timelapse

Марат Хуснуллин: «В течение ближайших трех лет город построит 600 социально значимых объектов»

Темы в материале

Марат Хуснуллин о работе столичного Стройкомплекса и приоритетах Адресной инвестиционной программы Москвы.

На прошлой неделе власти столицы утвердили Адресную инвестиционную программу города Москвы на 2018–2020 годы. За три года в городе планируется построить 600 новых объектов, для чего помимо бюджетных денег ежегодно будут привлекать порядка 450 млрд рублей частных инвестиций. Приоритетом же по-прежнему является развитие транспортной системы: на эти цели будет направлено 70% всех средств АИП и наконец стартовала масштабная программа реновации жилого фонда Москвы: в 90 районах столицы планируется возвести 2,6 млн кв. метров нового комфортного жилья. О достижениях, проблемах и планах столичного стройкомплекса «Московской перспективе» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, градостроительная политика Москвы за последние 7 лет претерпела заметные изменения. Команда Сергея Семеновича Собянина, членом которой вы являетесь, перешла от беспорядочной точечной застройки к комплексному освоению территорий, к созданию новых точек роста в периферийных районах города, включая бывшие промзоны и новую Москву. Приоритетом стало транспортное строительство, без которого многомиллионный мегаполис просто не смог бы развиваться. На прошлой неделе была принята очередная Адресная инвестиционная программа Москвы, и перед возглавляемым вами Стройкомплексом были поставлены еще более амбициозные задачи. Какие из них первостепенны?

– Самая главная задача, поставленная перед нами мэром Сергеем Семеновичем Собяниным, – не снижая темпов, продолжать комплексное, сбалансированное развитие территорий и строить новые объекты, важные для города, для москвичей. При этом главным драйвером развития Москвы, как и в предыдущие годы, является транспортное строительство, поэтому львиная доля средств Адресной инвестиционной программы будет направлена именно на возведение новых станций метро, дорог, интеграцию рельсового транспорта в единую систему. Хочу также напомнить, что программа на 2018–2020 годы разработана с учетом строящихся объектов текущего года и тех, что перейдут на 2021 год. Таким образом, мы вновь, рассматривая трехлетнюю программу, по сути, ведем речь о пятилетке, что позволяет нам системно продолжать развивать наш город, имея для этого все необходимые финансовые ресурсы, а строители получают гарантию стабильной работы. Это стратегически важно.

- Почему?

– Потому что если построить, скажем, садики и школы, мы можем в течение года, то чтобы построить метро и дороги, требуется гораздо больше времени и на проектирование, и на подготовку площадок. Все это надо делать заранее. Кроме того, у нас практически все московские застройщики многопрофильные, то есть работают как на открытом рынке, так и по госзаказам. А если у них есть гарантированный заказ на ближайшие три года, а, по сути, как я уже говорил, речь идет о пятилетке, это значит, что у них есть и гарантированная поддержка, и возможность снижать свои издержки, и быть конкурентоспособными на рынке.

Кроме того, я это хочу особо подчеркнуть, Адресная инвестиционная программа – не просто финансирование объектов госзаказа. Это ведь и главный инструмент привлечения инвестиций в различные отрасли городского хозяйства и социальной сферы. И начиная со следующего года, как прописано в АИП, ежегодно мы планируем привлекать на это порядка 450 млрд рублей частных инвестиций. Потому что, развивая тот же транспорт, мы понимаем, что инвесторы придут строить туда, где будут в пешей доступности новые станции метро, современные дороги, развязки и так далее. Это огромный плюс для всех.

- В каком размере принята АИП? Достаточно ли выделено средств, чтобы не снизить темпов и объемов строительства и реализовать все амбициозные планы? 

– Бюджетные ассигнования АИП, предусмотренные на 2018–2020 годы, составляют 1,486 трлн рублей – и это без учета финансирования Фонда реновации. Это на 10% больше, чем было выделено на 2015–2017 годы. Надо сказать, что правительство Москвы ежегодно с 2011 года увеличивает финансирование строительства объектов для решения приоритетных задач развития города. Этот тренд сохранен в АИП и на 2018–2020 годы. Все ранее заложенные в предыдущих программах показатели сохраняются, а по ряду из них, таких как транспортное и жилищное строительство, значительно увеличиваются. К тому же с учетом того, что мы начинаем реализовывать программу реновации жилого фонда, основной объем финансирования которой идет отдельной субсидией, общий объем ассигнований на капитальные вложения превышают 1,74 трлн рублей.

- Какие значимые объекты предусмотрено ввести в течение ближайших трех лет согласно принятой АИП?

– Будет построено 600 новых объектов, социально значимых для москвичей, а вместе с теми объектами, что уже запроектированы, – 850. Это жилье, детские сады, школы, поликлиники, спортивные сооружения и объекты культуры. Как я уже говорил, самые значительные расходы пойдут на транспортное строительство: это две трети всей программы, или 70% от общего объема финансирования АИП. Это в первую очередь метро и дорожно-транспортные объекты. Будет завершено строительство линий метрополитена «Рассказовка» – «Петровский парк», «Некрасовка» – «Авиамоторная», «Столбово» – «Севастопольский проспект», ТПК, «Саларьево» – «Столбово», «Селигерская» – «Дмитровское шоссе», станция «Беломорская» и 6 депо. Полностью закончим работы по сооружению Северо-Западной и Северо-Восточной хорд и Южной рокады.

- Известно, что программа развития Московского метрополитена рассчитана до 2025 года, однако в нее порой вносятся коррективы.

– Это неизбежно. Но заметьте, корректируются планы не в сторону уменьшения, а в сторону увеличения объемов и, соответственно, расходов. Так, в новой программе учтено решение мэра Москвы о продолжении финансирования, проектирования и строительства дополнительных линий метрополитена и депо. В частности, прорабатывается возможность продления линии от «Рассказовки» до аэропорта «Внуково», от станции «Столбово» до Троицка, от «Делового центра» до новой Рублево-Архангельской линии, от «Дмитровского шоссе» в район Северный. Таким образом, активная работа по развитию метрополитена позволяет нам планировать комплексное развитие всего транспортного каркаса столицы.
Кроме того, Адресной инвестиционной программой предусмотрены проектирование и строительство технологической части 55 транспортно-пересадочных узлов. ТПУ призваны обеспечить комфортное и быстрое перемещение пассажиров между остановочными пунктами различных видов транспорта. Кстати, к строительству ТПУ мы планируем активно привлекать инвестиционные средства. Продолжим и совместную работу с ОАО «РЖД» по интеграции станций МЦК и метро с радиальными направлениями железной дороги. Отдельными ассигнованиями предусмотрено развитие Киевского направления Московской железной дороги и строительство трех новых станций на Киевском направлении и одной на Курском направлении МЖД.

- Ранее вы заявляли о намерении вводить не менее 100 км дорог ежегодно. Темпы строительства магистралей не будут снижены? 

– Нет, этот тренд будет сохранен. В течение ближайших трех лет мы планируем ввести порядка 300 км дорог, более 40 пешеходных переходов и порядка 80 искусственных сооружений (мостов, эстакад, путепроводов). Таким образом, темпы строительства дорог снижать не будем. 
Кстати, по сравнению с прошлогодней АИП в нынешнюю мы включили 37 новых дорожно-транспортных объектов общей протяженностью порядка 130 км, а также 44 искусственных сооружения и 13 пешеходных переходов. В их числе – завершение участков Южной рокады и южного дублера Кутузовского проспекта. Продолжим развивать и улично-дорожную сеть и поперечные связи. Уже в будущем году планируем завершить основной объем работ по строительству Северо-Западной и Северо-Восточной хорд. Полностью обеспечим современной и удобной транспортной сетью застраивающуюся промзону «ЗИЛ», построим подъездные дороги к северному дублеру Кутузовского проспекта, который строится за счет средств инвесторов. Продолжится и формирование транспортного каркаса Новой Москвы. Речь идет о соединении Калужского шоссе с ЦКАД посредством современной развязки, о масштабном объекте – дороге Солнцево – Бутово – Видное, которую фактически можно будет считать своеобразным дублером МКАД на южном и юго-западном направлениях, и о создании локальных поперечных связей.

- Что намечено по наземному городскому пассажирскому транспорту?

– В АИП заложено финансирование строительства крупного транспортного объекта: новой трамвайной линии протяженностью 5,2 км с одной эстакадой и участком скоростного движения от станции метро «Пражская» в район Бирюлево Западное. Там же будет построено и трамвайное депо на 150 единиц подвижного состава. Реализация этого масштабного проекта позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в районе Бирюлево Западное и на соседних с ним территориях.

- Анонсировалось также начало полномасштабной реконструкции набережных Москвы-реки. Что конкретно будет сделано?

– Начнется реконструкция трех набережных – Карамышевской, Симоновской и Крутицкой, а также проведем проектно-изыскательские работы на участках от Филевского парка до территории театра «Мастерская Петра Фоменко». Кроме того, выделена субсидия на инженерно-экологическое обустройство Черного озера в Некрасовке и благо-
устройство прибрежной территории. Там будут созданы все необходимые условия для занятий спортом, активного отдыха и досуга.

- Как будет происходить финансирование программы реновации и в целом жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры? 

– Уже начиная с этого года и дальше финансирование жилищного строительства и сопутствующей инфраструктуры – объектов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и спорта – будет осуществляться как из средств Адресной инвестиционной программы, так и за счет субсидии из городского бюджета, которую предоставляют Фонду содействия реновации жилья. На эти цели предусмотрен значительный объем финансирования: в целом за три года (2018–2020 гг.) из столичного бюджета совокупно будет выделено 478,5 млрд рублей с учетом субсидии фонду. Непосредственно на программу реновации ежегодно предусмотрено выделять по 100 млрд рублей. Это огромная сумма, которая позволит обеспечить все гарантии тем москвичам, которые будут переселяться из старых хрущевок в новые современные дома. При этом, я хочу обратить на это особое внимание, мы продолжим строить новое жилье и по госпрограмме «Жилище» для льготных категорий граждан – очередников, нуждающихся. Ничьи права не будут ущемлены! Предоставление этим людям жилья за счет города запланировано на уровне прошлых лет – никаких снижений темпов и объемов не будет. Кроме того, как и планировали, продолжим строить объекты социальной инфраструктуры. 

Если говорить о цифрах, то выделенные бюджетные деньги позволят нам построить в течение трех лет не менее 2,7 млн кв. метров жилья и более 140 соцобъектов. Новые жилые дома, детские сады, школы, поликлиники, объекты культуры и спорта появятся в 90 районах, расположенных в 11 административных округах.

- 140 объектов социальной инфраструктуры – цифра впечатляющая. А сколько из них детских садов и школ?

– Если говорить конкретно об объектах образования, то с 2018 по 2020 год будет построено 88 детских садов и школ в общей сложности на 35 835 мест. Это 31 детский сад на 7800 мест и 57 школ и блоков начальных классов, рассчитанных на 28 035 учащихся. Кроме того, в АИП мы включили и те объекты, что уже построены или достраиваются, но которые еще не введены. Речь идет еще о 16 новых объектах образования на 8700 мест: пяти детских садах на 1475 мест и 11 школьных зданиях на 7255 мест. В их числе 9 объектов образования в районах Ново-Переделкино и Некрасовка, а также детский сад на 350 мест и школа на то же количество мест в жилом комплексе «Царицыно». Причем мы ведь строим сейчас уже не те садики и школы, что возводились в прежние годы и десятилетия. Новые здания возводятся по уникальным проектам, они более просторные, вместительные, более функциональные, при строительстве применяются новые инновационные технологии. Огромное внимание уделяется обустройству территорий садиков и школ. Достаточно назвать уже построенную школу в Коммунарке или, скажем, школу-гигант в Некрасовке, которая будет введена в будущем году, где смогут одновременно обучаться 2100 школьников. Она станет самой крупной в Москве. И еще, что крайне важно для москвичей: мы продолжаем строить детские сады, школы, поликлиники в рамках комплексного освоения территорий – в шаговой доступности от мест проживания. Это еще один шаг к созданию города, максимально удобного и комфортного для всех.

- В прошлом году мэром Москвы было принято решение увеличить расходы на строительство поликлиник и других объектов здравоохранения. Что строится сейчас и будет построено еще в течение трех ближайших лет?

– До 2020 года мы планируем завершить строительство 52 объектов здравоохранения, включая 27 поликлиник на 15 400 посещений в смену, 18 больничных корпусов и 7 подстанций скорой помощи. Помимо этого завершим реконструкцию семи объектов. Среди них такие крупные, как рассчитанная на 600 коек больница с роддомом в Коммунарке, где планируется ввести первую очередь – перинатально-кардиологический корпус на 330 коек, ГКБ № 67 на ул. Саляма Адиля и два лечебных корпуса на 500 коек на территории ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова. Кроме того, уже до конца этого года мы завершим строительство первой очереди Международного медицинского кластера в Сколкове – диагностического корпуса общей площадью 10 тыс. кв. метров. Это уникальный проект не только для Москвы, но для всей страны. В его развитие уже привлечены иностранные инвестиции. Включены в АИП и еще 11 объектов здравоохранения. В частности, будет построен радиологический корпус на территории Морозовской больницы. Хочу напомнить, что там в прошлом месяце мы уже открыли новый современный лечебный корпус после проведенной реконструкции. Планируется строительство детской поликлиники на 320 посещений в смену в микрорайоне «Загорье 6» в районе Бирюлево Восточное, детско-взрослой поликлиники на 320 посещений в смену на ул. 6-я Радиальная, вл. 7, в Царицыне. Это далеко не полный перечень. Так что ни темпов, ни объемов строительства мы снижать не намерены. Все социальные обязательства перед москвичами город выполнит и в этой сфере, которая остается одной из самых приоритетных.

- Столичные строители раньше срока сдали основные объекты к предстоящему в 2018 году чемпионату мира по футболу. Как будет дальше развиваться спортивная инфраструктура города?

– К 2018 году Москва получит полностью подготовленную инфраструктуру к проведению чемпионата мира по футболу. Самый главный объект мундиаля – БСА «Лужники» – введен в эксплуатацию в июне этого года, на полгода раньше запланированного графиком срока. 

Что касается дальнейшего развития спортивной инфраструктуры, то в течение трех лет мы завершим строительство 18 спортивных объектов, 14 из которых в «Лужниках»: футбольное поле, 9 ФОКов, два бассейна и два объекта олимпийского комплекса. Мы ведь не только реконструировали саму арену, но и активно развиваем всю эту территорию, постепенно превращая ее в крупнейший спортивный кластер Москвы. Очень интересный и необычный спорткомплекс будет построен в Некрасовке – с крытым катком, бассейном, экстрим-парком и зоной воркаута. До 2020 года также будет спроектировано пять горнолыжных склонов: Заречье, Шипиловский, Севастопольский, Ново-Переделкино и Куркино. Таким образом, в столице значительно расширятся возможности для занятий горнолыжным спортом, пользующимся огромной популярностью у москвичей. Более того – возведение и оборудование склонов обеспечит возможность использования чистых грунтов, образующихся при строительстве объектов. Двойная польза!

- Главным событием 2017 года в Москве, безусловно, стало открытие грандиозного парка «Зарядье». Только за месяц работы его уже посетили более миллиона человек. Масса восторженных отзывов! А еще чем-то подобным сможет Москва удивить в ближайшие годы?

– В первую очередь хочу сказать о том, что парки такого уровня, как «Зарядье», в принципе точно не реализовывались в Москве последние 70 лет, более того – в мире ничего подобного никто еще не создал. Но будут объекты не менее интересные и впечатляющие, пусть и в более скромных масштабах. Так, например, сейчас активно строится первый в столице и в России детский парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Фактически это аналог Диснейленда, разумеется, с учетом местных особенностей. Никогда такого парка у нас не было, а в будущем году уже планируется сдать первую очередь. Этот объект возводится силами инвестора, а транспортная составляющая – задача города, которую мы четко выполняем. Кроме того, мы не только формируем в городе массу новых привлекательных общественных пространств, включая парковые зоны, но и в принципе уделяем огромное внимание развитию так называемой культурно-досуговой составляющей. Строим новые и реконструируем старые здания театров, концертных залов, музыкальных и художественных школ, музеев и так далее. И в течение ближайших трех лет на средства городского бюджета, предусмотренные АИП, планируем построить и реконструировать 27 различных объектов культуры, включая пять музеев и пять театров, а также закончить реставрацию трех объектов культурного наследия. В частности, уже в будущем году будет введен в эксплуатацию уникальный концертный зал в том же парке «Зарядье», в 2019-м завершится реставрация потрясающего памятника архитектуры и истории – усадьбы Останкино, откроется новое здание детской школы искусств имени Глинки на улице Гурьянова.

Анна Семенова