Региональный директор японского проектного института Nikken Sekkei Фади Джабри в блиц-интервью корреспонденту портала Стройкомплекса Москвы рассказал о реновации жилого фонда в Японии и строительстве транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Токио и Москве.
- В Московском регионе по примеру многих мировых мегаполисов планируется построить целую сеть транспортно-пересадочных узлов. Однако жители пока не до конца понимают, что представляют собой эти транспортные хабы…
- Москва - это крупнейший город Европы. И проблемы, с которыми сталкивается российская столица, не применимы к традиционным городам с населением 2-3 млн человек. Остро стоит транспортный вопрос, в том числе развитие общественного транспорта. Чтобы сделать город комфортным для жизни, нужно строить транспортно-пересадочные узлы. Это один из способов избежать транспортного коллапса в мегаполисе, поскольку люди получают стимул пересесть на общественный транспорт.
Токио имеет богатый опыт работы по созданию транспортно-пересадочных узлов, где горожане могут комфортно пересесть с одного вида транспорта на другой, не выходя на улицу. ТПУ позволяют создать грамотное общественное пространство, развивать подземные и надземные площадки. Также они дают стимул для развития недвижимости и привлечения инвесторов.
- ТПУ всегда проектируются индивидуально или можно применять какие-то типовые проекты?
- Не бывает двух одинаковых ТПУ. Как правило, они имеют разные методики развития. Например, транспортно-пересадочный узел у станции метро «Токио» - это целый подземный лабиринт, соединяющий несколько объектов ТПУ. Именно на этом узле есть памятник архитектуры - кирпичное здание. Мы постарались учесть все регламенты, чтобы сохранить исторический облик и не нарушить «воздушное пространство» около ТПУ при строительстве новых объектов.
- Ваше бюро занимается проектом ТПУ «Ботанический сад» на северо-востоке столицы. Каким будет этот транспортно-пересадочный узел, насколько он облегчит транспортную ситуацию в этом районе города?
- Это первый московский проект, в котором мы приняли участие. Нам очень приятно смотреть, как он развивается. ТПУ объединит метро, Московское центральное кольцо и остановки общественного транспорта. Реализация проекта не только облегчит транспортную ситуацию в районе, но и позволит создать новые рабочие места.
По проекту будет построено свыше 140 тысяч «квадратов» коммерческой недвижимости. Рядом с ТПУ появятся общественно-деловой центр, торгово-развлекательный комплекс и трехзвездочная гостиница.
Южная часть ТПУ включает в себя торговый комплекс, офисы и апарт-отель. Причем из лобби офисного здания будет прямой вход в метро. Удобно то, что не нужно будет выходить на улицу, чтобы пересесть в подземку.
- В Москве сейчас реализуется программа реновации старого жилого фонда. Были ли в Токио подобные программы?
- Как и любой большой город Токио столкнулся с проблемой реновации жилья. У нас есть так называемые «данчи». Это жилой квартал с домами в одном стиле, наподобие московских «хрущевок». «Данчи» строили в 1950-х годах. Тогда Япония была разрушена войной и катастрофически нуждалась в новом жилье. Строили в основном пятиэтажки. Сейчас эти кварталы устарели и нуждаются в реновации, к тому же японским семьям тесно в «данчах».
Есть разные законодательные инструменты, которые позволяют реконструировать эти территории. В этом вопросе важен диалог города с частным сектором, через который и будет создаваться новое поколение интересных проектов жилья.
- Какие Ваши впечатления от Московского урбанистического форума?
- Впечатляет размах проведения форума и радует место. Территория ВДНХ сейчас реконструируется ударными темпами. Здесь возрождают исторические павильоны, создают новые комфортные площадки для отдыха. Урбанфорум на ВДНХ - удачная затея. Это позволит привлечь еще большее внимание горожан к восстановлению исторического наследия страны. На следующем урбанфоруме хочется увидеть новые крупные проекты.
Автор Ольга Зеневич