По дороге в Крым

Наиболее популярное курортное направление в этом году – Крым. Полуостров с разноплановыми природными пейзажами и не менее разноплановой архитектурой: от резиденции крымских ханов до аэропорта-«волны» в Симферополе.

Предлагаем вместе со Стройкомплексом посетить знаковые места полуострова в рубрике «Уникальная архитектура Крыма».

 

Новая транспортная артерия

Если планируете путешествовать «на колесах», то у берегов Керченского залива вас встретит Крымский мост. Его длина составляет 19 км, а пропускная способность – 40 тыс. автомобилей в сутки. Также здесь действует двухпутная железная дорога. А еще это – самый длинный мост страны.

 

 

В 2014 году президент России Владимир Путин заявил о необходимости построить автомобильный и железнодорожный мосты через Керченский пролив. Спустя четыре года по мосту запустили автомобильное движение.

 

 

Идея соединить Тамань и Керчь появилась еще во времена Российской империи. В 1903 году Николай II поручил разработать проект будущего моста. Было представлено два варианта: один – со строительством моста через косу Чушка, второй – через остров Тузла. Однако Русско-японская война, Первая мировая война и Октябрьская революция заставили отложить эту идею на несколько лет.

К планам по строительству Керченского моста вернулся Иосиф Сталин в 1930-х годах, но на этот раз уже Вторая мировая война помешала их реализации.

 

Наше время

Около 70 проектов Крымского моста было рассмотрено перед началом строительства. В феврале 2014 года на территории будущего дорожного объекта провели археологическое исследование, поиск воинских захоронений и взрывоопасных предметов. Найдено около 1 млн артефактов, примерно 100 тыс. из них имеют важное научное значение и переданы в музеи Тамани и Керчи. Одни из самых интересных находок:

  • скелет кита возрастом около 10 млн лет;
  • терракотовая голова древнегреческой скульптуры;
  • керамические сосуды V-III веков до н. э.

Параллельно велись работы по сохранению флоры и фауны: краснокнижные растения и некоторые представители животного мира были переселены на специальные участки. При этом экологический мониторинг на суше и в акватории проводился на всех этапах строительства.

 

 

Подготовку необходимой инфраструктуры завершили к концу 2015 года. В марте 2016 года установили первые свайные фундаменты опор на суше, а в мае – в акватории пролива. Работы велись сразу на нескольких участках, протяженность которых составила около 10 км.

 

 

 

Мост возводили в трудных условиях: помимо неплотных илистых грунтов, пришлось учитывать агрессивное воздействие соленой воды, постоянные волнения моря и возможность ледохода. Также с октября по апрель для Керченского пролива характерны сильные ветры и штормы.

Конструкцию моста поддерживают 595 опор, 7000 свай вбиты на глубину 12-105 метров. В работе было задействовано более 10 тыс. человек.

 

 

Движение по Крымскому мосту запустили в мае 2018 года. За год по нему могут проехать около 14 млн машин, а максимальная разрешенная скорость составляет 90 км/ч. Проектировщики утверждают, что ремонт Керченскому мосту не потребуется в течение 100 лет.

 

 

 

«Ворота Крыма»

Благодаря новому мосту в Крым можно добраться на поезде по материковой части России. Дорога из Москвы займет около полтора суток.

 

 

До 2014 года Симферопольский железнодорожный вокзал считался главными транспортными воротами Крыма, ведь именно с него туристы начинали знакомство с полуостровом. Также этот вокзал считается одной из главных достопримечательностей крымской столицы.

В декабре 2019 года на вокзал начали прибывать поезда, которые попадали сюда уже по новому мосту. Согласно проекту, ритм движения поездов через Керченский пролив близок к интервалу движения составов в метро: от двух с половиной минут для пассажирских и от четырех – для грузовых составов.

История вокзала начинается во второй половине XIX века, когда в Симферополь протянули железнодорожную ветку из Мелитополя (город на юге Запорожской области Украины. – Прим. ред.). В годы Великой Отечественной войны здание было разрушено, и после освобождения страны от немецких оккупантов построили новое – по проекту архитекторов Алексея Душкина и Гордея Аквилева.

Железнодорожные «ворота» полуострова возводили преимущественно из крымских строительных материалов – в частности, для его облицовки использовали инкерманский камень. Это кристаллический известняк белого цвета, добываемый в предместьях Севастополя Инкермане.

 

 

Вокзал в стиле сталинского ампира открыли в 1951 году. Комплекс состоит из трех частей: главный и служебный корпуса и 49-метровая водонапорная башня с часами. Корпуса соединены между собой системой арок и галерей. На крыше вокзала находится строение, выполненное в виде античного храма. От пассажирских перронов к основному зданию и привокзальной площади ведут подземные тоннели.

 

 

Внутреннюю территорию вокзала украшает «итальянский дворик» с фонтаном. Над ним должны были соорудить прозрачную кровлю, которую планировалось перекрыть стеклянной крышей и создать там зимний сад, наподобие сада в Воронцовском дворце. Однако замысел архитектора не был реализован.

 

 

Доминантой вокзального комплекса стала часовая башня, внутри которой, помимо часового механизма, находится действующая водонапорная установка. Она обеспечивает чистой водой весь вокзал.

 

 

Снаружи башня имеет оригинальный двухметровый циферблат, украшенный двенадцатью знаками зодиака. На самом верху башни установлен шпиль с пятиконечной звездой.

 

 

Интересно, что знаки зодиака расставлены особым образом и среди них нет Тельца, Девы и Весов. Архитектор заменил их на Гончих псов, Лебедя и Змееносеца. Существует несколько гипотез этого шифра от Алексея Душкина, но разгадать его задумку до сих пор не удалось.

 

 

«Крымская волна»

Хотите сэкономить время в дороге? Тогда вам в аэропорт. Прямой рейс Москва - Симферополь займет до двух с половиной часов.

 

 

Новый международный аэропорт Симферополя им. Ивана Айвазовского принял первый рейс из Москвы в апреле 2018 года. До этого в городе работал терминал 1936 года постройки, однако он больше не действует.

Проект для нового терминала создала одна из ведущих мировых архитектурных компаний Samoo Architects & Engineers из Южной Кореи. Команду вдохновила природа Крымского полуострова. Форма здания напоминает морскую волну – для создания этого силуэта специалисты смонтировали более 5,7 тыс. тонн металлоконструкций и возвели более 130 уникальных криволинейных колонн высотой до 35 метров.

 

 

 

Причудливо изогнутые колонны облицованы металлокассетами и воссоздают тот самый объем, динамику и «волновой» эффект фасада. Перекаты волн визуально заметны даже с воздуха. С учетом климата прибрежной зоны при изготовлении фасадных кассет был использован алюминий с экологичным атмосферостойким покрытием. Оно устойчиво к любым воздействиям окружающей среды, таким как влажность и ультрафиолет, и гарантирует долговечность облицовки.

 

 

Строительство длилось 22 месяца, за первые полгода залили 100 тыс. кубометров бетона, что в пять раз больше, чем использовали для фундамента и ствола Останкинской телебашни.

 

Одна из главных достопримечательностей «Крымской волны» – зеленая стена высотой 15 метров. Она состоит из декоративно-лиственных и ампельных растений: папоротники, маранты, филодендроны и эпипремнумы. Среди них также есть и искусственные насаждения.

 

 

Стену сконструировали сотрудники московского бюро фитодизайна «Фикус» специально для аэропорта. Для упрощения полива насаждений фитодизайнеры разработали автоматическую систему орошения, построенную на принципе быстро и легко заменимых модулей. Это полностью российская разработка, все элементы которой также производятся в нашей стране. Кроме того, стена абсолютно безопасна и пожароустойчива.

 

 

Рядом с новым пассажирским терминалом расположена автостанция «Аэропорт», где можно пересесть на пригородные и междугородние автобусы.

В июне 2021 года аэропорт Симферополя поставил рекорд, впервые в собственной истории обслужив за месяц более 1 млн пассажиров.

Источники:  https://ru.wikipedia.org, https://tass.ru,
https://www.rbc.ru/business/, https://life.ru,
https://krym-sea.ru/news, https://architectureguru.ru,
https://www.crimea.kp.ru, https://crimea.vgorode.ua/news,
http://met-form.ru/projects/facade/aeroport-simferopol

Фото: Shutterstock.com

Яндекс.Метрика