Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Владимир Щекин: «У Новой Москвы есть еще мощный недооцененный актив – экология»

Темы в материале

Владимир Щекин, совладелец «Группы Родина» рассказал о перспективах Новой Москвы стать альтернативой деловой и культурной жизни в «старой» Москве, о маржинальности инновационных жилых кластеров и о планах компании по выходу в регионы.

- Ваша компания ориентирована исключительно на реализацию инновационных жилых кластеров. Этот формат пока развивает только «Родина». Расскажите, в чем основное отличие от проектов комплексного развития территории?

- Пожалуй, основное отличие наших инновационных жилых кластеров (ИЖК) в том, что они реально комплексные. Дело в том, что далеко не вся застройка, которая относится к «комплексному освоению территорий», действительно является комплексной. Не секрет, что девелоперы часто работают в парадигме минимизации издержек на «социалку», поэтому любая инфраструктура, которая делает проект комплексным, рассматривается как обуза и финансируется по остаточному принципу. Более того, само понятие «комплексности» застройки, на наш взгляд, устарело. Даже если застройщик добросовестно воздвиг все требуемые детские сады, школы, поликлиники, этого сегодня уже недостаточно. Люди хотят иметь в шаговой доступности гораздо больше общественных зон, культурных площадок, образовательных ресурсов.

- С точки зрения бизнеса – реализация подобных проектов высокомаржинальная история?

- Это бизнес, и, конечно, если бы мы не могли заработать на таких проектах, то не занимались бы ими. Но, действительно, управление созданием и развитием ИЖК сложнее, чем реализация стандартного проекта, даже самого масштабного. Сначала мы закладываем значительные площади под создание социальных объектов самого разного рода. На этой фазе мы уже представляем, что будет в ИЖК, какая у него основная идея. Затем мы договариваемся с профильными операторами и экспертами, которые смогут развивать тот или иной проект – школы, секции, лектории, культурно-выставочные пространства – и это самый важный момент. Мы считаем, что инфраструктуре нужен профессиональный патронаж от топовых экспертов в спорте, искусстве, образовании. Они дают нам свою экспертизу, а мы – площади.

- Russian Design District реализуется за пределами границ «старой Москвы». На ваш взгляд, к концу реализации проекта, данная локация может стать новым центром различных проектов бизнес-класса и точкой притяжения платёжеспособного спроса?

- Я полагаю, что Калужское шоссе станет главной «артерией» Новой Москвы, а Троицк и его пригороды – центром Новой Москвы. Безусловно, со временем вся эта локация будет альтернативой деловой, социальной, культурной жизни в «старой» Москве. У Новой Москвы есть еще мощный недооцененный актив – экология, поэтому со временем любые концептуально продуманные и насыщенные инфраструктурой проекты на этой территории фактически будут относиться к бизнес-классу.

- Стоимость квадратного метра в Russian Design District сопоставима с некоторыми столичными ЖК. Главное конкурентное преимущество проекта, на ваш взгляд?

- Мы живем во времена постоянно обостряющейся конкуренции, и все это чувствуем, особенно молодые семьи, которые хотят дать своим детям лучшее образование и воспитание, растить их в правильной и экологичной среде. Впоследствии именно такая экосистема сделает их успешными. В Russian Design District основной идеей стал дизайн, потому что мы убеждены, что это отрасль будущего, в которой будет сосредоточен спрос на самых разных специалистов – от промышленного до game-дизайна. Поэтому у нас отроется Школа дизайна и технологий Design and Technology Art School (DATA), в составе которой откроются различные образовательные направления -  живопись, современный дизайн, дизайн искусственного интеллекта, дизайн среды, коммуникационный дизайн, game-дизайн и многие другие. Также в кластере появятся Академия моды Валентина Юдашкина, различные лектории, творческие студии и мастерские. В спортивное ядро кластера войдут Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, Академия единоборств Fight Nights под руководством Камила Гаджиева, Школа йоги и здорового питания, Школа танцев. Культурные объекты будут представлены Галереей современного искусства и Арт-пространством под открытым небом.

Нет опасений, что могут возникнуть проблемы с нехваткой необходимого количества высококвалифицированного персонала, отвечающего за основу кластера: учебные заведения, авторские школы, научные и спортивные секции, кружки и т.д.

Как я уже заметил, социальные объекты в ИЖК – это не просто вывески, за которыми ничего нет. Каждый из них превращается в личный проект топового профи в своей сфере. Это по-настоящему уникальные площадки, в которых профильным специалистам захочется работать и реализовать свой потенциал. К тому же, мы не случайно сотрудничаем с ними – все они имеют опыт организации и создания своих школ, у них есть кадровый резерв и т.п.

- Немного о ценообразовании. Насколько с момента старта продаж увеличилась стоимость лотов, какая цена за квадратный метр на данный момент, минимальный порог входа в проект, и есть ли ещё инвестиционный люфт, на ваш взгляд?

- Еще на этапе разработки наши финансовые партнеры предполагали, что проект будет продаваться примерно по 120 тыс. за кв.м. Однако продажи начались этой весной уже с уровня 137 тыс. рублей за кв.м и сейчас достигли 167 тыс. рублей. В целом за период реализации повышение цен примерно на 40% – вполне реальная перспектива нашего проекта. Примеры уже есть – обратите внимание на «Олимпийскую деревню Новогорск», где цены давно выше 220 тыс. рублей за кв.м.

- Расскажите, какие еще были концепции развития данной территории?

- Концепция инновационных жилых кластеров появилась раньше, поэтому на площадке в Новой Москве мы с самого начала хотели реализовать именно такой проект. В целом мы полагаем, что ИЖК – это адаптируемая и масштабируемая девелоперская модель, которую можно реализовать много где, в том числе и в других российских регионах.

- Над какими проектами в настоящий момент ещё работает Группа Родина помимо Russian Design District?

- Сейчас наша главная задача – продвижение концепции ИЖК, а также поиск поддержки её реализации, в том числе со стороны государства. Дело в том, что ИЖК хорошо вписываются в национальный проект «Жилье и доступная среда» и может стать успешно тиражируемой моделью модернизации или развития инфраструктуры и жилой застройки в российских городах. Но, конечно, в одиночку в масштабе страны мы такую идею реализовать не можем.

- Не планируете ли выходить в регионы с концепцией ИЖК?

- В целом пока нам интересен Московский регион. Здесь есть платежеспособный спрос, аудитория, технические и информационные ресурсы для реализации наших проектов ИЖК, которые пока в какой-то степени экспериментальные для российского девелопмента.

Анастасия Кременчук