timelapse

Владимир Жидкин: «У Новой Москвы отличные перспективы»

Темы в материале

В середине 2017 года планируется утвердить Генеральный план Новой Москвы - основной документ территориального планирования, который определит будущее развитие присоединенных территорий.

Документ уже разработан и утвержден большинством ведомств. Руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин приоткрыл завесу для читателей «НиЦ» и рассказал о том, что уже сделано в Новой Москве и что только предстоит сделать.

Владимир Федорович, власти утвердили территориальные схемы развития ТиНАО, готовится Генплан Новой Москвы. В чем цель этих документов?

– Самое главное для нас - детальная и основательная, всесторонне выверенная разработка документов территориального планирования, без Генплана строить Новую Москву невозможно. К 1 июля 2017 года должны быть приняты новые правила землепользования и застройки, и тогда можно будет говорить об утверждении Генплана новых территорий. В этом и следующем годах будем «дошлифовывать» документ, дорабатывать детали.

Если вкратце, Новая Москва разделена на 80 участков площадью до 2 тыс. га каждый. Каждый из участков прорабатывается отдельно: мы хотим видеть там социальные объекты, объекты обслуживания, жилье, транспортные коридоры. К 2035 году на присоединенных территориях будет построено порядка 100 млн кв. м недвижимости, 700 км дорог, еще 600 км уже существующих трасс реконструируют. Проложат 45 км линий метро (две станции «Румянцево» и «Саларьево» уже открыты, в будущем ветка от «Саларьево» протянется до Коммунарки), 119 км линий рельсового транспорта, появится большое количество транспортно-пересадочных узлов. Суть перемен на новых территориях - достижение нового качества жизни. Это обязательное условие городского стройкомплекса.

– На какую численность населения ТиНАО рассчитан новый Генплан?

– К 2035 году на территории станут проживать полтора миллиона человек. При этом рабочими местами будет обеспечен примерно миллион из них. Для жителей районов вблизи МКАД (Солнцево, Ново-Переделкино, Северное и Южное Бутово) намечено создать 200 тыс. рабочих мест. Не исключено, что к нам потянутся и жители Московской области.

Специалисты нашего департамента разработали структуру занятости в ТиНАО. Данные, разумеется, предварительные, но они основаны на реальных показателях процесса замещения рабочих мест. Так, к 2035 году здесь будет востребовано 193 тыс. человек для работы в сфере торговли и услуг, 134 тыс. - в производстве, 130 тыс. - в сфере оказания услуг, 114 тыс. - в строительстве, 104 тыс. - в здравоохранении, в работе по оказанию социальных услуг, школах и детсадах, 88 тыс. - в отрасли транспорта, информации и связи, 70 тыс. - в учреждениях высшего профессионального образования. Основой создания новых рабочих мест станут так называемые «точки роста». Наиболее перспективные из них - административно-деловой центр Коммунарка, Мосрентген-Румянцево, аэрокластер «Внуково», наукоград Троицк, логистические зоны вокруг ЦКАД и Московской окружной железной дороги, город Щербинка, рекреационные и историко-туристические кластеры Вороново и Остафьево.

Сегодня мы работаем над структурой рабочих мест, она должна быть максимально сбалансированной. Рабочие места, с одной стороны, должны приносить доход городу, а с другой, удовлетворять спрос населения.

– Какие замечания высказывали жители при обсуждении территориальных схем? Будут ли они учтены в новом Генплане?

– Публичные слушания по проектам терсхем прошли во всех поселениях очень активно. В общей сложности поступило около 29 тыс. пожеланий. Большинство из них касалось дорог: где они будут проходить, насколько близко к тому или иному населенному пункту, не заденет ли трасса садовое товарищество, не пострадает ли лес. Обращения жителей были детально рассмотрены, большинство замечаний учтены.  

У нас нет ни малейшего желания что-либо делать и строить вопреки мнению людей. Например, изменили трассировку реконструкции Внуковского шоссе. Его планировали расширить до четырех полос, но решили оставить двухполосным по просьбе местных жителей. Было огромное количество просьб отодвинуть дороги от СНТ и, как правило, шли людям навстречу. Кроме того, расширили площадь рекреационных и парковых зон в два раза. Если ранее планировали 45 парков, в итоге в терсхемах их стало около 90.

В новой редакции Генплана будут учтены и предложения властей Московской области, которых интересуют вопросы состыковки столичных и областных дорог, размещение полигонов, технопарков и индустриальных парков. Нынешним летом прошло согласительное совещание по проекту Генплана с подмосковными властями, где эти вопросы обсуждались.

– Жителей волнует, что будет с их садовыми участками?  

– Дачные поселки и садовые некоммерческие товарищества (СНТ) занимают 6 тыс. га территории (около 4%). Они очень разные: где-то это коттеджи, которые постепенно превратились в объекты индивидуального жилищного строительства, где-то – обыкновенные дачные домики. В них сезонно проживают около 200 тыс. человек. Как ранее отмечал заммэра по строительству Марат Хуснуллин, дачные поселки будут сохранены. Город намерен развивать инфраструктуру садовых товариществ - газифицировать поселки, провести водопровод, электричество, построить удобные подъездные дороги.

До 2018 года планируем благоустройство 30 деревень и 75 СНТ со строительством дорог, прокладкой инженерных сетей. Из городского бюджета на эти цели будет выделено более 2 млрд руб.  

 Горожане переживают и за судьбу зеленых насаждений…

– В утвержденных терсхемах и в проекте Генплана заложена возможность создания в новой Москве большого количества парков и рекреационных зон. Кстати, публичные слушания показали, что именно организация парковых зон вызвала у местных жителей наибольший положительный отклик. Мы обязаны не только сохранить эти природные ресурсы, но и привести их в надлежащее состояние: облагородить, укрепить и развить. В рамках этой программы планируется создание около 90 парков общей площадью от 8 до 12 тыс. га – эти территории станут визитной карточкой ТиНАО. В целях оздоровления экологической обстановки на территории Новомосковского и части Троицкого округов уже начаты работы по очистке зеленых массивов от жуков-короедов и мусора.

Кстати, в строительстве парков, как это ни удивительно, заинтересованы инвесторы. Мы уже имеем заявки на инвестпроекты благоустройства территорий недалеко от Рассказовки и в поселении Роговское.

 Нет опасений, что инвесторы изменят свои планы по освоению Новой Москвы по причине нестабильной финансовой ситуации?

– Экономические законы, безусловно, едины для всех. Но сложности, вызванные санкциями, не оттолкнули инвесторов. С ними, как показывает опыт, работать надо индивидуально, кропотливо. Польза от такого взаимодействия должна быть обоюдной. Это сейчас инвесторы проявляют самостоятельность в строительстве на территории жилых комплексов детских садов, школ, поликлиник, мест приложения труда, зная, что наличие социалки предопределяет растущий спрос на жилье. А четыре года назад воспринимали такое строительство как непрофильное, а значит, неприбыльное. Сегодня мы констатируем: три четверти социальных объектов в новой Москве построено инвесторами.

Что касается коммерческой недвижимости, только в сентябре было готово к вводу 280 тыс. кв. м площадей – это потенциальные рабочие места. Отмечу, что темпы ввода новых площадей по сравнению с прошлым годом не снизились, а наоборот, немного увеличились. Несмотря на трудности, инвесторы не отказываются от своих обязательств.

– Можно сказать, что мегапроект Новая Москва состоялся?

– Безусловно. Новоселы и потенциальные жители новых округов убедились: их выбор правильный. И еще одно обстоятельство хочу отметить: у Новой Москвы отличные перспективы. До 2035 года объем инвестиций в развитие новых территорий составит около 7 трлн рублей (в 2012-16 гг. - 600 млрд руб.). По решению городского правительства на 11 млрд руб. увеличены расходы на дорожное строительство.  

До 2018 года в ТиНАО появится 12 новых дорог, семь эстакад и развязок. Ведется строительство дороги от Калужского шоссе через Боровское и Киевское шоссе до границы с Московской областью. В этом году планируем запустить 14-километровый участок от деревни Ботаково до Боровского шоссе, а вся трасса «поедет» в первой половине 2017-го. Полным ходом строится трасса Солнцево-Бутово-Видное с девятью путепроводами и тремя тоннелями - под Киевским шоссе, съезд к ТПУ «Саларьево» и на Калужское шоссе. Она соединит два района столицы с городом Видное и обеспечит скоростную связь между Киевским и Калужским шоссе. Дорогу планируется закончить в 2018-м.

Отмечу, что люди с удовольствием переезжают жить в Новую Москву. Это потому, что качество строительства жилья, социальных объектов в полной мере отвечает столичным требованиям. Еще один аспект: для 80% покупателей ключевым фактором для приобретения жилья наряду с ценой и транспортной доступностью является наличие московской прописки. Некоторые покупатели намеренно меняют жилье в Подмосковье на квартиру у нас в расчете на столичную пенсию. Статистика подтверждает: 85% новоселов приобретают жилье именно для проживания. Неслучайно, за четыре года население увеличилось почти на сто тысяч - до 300 тыс. человек.  Новые территории становятся все более привлекательными благодаря появлению комфортных жилых комплексов и рекреационных зон, развитию транспортной, социальной инфраструктуры. Поэтому население активнее приобретает здесь жилье.

Что построено в Новой Москве за 4 года:

  • Более 10 млн кв. м недвижимости, включая 7 млн «квадратов» жилья
  • 23 детских сада на 4525 мест, 8 школ на 6249 мест, 9 объектов здравоохранения, включая 7 поликлиник на 1710 посещений в смену
  • Создано около 100 тыс. рабочих мест

До конца 2016 г. введут около 2 млн кв. м недвижимости, 4 школы, 10 детсадов, 4 пожарных депо, подстанцию скорой помощи в Троицке

Сергей Сиваев