Бочкарев: стартовала проходка правого тоннеля на участке салатовой ветки метро

Щит «Клавдия» построит правый тоннель на новом участке Люблинско-Дмитровской линии до станции метро «Лианозово», сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

«На первом этапе 6-метровый тоннелепроходческий комплекс «Клавдия» построит тоннель длиной 290 метров до станции «Улица 800-летия Москвы», после чего будет выполнена передвижка щита по лотку станционного комплекса «Улица 800-летия Москвы» на стартовое ложе. Далее «Клавдия» проложит еще 1800 метров тоннеля до станции «Лианозово», – сказал Андрей Бочкарев.

Заммэра отметил, что щит пройдет под Дмитровским шоссе, вне зоны активной жилой застройки.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых станций московской подземки) Юрий Кравцов добавил, что идет активное строительство новых станций участка Люблинско-Дмитровской линии.

«На станциях «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово» ведутся работы по разработке грунта и креплению котлованов станционных комплексов. Кроме того, строители начали возводить основные конструкции станции «Лианозово» и приступили к подготовительным работам для проходки перегона до станции «Физтех», – сказал Юрий Кравцов.

Напомним, сегодня мэр Москвы Сергей Собянин в своих социальных сетях объявил о начале строительства второго тоннеля от тупиков станции «Селигерская».

«Начали строить второй тоннель от тупиков за «Селигерской» до «Улицы 800-летия Москвы» на новом участке Люблинско-Дмитровской линии. Строители планируют закончить проходку до конца этого года. Проходку первого тоннеля – от «Селигерской» до «Лианозово» – мы закончили в июле», – говорится в сообщении мэра.

Станция метро «Лианозово» будет готова в 2022 году

 

Люблинско-Дмитровская линия метро

 

Строительство метро в Москве

Автор текста Информационная служба портала Стройкомплекса

Яндекс.Метрика