Строительство метромостов

Метро Москвы растет каждый день. В городских районах появляются как подземные, так и наземные линии. Но существуют места, где из-за проблем с ландшафтом невозможно проложить пути метрополитена. Тогда на помощь приходят метромосты.

Метромост – это мост, по которому проходят линии метрополитена. Он бывает открытый, крытый и даже совмещенный, когда по сооружению едут сразу и поезда, и машины.

 

 

Сейчас в Москве построено 11 различных метромостов, идет сооружение 12-го. Он строится в составе перегона между станциями метро «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии над руслом реки Ликова в Новой Москве.

 

 

Длина сооружения составит 598 метров: 460 метров – это сам мост, а 138 метров – его наземный участок. Метромост будет состоять из 276 свай, 24 опор и 22 пролетов.

Мост начнется сразу за «Пыхтино» – первые опоры установят рядом со стеной станции. Далее он пройдет над руслом реки Ликова в Новой Москве, после чего перейдет в наземный участок.

Из-за изгиба мост выполнят по разрезной системе (один пролет – одна балка). Такой способ универсален и может применяться при любых типах грунтов.

На самом мосту уложат бесстыковые пути. Это будет железнодорожная линия с настолько длинными рельсами, что никакие природные и физические явления (например, деформация металла) не смогут привести к их сдвигу.

При монтаже таких путей количество стыков уменьшается в десятки и даже тысячи раз. Именно места стыков являются самыми уязвимыми и напряженными на железной дороге – затраты труда на их обслуживание достигают 40% от общих. В них в первую очередь проявляются вредные воздействия от поездов. Поэтому чем меньше таких проблемных точек, тем лучше.

Под рельсами и путями обустроят гидроизоляцию. Вода будет сливаться через подогреваемые воронки и трубы по опорам с помощью уклонов мостового полотна. Она поступит сразу в очистные сооружения.

 

 

Смоленский метромост

Тип Открытый
Дата открытия 20.03.1937
Временное закрытие 05.04.1953 – 07.11.1958
Линия Филёвская
Перегон «Смоленская»–«Киевская»

 

Однопролетный стальной балочный метромост через Москву-реку. Расположен между станциями «Смоленская» и «Киевская» Филевской линии. Первый и старейший метромост в России – движение по нему открыто 20 марта 1937 года.

Авторы проекта – инженеры Н.П. Поликарпов, П.К. Антонов, архитекторы братья Константин Яковлев и Юрий Яковлев. Консультанты – профессора МИИТ Николай Стрелецкий и Георгий Евграфов.

Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведен конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был выбран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

5 апреля 1953 года движение поездов Арбатско-Филевской ветки перевели на новую линию глубокого заложения, а саму ее переименовали в Арбатско-Покровскую. Тогда регулярное движение по мосту прекратили.

Оно было возобновлено 7 ноября 1958 года с открытием новой Филевской линии, использовавшей метромост и станции 1935 и 1937 годов постройки.

В 1978 году подходы к мосту накрыли шумопоглощающим коробом. Открытыми остались только участки над набережными и над рекой.

В 2005-2012 годах подход к мосту со стороны «Смоленской» встроили в здание тяговой подстанции.

Технические характеристики

Метромост – двухпутный, с шириной между путями около 3,6 метра. Его трасса в целом прямая, но на правом берегу при выходе с моста пути поворачивают и трасса уходит на юг, к Киевскому вокзалу. В основе моста – две пологие главные арки, длиной 150 метров.

Интересно

Смоленский метромост часто появляется в кино. Он снялся более чем в 10 фильмах, в том числе «Берегись автомобиля», «Верные друзья» и «Джентельмены удачи».

 

Лужнецкий метромост

Тип Открытый
Дата открытия 12.01.1959
Временное закрытие 01.06.1998 – 01.08.2002
Линия Сокольническая
Перегон «Спортивная»–«Университет»

 

Двухъярусный арочный мост через Москву-реку, соединяющий Лужники и Воробьевы горы. Верхний ярус – автомобильный, соединяет Комсомольский и Вернадского проспекты. Нижний – станция метро «Воробьевы горы» Сокольнической линии.

Авторы проекта – В.Г. Андреев, Н.Н. Рудомазин, К.Н. Яковлев, А.И. Сусоров, Н.И. Демчинский и др. Мост был построен «Мостоотрядом № 4» в рекордно короткие сроки – 19 месяцев.

Он стал первым в Москве двухъярусным мостом, в нижнем ярусе которого расположилась станция метро «Ленинские горы».

Однако он быстро пришел в негодность. По оценкам 1983 года, к этому времени мост потерял 60% своей несущей способности. Причины – сочетание проектных ошибок, дефектов гидроизоляции и использование соли при бетонных работах.

Станция была закрыта для пассажиров, а для движения поездов построили боковые пути.

В 1998-2002 годах он был фактически выстроен заново с использованием сохранившихся несущих арок и русловых опор.

Технические характеристики

Железобетонный трехпролетный арочный метромост. Основной пролет длиной 108 метров, а общая длина 2 030 метров – 1 179 метров с эстакадами. Ширина моста – 25,8 метра.

Интересно

Идея создать здесь мост появилась еще в 1930-х годах. Тогда к разработке планировки новых районов привлекли несколько мастерских Моссовета.

Особую трудность при проектировании составлял большой перепад высот между Лужниками на левом берегу реки и Воробьевыми горами на правом.

Архитектор Д.Ф. Фридман предложил для устранения этого перепада фактически срезать Воробьевы горы на значительном протяжении.

В 1950-е годы, когда снова вернулись к этому вопросу, тоннель просто сделали в толще Воробьевых гор.

 

Метромост «Юго-Запад»

Тип Крытый
Дата открытия 30.12.1963
Линия  Сокольническая
Перегон «Университет»–«Проспект Вернадского»

 

Метромост находится в перегоне «Университет» –«Проспект Вернадского» Сокольнической линии. Он проходит над рекой Раменкой. Открыт 30 декабря 1963 года.

 

Преображенский метромост

Тип Открытый
Дата открытия 31.12.1965
Линия Сокольническая
Перегон «Преображенская площадь»–«Сокольники»

 

Преображенский метромост – хронологически третий из всех открытых таких мостов Москвы.

Движение по нему запущено 31 декабря 1965 года в составе участка «Сокольники» и «Преображенская площадь» Сокольнической линии метро. Он расположен в 630 метрах от последней.

Метромост перекинут между Ганнушкина и Русаковской набережными, пересекает реку Яузу.

Название получил от имени станции, а та, в свою очередь, – от площади, на которую выходит, – Преображенской.

Технические характеристики

По типу конструкции – трехпролетный. В нем использованы опоры для автомобильных мостов. Длина – 330 метров.

 

Нагатинский метромост

Тип Открытый
Дата открытия 11.08.1969
Линия Замоскворецкая
Перегон «Коломенская»–«Технопарк»

 

Совмещенный мост. По нему проходит перегон между станциями «Коломенская» и «Технопарк» Замоскворецкой линии метро, а также проспект Андропова, то есть поезда и метро движутся на одном уровне.

Метромост построили в 1969 году по проекту инженера А.Б. Другановой и архитектора К.Н. Яковлева. За него авторы проекта и строители получили Государственную премию СССР.

Благодаря метромосту решилась проблема транспортной связи Кожухова и Нагатина, куда добираться ранее приходилось кружным путем – через Автозаводский (бывший Даниловский) мост. На это уходило около часа.

Технические характеристики

Длина моста составляет 233 метра, 114 из которых находятся над рекой. Для автотранспорта выделили по три полосы движения в каждую сторону.

Интересно

Мост на два года старше Нагатинского спрямления Москвы-реки. Его возвели на твердом грунте, и лишь потом под ним провели канал.

 

Медведковский метромост

Тип Крытый
Дата открытия 29.09.1978
Линия Калужско-Рижская
Перегон «Медведково»–«Бабушкинская»

 

Метромост через реку Яузу в Москве. Находится на границе между районами Северное Медведково и Бабушкинский. Выходит к улице Грекова и проезду Шокальского.

Построен в 1978 году при продлении Калужско-Рижской линии на север, к станции «Медведково», и находится в 250 метрах от нее. Закрытый, сверху присыпан землей. Пассажиры, которые едут в поезде, не замечают, что едут по мосту, однако для прогуливающихся сверху отчетливо слышен гул и ощущается вибрация почвы.

Мост находился в плохом состоянии до 2007 года. Тогда территорию метромоста облагородили. Наверху разбили клумбы и цветники, сделали декоративные деревянные лестницы.

Технические характеристики

Мост железобетонный, двухпролетный. Под мостом по обоим берегам сделаны пешеходные дорожки.

Метромост построили по следующей технологии: над рекой сооружают бетонную рампу и делают насыпь. Этот способ позволяет провести туннели над землей и не менять ландшафт.

Интересно

Медведковский метромост – единственный из мостов, который полностью держит тоннельные перегоны на собственных опорах. Он расположен над естественным уровнем ландшафта, то есть для него Яузу не вносили в коллектор и не опускали ниже уровня. Но, в отличие от остальных мостов, официального титула метромоста он не носит, из-за чего даже не отображен на многих технических картах.

 

Метромост «Черкизово»

Тип Крытый
Дата открытия 01.08.1990
Линия Сокольническая
Перегон «Преображенская площадь»–«Черкизовская»

 

Метромост сооружен в 1990 году на перегоне «Преображенская площадь» – «Черкизовская» Сокольнической линии. Он проходит над рекой Сосенкой, которую убрали в коллектор, и рядом с Черкизовским прудом.

 

Метромост «Владыкино»

Тип Крытый
Дата открытия 01.03.1991
Линия Серпуховско-Тимирязевская
Перегон «Владыкино» –«Отрадное»

 

Метромост построили в 1991 году для перегона «Владыкино»– «Отрадное» Серпуховско-Тимирязевской линии. Он проходит над рекой Лихоборкой.

 

Волжский метромост

Тип  Крытый
Дата открытия 25.12.1996
Линия Люблинско-Дмитровская
Перегон «Волжская» –«Люблино»

 

Мост построен в 1996 году на перегоне «Волжская» –«Люблино» Люблинско-Дмитровской линии. Проходит над рекой Пономаркой у Люблинского пруда.

 

Метромост «Северное Бутово»

Тип Крытый
Дата открытия 26.12.2002
Линия Серпуховско-Тимирязевская
Перегон «Аннино»–«Бульвар Дмитрия Донского»

 

Метромост построен для перегона «Аннино»–«Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии. Проходит над рекой Битцей.

 

Митинский метромост

Тип Открытый
Дата открытия 26.12.2009
Линия Арбатско-Покровская
Перегон «Митино»–«Волоколамская»

 

Метромост построили в 2009 году. Он единственный находится в Московской области. Расположен на Арбатско-Покровской линии, между станциями «Мякинино» и «Волоколамская». Проходит над Москвой-рекой и связывает подмосковный город Красногорск с Митино.

Строительство моста началось в середине 1990-х годов, но было остановлено из-за отсутствия средств. Тогда он планировался для линии «Митино» – «Бутово». Когда работы прекратили, уже были возведены три капитальные опоры.

Строительство возобновили только в январе 2008 года, а в июне 2009 года мост достиг противоположного берега. После этого его соединили с тоннелями метро и 26 декабря запустили в составе участка «Строгино» – «Митино».

Технические характеристики

Длина мостового перехода составляет 439 метров, из них 136 метров – над водой, ширина моста – 17,4 метра. Высота сооружения – 14,5 метра.

 

Яндекс.Метрика