timelapse

Заммэра Москвы Марат Хуснуллин: нам удалось избежать транспортного коллапса

Темы в материале

Как российская столица добилась того, что город поехал быстрее? Об этом и не только «АиФ» рассказал Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

Главное - метро!

- Марат Шакирзянович, приоритетным направлением работы стройкомплекса столицы оставалось и по-прежнему остаётся транспортное строительство? 

То, что главная проблема Москвы, равно как и всех крупных мировых мегаполисов, - транспортная, ни для кого не секрет. За 6 лет нам не просто удалось избежать коллапса, а добиться того, что мегаполис, годами стоявший в пробках, наконец-то поехал. Мэром Москвы Сергеем Семёновичем Собяниным изначально было принято решение увеличить объём финансовых ресурсов. Высокие темпы строительства метро, дорог, выделение полос для общественного транспорта, меры по ограничению парковок в центре и т. д. - всё это в комплексе позволило добиться высоких результатов. С 2011 г. скорость движения транспорта увеличилась на 12%. Только по итогам прошлого года в столице на общественном транспорте было совершено на 640 млн поездок больше, чем в 2010-м (в расчёте на одного жителя прирост количества поездок на общественном транспорте составил 17%, это третий показатель в мире после Сингапура и Мехико).

- Самая главная транспортная стройка - метро?  

- Конечно, если не будет строиться метро и Москва встанет в пробку, возникнет угроза безопасности мегаполиса. Например, в дни сильного снегопада количество пассажиров в подземке увеличивается на 2 млн человек, и метро в отличие от наземного транспорта гарантированно перевозит людей. Не говоря уже о том, что, обеспечивая жителей станциями в шаговой доступности, мы экономим их время на передвижение по городу. К тому же метро - стартёр привлечения в экономику города инвестиций. В районы, где появляются новые станции подземки, активнее приходят инвесторы, начинают строить недвижимость, создавать рабочие места, что влечёт за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет, а значит, открываются дополнительные возможности для развития мегаполиса. То есть эффект от строительства метрополитена колоссальный! Вот почему более половины расходов городского бюджета на транспортное строительство выделяется именно на подземку. 

В этом году темпов строительства метро не сбавляли. Мы уже ввели в строй в общей сложности 70 км рельсового транспорта: 54 км Московского центрального кольца и 16 км подземки. В итоге в распоряжении москвичей появилась 31 железнодорожная платформа и 5 станций метро.  

Если говорить о том, что мы введём в самое ближайшее время, то это участок от станции «Парк Победы» до «Раменок».

Новые «связки»

- Правда ли, что по объёмам дорожного строительства Москва уступает только китайским мегаполисам?

- За 6 лет темпы дорожного строительства у нас выросли в 4 раза, и в 3 раза возросли инвестиции в этой сфере. Мы полностью завершили реконструкцию основных развязок на пересечении МКАД и вылетных магистралей. Пропускная способность автотранспорта в разных местах города выросла от 20 до 40%. По итогам 2016 г. введём в эксплуатацию около 100 км дорог. А по искусственным сооружениям (эстакадам, тоннелям, мостам) и пешеходным переходам мы уже перевыполнили план в этом году. 

Только к Дню города москвичи получили 11 знаковых дорожных объектов. В том числе развязку на 41-м км Ленинградского ш. (въезд в Зеленоград), эстакаду на пересечении Волгоградского просп. с Волжским бул., эстакаду на пересечении Щелковского ш. с 9-й Парковой, новый реконструированный участок Калужского шоссе от МКАД до пересечения со строящейся трассой Солнцево - Бутово - Видное (в рамках 1-го этапа реконструкции 20-29-го км Калужского шоссе).

- Но городу по-прежнему нужны «связки» между районами...  

- Да, они существенно улучшат дорожно-транспортную обстановку в городе. Поэтому хордовые магистрали, которых так долго Москве не хватало, возводятся активными темпами. Речь идёт о строительстве Северо-Западной, Северо-Восточной хорд и Южной рокады. Строительство разбили на этапы. Северо-Западную хорду мы частями уже открываем для движения. Только в этом году ввели несколько участков - с уникальным винчестерным тоннелем на ул. Народного Ополчения, эстакаду прямого хода по ул. Рябиновая на пересечении с ул. Генерала Дорохова. Кроме того, завершён участок Можайское ш. - Рябиновая ул. (это улицы Вяземская и Витебская). В итоге большинство участков готовы.

Приступаем к той части хорды, которая свяжет проспект Маршала Жукова с Рублёвским ш. через ул. Нижние Мневники, там же будут построены два новых моста через Москву-реку. Полностью сможем завершить всю хорду ориентировочно к 2019 г. Правда, при условии если за будущий год успешно пройдём через процедуру публичных слушаний и жители районов, через которые идёт трасса, нас поддержат. Нормативный срок строительства оставшейся части хорды - 3-4 года, мы хотим справиться с ней за два года. Как показал опыт прокладки и реконструкции предыдущих дорог, это реально. 

Вообще мы практически все дорожные объекты сдаём намного раньше сроков. Северо-Восточная хорда тоже уже строится, в этом году, например, открыли участок от Измайловского до Щёлковского ш. Что касается Южной рокады, то сейчас мы на стадии «перехода» через Варшавское ш., там будет сделана эстакада, проходим под ж/д путями, через Пролетарский просп., соединяемся с Балаклавским просп., по плану этот участок будет готов к началу 2018 г. Всего по итогам 2016 г. планируем ввести около 100 км дорог.

- Какое решение в итоге было принято по строительству транспортно-пересадочного узла в Отрадном? К проекту у местных жителей были вопросы?

- Первоначальный вариант ТПУ предполагал строительство в составе узла не только пересадочных терминалов, но и многофункционального центра, крытого рынка, а также жилого комплекса с детским садом. Общая площадь новых объектов должна была составить порядка 145 тыс. м².

Однако такой проект не устроил местных жителей, и мы, разумеется, пересмотрели его. Теперь в составе ТПУ планируется построить только пересадочный терминал, подземные и надземные пешеходные переходы, новые перроны и навесы над зонами посадки-высадки пассажиров. То есть только те объекты, которые позволят максимально удобно пересесть с одного вида транспорта на другой.

К рекордам уже готовы! 

- В ближайшие три года расходы Адресной инвестиционной программы на строительство дорог возрастают. Чем это обусловлено?

- Мы действительно выделяем на дороги в 1,5 раза больше средств: вместо 100 млрд руб. в год по 150 млрд планируем на 2016-2019 гг. Необходимость в этом связана в основном с развитием новых территорий. Это позволит нам форсировать строительство дороги Солнцево - Бутово - Видное, построить дороги в тех районах Новой Москвы, где пройдёт метро, чтобы к станциям можно было беспрепятственно проехать. 

Но и в старой части города добавится дорог. В частности, уже в 2017-м мы намерены начать строительство южного дублёра Кутузовского просп. от Аминьевского до Минского  ш. Планировалось привлечь к строительству этой трассы инвесторов, но в конечном итоге решено возводить её на деньги столичного бюджета. Пик строительства дорог придётся, по нашим расчётам, на 2018 г., когда вместо 100 км в год надеемся построить и реконструировать 158 км. Если удастся, это станет ещё одним настоящим рекордом московских строителей! 

Екатерина Бычкова