timelapse

Ежедневно в мире 155 миллионов человек пользуются услугами метрополитена. Это в 34 раза превышает количество авиапассажиров. Сегодня наличием метрополитена могут похвастаться более 50 стран мира. А, например, в Африке и Австралии - только по два города с метрополитеном: Каир, Тунис, Мельбурн и Сидней. Каждое метро по-своему оригинально, но в некоторых вещах метрополитены очень похожи.

Московский метрополитен по загруженности занимает второе место в мире (перевозит 2,4 млрд пассажиров в год). Сильнее загружено лишь метро в Токио.

При этом московская подземка имеет не самую большую протяженность линий (313,1 км), уступая таким крупнейшим метрополитенам мира, как, например, пекинский, шанхайский, лондонский, нью-йоркский, токийский, мадридский.

Чтобы исправить ситуацию, метростроевцы строят новые линии и станции метрополитена в Москве.

В 2012 - 2020 годах планируется построить более 160 км новых линий и открыть 76 станций метро.

Краткая информация о наиболее крупных метрополитенах мира:

Метрополитен Лондона

Год открытия: 1863-й

Протяженность: 402 км

Количество линий: 11 линий

Количество станций: 270

Пассажиропоток: 1,2 млрд человек в год

Используемое сегодня во многих странах слово "метрополитен" вышло из названия компании, строившей первую линию лондонской подземки - Metropolitan Railway. Сами же британцы обычно свое метро величают Tube ("труба"). Это первая система движения поездов под землей в мире.

История метро начинается именно со столицы Великобритании. В середине 19 века лондонский адвокат Чарльз Пирсон предложил по аналогии с железной дорогой, которая уже широко использовалась для перевозок пассажиров и грузов, пустить поезда под землей. Эта идея получила горячую поддержку и была реализована всего через 4 года. Уже 9 января 1863 года по лондонской подземке пошли первые поезда. Новый вид транспорта вызвал небывалый ажиотаж - в первый же день метро перевезло 40 тысяч пассажиров.

Первый метрополитен, показав огромные преимущества перед наземным транспортом, получил стремительное развитие. К его строительству привлекались все новые и новые компании, что привело к некоторой разнотипности сооружений и разобщенности линий. Лишь в 1933 году вся уже достаточно широкая сеть метрополитена была передана специально созданной дирекции городского транспорта. После этого при строительстве уже применялись единые нормативы, а типы устройств и сооружений были унифицированы.

Сегодня подземка столицы Объединенного королевства является одной из крупнейших в мире систем городского быстрого транзита. Она состоит из одной кольцевой линии, которая соединяет крупные железнодорожные узлы, где пассажиры могут пересаживаться на пригородные поезда, и нескольких радиальных.

К London Tube относятся не только подземные и наземные станции, но и система беспилотного легкого метро, перевозящего пассажиров через Темзу.

Метрополитен Лондона носит статус самого дорогого в мире. Цена поездки зависит от того, какие из шести зон метро пересекает пассажир. Минимальная стоимость - 1,5 фунта стерлингов (около 75 рублей), максимальная - свыше пяти фунтов стерлингов. Штраф за безбилетный проезд составляет 20 фунтов.

Лондонский Tube не отличается пунктуальностью - поезда частенько ходят с задержками. Интервал между ними - целых десять минут. К тому же подземка столицы Англии далеко не самая быстрая - составы двигаются со средней скоростью 45 км в час.

Интересно, что дежурных на лондонских станциях нет - о маршрутах следования поездов информируют установленные на платформах электронные табло, а на случай ЧП перроны оборудованы аварийными кнопками.

История эскалаторов тоже берез свое начало в Великобритании. Первый эскалатор появился на станции "Эрлс-корт" в 1911 году - надежность его конструкции скептикам демонстрировал одноногий человек. Тогда же появилось и правило этикета, которое и по сей день используется во многих странах мира, в том числе и в России: стоять - с правой стороны, идти - с левой.

Высоким людям ездить в лондонских вагонах метро на старых линиях достаточно неудобно - приходится нагибать голову, поскольку из-за узости тоннелей поезда делались с закругленной крышей.

Метрополитен Пекина

Год открытия: 1969-й

Протяженность: 442 км

Количество линий: 16 действующих и 7 в стадии строительства

Количество станций: 221

Пассажиропоток: 2,2 млрд человек в год

Толчок к стремительному развитию метрополитена Пекина дала Олимпиада, прошедшая в китайской столице в 2008 году.

Строительство пекинского метрополитена началось в 1965 году, к этому были привлечены советские инженеры и проектировщики. Изначально "подземка" не использовалась для пассажирских перевозок - ее эксплуатировали военные. Полноценным видом городского транспорта метро в Пекине стало лишь в 1976 году.

А стремительное его развитие стартовало уже в 21 веке, когда стало известно, что китайская столица примет летние Олимпийские игры-2008. С тех пор система подземной железной дороги существенно расширилась и усовершенствовалась. Для сравнения, если в начале 2006 года она насчитывала всего 114 км линий, то к 2012 году выросла в четыре раза. При этом власти города не намерены останавливаться - согласно их планам, к концу 2015 года протяженность линий должна увеличиться до 708 км, а к 2020 году - достичь 1050 км.

Сегодня пекинское метро охватывает практически весь город, через центр идут первая, четвертая и пятая линии, кольцевая линия дублирует под землей Вторую кольцевую автодорогу Пекина, некоторые станции расположены в пригородах.

Beijing Subway весьма дешевый вид транспорта, одна поездка стоит два юаня (это около десяти российских рублей). Как и в Москве, по такому билету можно кататься в метро хоть целый день. Проезд оплачивается картой, которую необходимо сохранять до конца поездки - на выходе установлены турникеты, на экране которых отображается баланс проездного билета.

Перед тем как попасть на платформу, необходимо пройти проверку безопасности - сумки складываются на транспортерную ленту и пропускаются через сканеры.

В Beijing Subway достаточно легко ориентироваться: каждая линия пронумерована и имеет свою цветовую маркировку, на пересадочных узлах к нужной станции ведут многочисленные указатели на стенах и на полу.

В поездах почти всегда многолюдно. Каждый вагон пекинского метро оборудован мониторами, на которых транслируются новости, реклама, музыкальные клипы.

Интересно, что в некоторых составах перегородка в первом вагоне, отделяющая машиниста от пассажиров, прозрачная, так что при желании можно полюбоваться на тоннель, если ветка подземная, или видом, открывающимся впереди, если линия находится над землей.

Поезда Beijing Subway останавливаются строго в фиксированных местах, которые обозначены желтыми отрезками линий на полу перрона. Интервал движения составов - около трех минут.

 

Метрополитен Шанхая

Год открытия: 1995-й

Протяженность: 434 км

Количество линий: 12 действующих линий (в том числе 1 - маглева, система поездов на воздушной подушке) и 5 строящихся

Количество станций: 267

Пассажиропоток: 2,1 млрд человек в год

Сегодня шанхайская подземка - одна из самых быстрорастущих и расширяющихся метро в мире. Ездить на метро в Шанхае удобно, но недешево.

Несмотря на свою «молодость» шанхайская «подземка» к настоящему времени завоевала статус самой протяженной. К концу 2014 года она будет иметь свыше 550 км линий и 355 станций, в к 2020 году - 780 км и 480 станций.

Билет стоит от 3 до 8 юаней (14 - 40 рублей) в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть. Магнитная карта действует только один день, ее необходимо сохранять до конца поездки. При этом если преодоленное на метро расстояние превысило стоимость приобретенного билета, то выйти через турникет не удастся - придется доплатить.

У входа на каждую станцию расположены сканеры для досмотра багажа пассажиров, а на выходах стоят витрины, в которых демонстрируется изъятое у пассажиров оружие и прочие удивительные вещи.

Ориентироваться в шанхайском метро несложно - указателей много, информация напечатана в том числе на английском языке, на пересадочных станциях направления указываются стрелками на полу.

Сами станции оформлены минималистично. На платформах пассажиры в ожидании состава дисциплинированно выстраиваются в очередь. Отличительная особенность шанхайской подземки в том, что при остановке поезда вход и выход из него осуществляется одновременно. Сориентироваться помогают стрелки на полу.

Интервалы движения между поездами составляют от 2 до 15 минут. О том, через сколько минут придет ближайший поезд нужного направления, информируют табло возле путей. На этих же мониторах транслируются новости.

За порядком на станциях следят дежурные (эту работу по неизвестным причинам доверяют исключительно мужчинам). На каждой станции есть бесплатные туалеты, а также автоматы по продаже еды, напитков, прессы и прочих товаров. Сразу бросается в глаза то, что в подземке Шанхая, как и в самом городе, очень много рекламы.

В часы пик в метро самого густонаселенного города мира очень людно, народ двигается по-московски быстро. Если кто-то кого-то толкнул, извиняться здесь не принято. Не принято также уступать места женщинам, зато пожилые китайцы пользуются особым уважением и практически никогда не едут стоя.

Метрополитен Парижа

Год открытия: 1900-й

Протяженность: 215 км

Количество линий: 14 основных и 2 дополнительных

Количество станций: 245

Пассажиропоток: 1,5 млрд человек в год

В Париже станции метро находятся довольно близко друг от друга. Оказавшись в незнакомом месте, вам достаточно немного побродить по соседним улицам - в паре кварталов наверняка найдется станция метро.

Сеть метрополитена сильно разветвлена - 300 с лишним станций. При этом считается, что схема метрополитена в Париже очень запутанная. С другой стороны, густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы Франции. За пределами города работает система пригородных поездов - RER. RER - это система железнодорожного транспорта Парижа, состоящая из пригородных наземных и внутригородских подземных железных дорог. Поскольку в городе эти поезда тоже ходят под землей, кое-где пересекаясь с метро, обе системы, по сути, составляют единое целое.

Парижское метро считается самым эффективным в мире. На метрополитене применяются различные технические новшества и инновации - здесь впервые начали ходить вагоны на бесшумных резиновых колесах. Для пассажиров имеются электронные карты, показывающие наиболее удобный маршрут. Вагоны оборудованы специальными сиденьями для инвалидов. (Москва, как известно, только начала оборудовать метрополитен устройствами, облегчающими передвижение в метро людей с ограниченными возможностями.)

С другой стороны, парижская подземка считается одной из самых криминогенных точек города. На некоторых особо опасных в этом отношении ветках и станциях специальные громкоговорители постоянно призывают пассажиров к бдительности и осторожности. Как говорят, особенно любят карманники пригородную линию, что ведет в аэропорт Шарль де Голль, - вот почему зачастую туристы остаются без денег уже в первые минуты пребывания во французской столице.

Как и лондонское, парижское метро проигрывает московскому по внутреннему оформлению станций: полукруглый свод, облицованный синей кафельной плиткой, и рамы для рекламных постеров - вот и вся станция.

Сами станции построены так, что платформы находятся по краям, а две рельсовые колеи - в центре зала. С точки зрения стоимости строительства этот вариант значительно дешевле, однако для пассажиров он крайне неудобен. Чтобы перейти на противоположную платформу на одной и той же станции, нужно прилично «прогуляться» по длинным переходам и пару раз спуститься-подняться по лестницам.