020 года и на дальнейшую перспективу постоянно корректируются, причем в сторону наращивания темпов и объемов. Это вызвано тем, что у города появляются новые экономические возможности, которые в немалой части направляются на развитие транспортной системы мегаполиса. Решать эту проблему столичные власти считают приоритетом первого порядка своей политики, стратегической линией. Что касается строительства метро, то здесь еще четыре года назад изменилась сама стратегия. Если раньше в основном задача сводилась к продлению существующих линий и возведению на них очередных станций, то начиная с 2011 года строятся новые направления, изменяется конфигурация метро. Это делается для того, чтобы изменить логистику передвижения огромных пассажиропотоков в подземке, обеспечить людям возможность более рационально добираться до места назначения, исключая лишние пересадки, не заезжая в центр, повысить комфорт поездок. В том числе мы озабочены тем, чтобы создать в метро больше поперечных маршрутов и пересадочных узлов на них, разгрузить Кольцевую линию, а также ряд радиальных веток, где пассажиропотоки сейчас буквально «зашкаливают». Значимой остается задача обеспечить транспортную связку посредством метро исторической части столицы с территориями «новой Москвы».

- Какие проекты были утверждены на президиуме?

Строительство станции метро «Раменки».

- Это два масштабных проекта, которые фактически носят стратегический характер. Первый - планировка очередной проектируемой линии Третьего пересадочного контура. Это направление намечено проложить от станции «Проспект Вернадского» Сокольнической линии до станции «Каховская» короткой Каховской ветки, соединяющей от станции «Каширская» Замоскворецкую линию с Серпуховско-Тимирязевской линией на станции «Севастопольская». Второй проект - планировка участка Калининско-Солнцевской линии от проектируемой станции «Раменки» на западе столицы до проектируемой станции «Рассказовка» с электродепо, расположенной уже на присоединенных территориях, в районе интенсивной жилой и деловой застройки «новой Москвы». Таким образом, первый рассмотренный и утвержденный проект касается обеспечения в метро новых мощных поперечных транспортных связок и организации шаговой доступности к подземке жителей периферийных районов юго-востока и юго-запада мегаполиса. Второй проект направлен на обеспечение надежной транспортной связи с присоединенными к Москве территориями.

- Можно ли о каждом из этих планов рассказать более подробно?

Стройплощадка станции метро «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии.

- Говоря о первом проекте, напомню, что представляет собой строящийся Третий пересадочный контур метрополитена. Стоит пояснить, что Первым пересадочным контуром подземки служит действующая Кольцевая линия, вторым - целый комплекс многоуровневых пересадочных узлов внутри кольца, в центре мегаполиса. Долгие годы два пересадочных контура удовлетворяли потребности подземных перевозок пассажиров. Однако в связи с интенсивным развитием столицы, бурным ростом населения и притоком приезжих, а потому стремительным повышением объемов пассажиропотоков, двух пересадочных контуров стало не хватать. Здесь стоит привести такие данные. Столичное метро ежедневно перевозит от 8 до 9,3 млн пассажиров - фактически без малого население Москвы. При этом нагрузка на линии ложится неравномерно. Основную проблему испытывает Кольцевая линия, особенно ее пересадочные станции с радиальными ветками. Также сильно перегружены другие многие участки подземки. Поэтому столичные власти приняли решение о строительстве Третьего пересадочного контура.

Это будет еще одно кольцо, только гораздо большего диаметра и с гораздо более широким охватом столичной территории, в том числе отдаленных районов. По существу новый контур станет своеобразным дублером действующей Кольцевой линии, но значительно более протяженным, охватывающим более широкую территорию, включая периферию, обеспечивающим поперечные связки между отдаленными районами. Новое кольцо фактически свяжет между собой все административные округа. Его протяженность будет 58,6 километра, на которой начнут принимать пассажиров 28 станций, многие из которых станут пересадочными узлами на радиальных направлениях с наиболее интенсивными пассажиропотоками. Замечу, что это самый крупный проект метростроения за всю многолетнюю историю столичной подземки и один из крупнейших проектов в мировом развитии метро, включая наши дни. Реализовать его - сверхсложная, но выполнимая задача. Сооружение Третьего пересадочного контура занимает около 40 процентов объема всех работ по современному строительству столичного метро. Но и ввод его в действие позволит решить ряд крупномасштабных задач по транспортному обеспечению населения и гостей Москвы. В том числе значительно улучшится транспортное обслуживание населения за счет создания новой скоростной беспересадочной поперечной связки между районами огромного мегаполиса; сократится время поездок пассажиров из смежных секторов города. Очень важно, что новое кольцо обеспечит шаговой доступностью к метро большую часть населения с периферии.

Строительство станции «Ходынское поле» Второго кольца метро.

Создаются условия для удобной пересадки пассажиров, минуя перегруженные станции Кольцевой линии и ряда радиальных веток в центральной части города. Это позволит снизить нагрузку на кольцо и другие линии примерно на 25 процентов. В результате будет оптимизирована логистика передвижения пассажиров в разветвленной системе метрополитена.

Однако стоит отметить, что строительство Третьего пересадочного контура - проект поистине крупномасштабный, поэтому его реализация ведется поэтапно. Недавно мэр Москвы очередной раз проверял работы по сооружению первого участка нового контура, который прокладывается с севера на запад столицы - от станции «Нижняя Масловка» до «Делового центра». Это путь протяженностью 12,7 километра с расположением шести станций. Работы в полном объеме на всех площадках там начнутся в следующем, 2015 году. Одновременно мы приступаем к планировке участка Третьего пересадочного контура, проект которого утвержден на недавнем заседании президиума правительства Москвы. Этот участок протянется своеобразной дугой с юго-запада на юго-восток столицы от станции «Проспект Вернадского» Сокольнической линии до «Каховской» короткой Каховской ветки, соединяющей Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую линии.

Протяженность подземных магистралей второго участка нового контура составит 6,8 километра. Там будет построено три станции. Последовательно от «Проспекта Вернадского» в сторону «Каховской» - «Улица Новаторов», «Калужская», «Зюзино». Станция «Улица Новаторов», где предполагается ежедневный пассажиропоток 320 тысяч человек, расположится вдоль улицы Новаторов в районе ее примыкания к Ленинскому проспекту. «Калужская» станет пересадочным узлом с одноименной станцией Калужско-Рижской линии; она сооружается на территории бывшей производственной зоны «Воронцово» в районе примыкания Хлебобулочного проезда к Профсоюзной улице. Планируемая загрузка здесь составит порядка 190 тысяч человек в сутки. Станция «Зюзино» с ежедневным пассажиропотоком 120 тысяч человек будет построена вдоль улицы Каховка в районе ее пересечения с Севастопольским проспектом. Второй участок Третьего пересадочного контура протяженностью 6,8 километра, который протянется с юго-запада на юго-восток мегаполиса, планируется сдать в эксплуатацию в 2018 году. Напомню: первый участок с севера на запад столицы длиной 12,7 километра и с шестью станциями, который прокладывается от станции «Нижняя Масловка» до «Делового центра», будет введен в 2016 году. В полном объеме запустить Третий пересадочный контур, или второе кольцо метрополитена, протяженностью 58,6 километра с 28 станциями намечено до 2020 года.

- Марат Шакирзянович, что представляет собой второй проект развития метро, утвержденный на заседании президиума правительства Москвы?

- Он предполагает в течение трех лет протянуть Калининско-Солнцевскую линию в «новую Москву», от проектируемой на западе столицы станции «Раменки» до проектируемой на присоединенных территориях станции «Рассказовка», с возможной перспективой продления подземки еще дальше - до аэропорта Внуково. Протяженность этого участка составит 13,4 километра с семью станциями, кроме того, еще организуется подъездная ветка к электродепо длиной 1,9 километра. Строительство западного участка Калининско-Солнцевской ветки ведется поэтапно. Первый отрезок от «Делового центра» до «Парка Победы» протяженностью 3,35 километра с двумя станциями уже сдан в эксплуатацию в начале нынешнего, 2014 года. Длина второго участка с тремя станциями от «Парка Победы» до «Раменок» составит 7,25 километра. Третий отрезок идет в направлении от «Раменок» до «Рассказовки» с электродепо. Четвертый участок уже имеет обратное направление - от «Делового центра» до действующей в центре города станции «Третьяковская», этот участок протянется на 5,1 километра.

Ввод в действие западного отрезка Калининско-Солнцевской линии с выходом на территорию «новой Москвы» запланирован на 2017 год. Здесь строится 7 станций. Первая - «Мичуринский проспект» с предполагаемым ежедневным пассажиропотоком 230 тысяч человек - будет расположена вдоль Мичуринского проспекта в районе примыкания к нему улицы Удальцова. Станция «Озерная площадь» с планируемым оборотом в 70 тысяч человек в сутки также расположится вдоль Мичуринского проспекта, но уже в районе пересечения с улицей Никулинской. Станцию «Терешково» с потоком 70 тысяч человек построят с южной стороны Боровского шоссе в районе примыкания к нему Центрального проезда. «Солнцево» будет принимать порядка 75 тысяч пассажиров в сутки под улицей Богданова в районе примыкания к ней Попутной улицы. Станцию «Боровское шоссе», где оборот составит 60 тысяч пассажиров в сутки, возведут на пересечении Боровского шоссе с Приречной улицей. «Новопеределкино» с пассажиропотоком 120 тысяч расположится под Боровским шоссе у его пересечения с улицей Михаила Шолохова. Конечной будет станция «Рассказовка», где ожидается ежедневный поток пассажиров 210 тысяч человек. Однако рассматривается перспектива продлить линию метро еще дальше - до аэропорта Внуково.

Ввод западного участка Калининско-Солнцевской линии в 2017 году улучшит транспортное обслуживание более 600 тысяч москвичей, проживающих в периферийных районах Раменки, Проспект Вернадского, Очаково-Матвеевское, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, а также в поселениях «новой Москвы» - Рассказовке, Внуковском, Московском. Будут созданы более благоприятные условия и для горожан, работающих в этих районах или тяготеющих к ним по разным причинам. Вместе с этим снизится нагрузка на юго-западный участок Сокольнической линии метро и транспортно-пересадочные узлы у станций «Юго-Западная», «Проспект Вернадского». Менее интенсивным станет движение по Боровскому шоссе, Мичуринскому и Ленинскому проспектам, проспекту Вернадского, Киевскому шоссе и участку МКАД между Мичуринским и Ленинским проспектами. Это, в свою очередь, позволит улучшить экологическую ситуацию на западной периферии города.

- Какие в целом имеются перспективы по развитию метро?

- В принятой Адресной инвестиционной программе на транспортные расходы направлено 70 процентов всех выделенных средств. Это свыше 1 триллиона рублей, из которых более 600 млрд рублей отведено на строительство метрополитена и 330 млрд рублей - на возведение объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. В том числе в наступающем 2015 году транспортные расходы составят 264,32 млрд рублей, из них на развитие метрополитена пойдет 60 процентов этой суммы, или в конкретном исчислении 157,75 млрд рублей. В целом на строительство социальных объектов и развитие транспортной системы расходуется не менее четверти городского бюджета. Только такой подход к делу обеспечивает поступательное развитие города. При этом в ходе тендеров, как правило, удается снижать стоимость строительства по сравнению с заложенными ценами, обеспечивать заметную экономию средств городского бюджета.

В рамках Адресной инвестиционной программы в 2015 - 2017 годах запланировано построить 76,6 километра подземных магистралей с возведением на них 40 станций и 7 электродепо. Это в три раза больше, чем за период предыдущей Адресной инвестиционной программы 2010 - 2013 годов. При этом на 1 января 2018 года, то есть за пределами нынешней инвестиционной программы, в работе будет находиться еще 42 километра линий и 16 станций метро. В целом же до 2020 года будет проложено 160 километров новых линий, построено 78 станций, из которых 13 уже открыто для пассажиров. Как я уже подчеркнул, акцент в развитии метро делается на формировании новых направлений, создании поперечных связок, выход на территорию «новой Москвы» и в область. К 2020 году шаговой доступностью к метро будет обеспечено 93 процента населения мегаполиса, в том числе его прироста и освоения новых районов. По сравнению с периодом 2001 - 2010 годов ввод новых линий метро и подземных станций на них вырос в 5 раз. Одновременно с развитием подземки город вместе с ОАО «Российские железные дороги» участвует в организации пригородного пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, строительстве на нем транспортно-пересадочных узлов, которые удобно для пассажиров состыкуют «железку» со станциями метро и таким образом создают новую городскую транспортную систему.

Что касается автомобильных трасс, то до конца 2014 года будет реконструировано или построено более 90 километров протяженности дорожно-уличной сети. За последние 4 года темпы дорожного строительства выросли в 4 раза. Если в 2010 году в Москве появилось 19,8 километра новых дорог, то в 2013 году - уже 80 километров, итогом нынешнего года станет свыше 90 новых километров дорожно-уличной сети. В соответствии с принятой Адресной инвестиционной программой Москвы в 2015 - 2017 годах будет построено 388 километров внутригородских дорог и возведен 91 объект дорожно-транспортной инфраструктуры.

Павел Князев

«Тверская,13»