Разработано руководство по контролю качества при строительстве метро

Руководство по контролю качества скрытых работ геофизическими методами при строительстве подземных сооружений, включая объекты метро, разработано в Москве, сообщил руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.

«Документ подготовлен по заказу нашего Департамента ООО «СпецГеоТрансПроект» с учетом замечаний и предложений ведущих профильных организаций», – сказал Сергей Лёвкин.

По его словам, руководство является современным методическим документом и направлено на регламентацию и повышение эффективности контрольных испытаний, выполняемых с использованием геофизических методов и применяемых при строительстве и эксплуатации подземных сооружений города.

«В документе раскрывается порядок обработки и интерпретации результатов геофизических исследований, проводимых различными методами: сейсмоакустическим, георадарным, ультразвуковым, термометрическим и сейсмостатическим. Применение Руководства позволит ускорить строительство подземных сооружений в Москве и снизить различные риски: например, исключить аварийные ситуации, связанные с прорывами грунтовых вод и водонасыщенной массы через ограждающие конструкции котлованов, выполненные методом «стена в грунте», – добавил Лёвкин.

Благодаря объему рассмотренных при подготовке документа задач и охвату применяемых для их решения способов (семь геофизических методов исследования и их модификации), Руководство представляет собой уникальный документ, не имеющий аналогов не только в отечественной, но и в международной практике.

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Его теоретическая новизна и практическая актуальность для Стройкомплекса Москвы подтверждена результатами рассмотрения на заседании Экспертной комиссии по инновационным технологиям и техническим решениям Департамента.

«Руководство в ближайшее время будет представлено на утверждение заместителю мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрею Бочкарёву для дальнейшего практического использования всеми заинтересованными организациями строительного комплекса города», – отметил глава Департамента.

Работа по внедрению инноваций ведется в соответствии с указаниями мэра Москвы Сергея Собянина. Она необходима, чтобы совершить технологический рывок и дать мощную поддержку наукоемким технологиям и промышленным предприятиям строительной отрасли, которые являются главными драйверами городской экономики.

Как передавалось ранее, 25 декабря 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2021 году в стране Года науки и технологий.

 

Методика строительства сооружений в сложных грунтах

 

Методическое пособие для проектирования тоннелей

 

Все о строительство метро

Автор текста Информационная служба портала Стройкомплекса

Яндекс.Метрика