Узловая проблема

С момента присоединения к Москве новых округов в их развитие было вложено около 20 млрд долларов, причем значительную часть этой суммы составили частные капиталовложения. Одним из направлений, к которому в последние годы проявляют интерес инвесторы, в том числе иностранные, является строительство в Москве транспортно-пересадочных узлов. Эта тема активно обсуждалась и на недавней XXII Международной инвестиционной выставке Expo Real в Мюнхене.

Как известно, ключевой задачей программы строительства ТПУ в мегаполисах мира, в том числе и в Москве, является интеграция всего разнообразия городского транспорта в единую и понятную сеть, создание условий для беспрепятственной комфортной и быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой. ТПУ — это не просто место пересадки с одного вида транспорта на другой. В современных условиях такие узлы становятся своеобразными «локомотивами» развития городских районов. Помимо чисто транспортных проблем они помогают решать и градостроительные. Речь идет, в частности, о преодолении моноцентричности города, одним из следствий которой является большая маятниковая миграция. Совмещение в ТПУ транспортной и коммерческой составляющих, наполнение их офисами, магазинами, объектами развлечений и услуг создают новые точки притяжения и центры деловой активности. Реализованные на сегодня проекты ТПУ позволят создать более 19 тысяч рабочих мест, причем не в центре, а в срединных или окраинных районах, ранее почти не вовлеченных в деловую жизнь города.

Как отметил первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» (городской холдинг — оператор программы строительства ТПУ) Альберт Суниев, программа способна дать большой экономический эффект. «Строительство ТПУ непременно сказывается на развитии территорий — туда приходят новые инвестиции, которые «эффектом домино» дают старт развитию всей окружающей инфраструктуры, — утверждает Суниев. — В свою очередь с увеличением привлекательности района растет и капитализация жилья, то есть наличие ТПУ сказывается не только на комфорте жителей прилегающих территорий, но и на их благосостоянии».

Реализация ТПУ увеличит доходы городского бюджета за счет объектов, которые застройщики передают Москве в пользование или в собственность, а также за счет налоговых отчислений и арендных платежей за пользование земельными участками на время строительства. Стоит отметить, что уже «расторгованные» проекты принесли городу более 33 млрд рублей — это почти 10% совокупного вклада, который вся строительная отрасль делает ежегодно в бюджетную систему Москвы.

К настоящему времени на торгах уже реализовано 16 коммерческих объектов в составе транспортно-пересадочных узлов, еще по одному проекту завершаются конкурсные процедуры. В этом году на торги будут выставлены еще 10 объектов в составе ТПУ, а в следующем это количество увеличится более чем в два раза — инвесторам предложат 21 объект. При том, что в составе этих проектов появится офисная, коммерческая и социальная инфраструктура общей площадью более 1,7 млн кв. м, совокупно эти проекты позволят городу получить более 27 млрд рублей и создать около 17 тысяч рабочих мест.

При проектировании содержания коммерческой части ТПУ необходимо особенно внимательно подходить к вопросам наполнения комплекса. Для этого специалисты «Мосинжпроекта» проводят маркетинговые исследования и опросы населения, анализируют потребности жителей, проводят публичные слушания. В результате строятся именно те объекты, которых не хватает в каждом конкретном районе. Например, в районе Некрасовка москвичи обратили внимание на то, что здесь мало мест для занятий спортом. В результате после многочисленных консультаций с жителями в составе ТПУ появился спортивный кластер. Там же, в районе пересадочного узла, будет обустроен парк.

В Новой Москве также реализуется ряд проектов по созданию ТПУ. До 2035 года в этой части столицы будет построено 24 таких транспортных хаба. В числе наиболее крупных и значимых проектов глава департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин назвал ТПУ «Внуково», «Рассказовка», «Коммунарка», «Столбово», «Остафьево» и «Мамыри ». Предполагается, что главной точкой роста на новых территориях станет административно-деловой центр в Коммунарке, который разместится на земельном участке площадью 550 гектаров. На этом участке планируется построить около 5 млн кв. м недвижимости, из них 1,3 млн кв. м придется на жилье и 1,7 млн кв. м — на общественно- деловую застройку. В настоящее время завершаются переговоры об участии компании China Railway Construction Corporation (CRCC) в застройке первой очереди проекта АДЦ в Коммунарке. Начать строительство планируется уже в следующем году.

Автор текста Антон Мастренков

Строительная газета

Яндекс.Метрика