timelapse

 

 

Градостроительство - не просто научная или техническая дисциплина, в большей мере она социально-политическая дисциплина, рассчитанная на улучшение качества жизни огромного количества людей. Идея объединения нескольких городов в агломерации не нова и уже активно реализуется в некоторых странах мира. Ознакомиться со сценариями зарождения агломераций можно на примере быстроразвивающихся мегаполисов.

 

 

«Большой Париж»

 

 

В Европе примером создания агломерации может служить идея объединения Парижа и его пригородов в крупный мегаполис, так называемый «Большой Париж», с численностью населения 11 млн человек.

Идея модернизации «Большого Парижа» впервые прозвучала 17 декабря 2007 года, высказал ее президент Французской Республики Николя Саркози. Париж должен стать глобальной современной метрополией. Планируется, что перестройка затронет городскую периферию во всех направлениях. План преобразования рассчитан поэтапно на 20, 30, 40 лет, а в основе проекта лежат три ключевых принципа: соответствие Киотскому протоколу о сокращении вредных выбросов в атмосферу, интеграция пригородов, создание и переформирование транспортной инфраструктуры. Французские власти особо подчеркивают, что агломерация должна связать богатые районы и бедные и создать тысячи рабочих мест.

В 2008-2009 годах в Париже состоялся конкурс на разработку концепции развития «Большого Парижа».

К работе были привлечены десять крупнейших международных архитектурных бюро. Они представили свои концепции модернизации Парижа. В центре всех предложений стоят три проблемы: планирование развития города с учетом охраны окружающей среды, реорганизация транспортной сети и интеграция пригородов.

В десяти проектах «Большого Парижа», представленных архитекторами и градостроителями, большое внимание уделено региональному развитию, а также объединению столицы и ее пригородов в единое целое. Перспективным представляется полицентричное развитие, т.е., помимо старой столицы, на территории «Большого Парижа» создается несколько ядер притяжения со своими офисными центрами, новыми музеями, театрами и низкоэтажным жильем. Архитекторы подчеркивали, что их программы энергоэкономичны, созданы в соответствии с Киотским протоколом и дружественны соседям по Евросоюзу.

 

 

Проект «Большого Парижа» - опыт долгосрочной обдуманной модернизации главного мегаполиса Франции. Он является показательным примером современного отношения к городскому планированию и роли архитектурного знания. В июне 2010 года французский парламент одобрил закон о «Большом Париже», была создана компания La Société du Grand Paris, ответственная за разработку проекта транспортной сети и его последующую реализацию. Смена правительства во Франции повлияла на динамику реализации и развития проекта «Большого Парижа». Вместе с тем в соответствии с результатами конкурса во французской столице на уровне агломерации успешно реализуется программа по совершенствованию системы внеуличного скоростного пассажирского транспорта.

 

Китай

 

Власти КНДР к 2017 году планируют создать самый большой город на планете, численность которого будет составлять более 40 миллионов жителей. Мегаполис создадут путем объединения девяти городов в провинции Гуандун на юге Китая: Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжуншань, Фошань, Чжухай, Дунгуань, Цзянмень, Чаоцин и Хуэйчжоу. Перед этим городским образованием меркнут нынешние крупнейшие мегаполисы мира - Токио и Мехико.

 

 

Основной проблемой объединения является недостаточно развитая транспортная система между городами, так, например, перемещение из Гуанчжоу в Чжухай сейчас занимает более двух часов. Скоростной поезд есть только между Гуанчжоу и Шэньчжэнем, время в пути - более часа. На данный момент это единственный скоростной транспорт в районе будущего мегаполиса. На автомобиле этот же путь, Гуанчжоу - Чжухай, преодолевается за два часа при отсутствии пробок.

В настоящее время идет активное строительство скоростной железной дороги Гуанчжоу - Чжухай, по которой время в пути скоростного аппарата поезда будет составлять всего 40 минут. Средняя скорость движения поезда будет 260 км/ч.

В дальнейших планах - строительство транспортной железной дороги, которая соединит будущий мегаполис Китая с Гонконгом. По предварительным подсчетам, объединение городов обойдется стране в 300 млрд долларов.

 

Индия

 

 

Гургаон - быстро развивающийся современный город в Индии, находится в 30 км от центра Дели и практически сливается с ним. До 80-х годов XX века Гургаон был городком, который окружали десятки мелких деревень, в то время как Дели рос за счет миграции населения. Правительство Индии приняло логичное решение «разгрузить» Дели и превратить Гургаон в бизнес-город. С начала 90-х он стал планомерно застраиваться современными домами и бизнес-центрами. Близость международного аэропорта им. Индиры Ганди (15 км) сделала Гургаон привлекательным местом для иностранных компаний.

Строительство нового Гургаона происходило в пять этапов в соответствии с единым планом. В нем есть все, что необходимо для нормального автономного функционирования: высококачественное жилье, торговые центры, офисные комплексы, общественные здания, школы, больницы, рестораны, гостиницы, спортивные сооружения и даже поле для гольфа.

 

 

Со временем Гургаон превратился в современный престижный пригород, куда охотно стремятся и компании в поисках более низкой, чем в Дели, арендной платы, и их сотрудники, которые не хотят тратить время на поездки до места работы. Огромное количество call-центров международных компаний находится именно здесь. Вслед за GE в Гургаоне обосновались British Airways, Nestlе’, PepsiCo, American Express, IBM, Ericsson и др. Гургаон стал самым крупным в Азии современным частным городом, построенным с нуля, образцом новаторского подхода к градостроительству.

За последние 12 лет население Гургаона выросло более чем на 70 процентов. Только за 2011 год количество автомобилей в Гургаоне возросло на 50 тыс. Общий объем коммерческих площадей за последние десять лет вырос в десять раз и по состоянию на 2012 год составлял 2,8 млн кв. метров - это больше, чем в столице Индии Нью-Дели.