timelapse

Владимир Ресин: «Пока есть потребность в храмах - народ будет строить их»

Темы в материале

Более 50 православных храмов и сотни деревянных часовен построили в Москве по программе строительства православных церквей («Программа-200»). В стройке находится еще столько же объектов.

О перспективах храмового строительства в столице рассказал в интервью порталу Стройкомплекса советник мэра Москвы, куратор программы Владимир Ресин.

- Владимир Иосифович, расскажите о реализации «Программы-200». Сколько храмов уже возведено в Москве и сколько строится?

- Эта программа стала самым крупным благотворительным проектом в России, а возможно, и в мире. Важно понимать, что реализуется она исключительно за счет пожертвований граждан. Например, в 2015 году прихожане, по большей части -  жители столицы, пожертвовали более 3,5 млрд рублей. Именно они поддерживают проект рублем и собственными усилиями, выходят на строительные площадки и ведут активный сбор пожертвований.

Если посмотреть промежуточные итоги программы, то результаты таковы: за время ее действия в Москве построено 56 храмов, 106 часовен, появилось более 140 приходов. Сейчас в стадии строительства находится еще 47 храмов, в том числе восемь - в Новой Москве. В этом году планируется развернуть работы еще на 10-12 новых площадках.

- Сколько площадок подобрано уже для строительства, и какое количество, по Вашим прогнозам, необходимо еще?

- Недальновидно устанавливать какие-то рамки в этом вопросе. Пока есть потребность в храмах - народ их будет строить. Сначала мы попытались ограничиться двумястами адресами. И что? Жители присоединенных к Москве территорий нас поправили.

Поэтому с момента присоединения к столице новых территорий программа вышла за рамки двухсот выделенных властями города участков. В Новой Москве по просьбам жителей мы рассмотрели 128 участков под возведение храмов, 80 из которых оставили для дальнейшей проработки. На 18  участках уже начаты различные работы, четыре храма построены.

Мы делаем все возможное, чтобы на каждые 20-30 тысяч человек был один храм в шаговой доступности. Это не идеальный вариант, но он соответствует реалиям. Вот до революции один храм приходился на 1,5 тысячи человек.

Вообще, последнее столетие внесло в эти цифры серьезные коррективы, да и Москва стала в разы больше. Теперь идеальной для столицы можно назвать картину, когда на один храм приходится 11-13 тысяч человек.

- Владимир Иосифович, стоит ли распространить программу на другие крупные регионы или вообще на всю страну?

- Это уже происходит. Следуя нашему примеру и опыту, начали возводить церкви в регионах, в том числе по разработанным в ходе реализации «Программы-200» проектам повторного применения. Строительство уже ведется в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Московской области, Владимирской области, Смоленске… Список можно продолжать.

Конечно, масштабы строительства в регионах иные, соответствующие количеству населения. При этом, при использовании проектов повторного применения идет значительная экономия средств, однако у каждого такого храма свое собственное лицо.

- Расскажите о наиболее интересных, технически сложных и Ваших любимых храмах, построенных по этой программе?

- Почти каждый храм по-своему интересен и уникален. Если и не проектным решением, то внутренним или внешним убранством.

В целом, все современные решения опираются на школы лучших образцов церковного зодчества. Примеров много. Это возведенный в византийском стиле храм «Воспитание» на Вольской улице. Храм на пересечении улиц Ясеневой и Тамбовской в стиле русского модерна, храм при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, - яркий образец русской шатровой архитектуры. Храм в честь святой Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской -  также современная трактовка одной из русских школ.

Отдельно достойны упоминания уникальные конструктивные решения при воссоздании храма Преображения Господня на Преображенской площади. Это пример сложнейшей работы всех специалистов: от археологов, конструкторов и проектировщиков до строителей.  Работа, достойная государственной премии.

- Как Вы считаете, есть ли необходимость разработки таких программ, пусть и не столь масштабных, не только для православных храмов, но и для объектов других конфессий?

- Необходимость, спрос создают сами люди. Наша программа - лишь ответ на потребности населения. Если наберется достаточно активных инициаторов строительства, то возможно все.

Вот на Поклонной горе в конце 1990-х построили и православный храм, и мечеть, и мемориальную синагогу. В Марьиной роще возвели уникальное здание еврейского общинного центра и синагогу. Там есть и концертный зал, и библиотека, и интернет-кафе, и художественная галерея, и спортивные залы.

Принято решение о строительстве буддистского храма. В сентябре прошлого года на месте прежнего небольшого здания мечети открылась новая соборная мечеть - теперь одна из крупнейших в Европе.

Я уважительно отношусь ко всем религиям и считаю, что верующие должны иметь возможность нормально собираться в своих религиозных центрах. Но не нужно забывать о том, что почти в 13-миллионной Москве 80% жителей считают себя православными. Эти цифры учитываются сегодня в расчетах востребованности храмов.

- Владимир Иосифович, в последние годы столица сильно изменила градостроительный вектор. Как Вы оцениваете перемены, которые произошли в городе за это время?

- Главный вектор всегда один - Москва главная визитная карточка России. А значит самые высокие требования всегда к столице, самые новые технологии, самые высокие показатели - все должно быть на высоком уровне.

Если оценивать последнюю пятилетку, то есть Москву под управлением Сергея Семеновича Собянина, я бы сказал, что это Москва комплексного подхода к любым стоящим перед городом задачам в создании комфортности проживания для жителей.

Столица активно начала поворачиваться лицом к своим горожанам. Изменился не только облик центральных улиц города, увеличилась транспортная доступность в целом. Я сейчас даже не говорю о новых присоединенных территориях, работа на которых идет такими высокими темпами, которых не было никогда.

Сегодня ведется активное формирование жилых и рабочих кластеров, обустройство городского пространства для людей с ограниченными физическими возможностями, расширение линий метро. И, конечно, создание такой транспортной инфраструктуры, чтобы она поддерживала и обеспечивала потребности растущего числа горожан.

В этом ключе вектор просматривается такой - Москва стремится стать лидером среди ведущих мегаполисов мира. И я уверен, что ей это удастся.

Евгений Осипов