timelapse

 

В 2012 году был проведен международный конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации.

По итогам конкурса победителем в двух номинациях - «Развитие Московской агломерации» и «Развитие «Большой Москвы» - стала франко-российская команда Antoine Grumbach et Associes, а лучшим проектом по формированию административно-делового центра на присоединенных территориях названа идея урбанистов из США - команды Urban design associates.

 

 

Презентация девяти концепций развития Московской агломерации

 

Ниже представлены концепции развития Московской агломерации, разработанные участниками конкурса - российскими и зарубежными командами.

 

Концепция развития Москвы от группы ООО «Архитектурное бюро «Остоженка»

 

Посмотреть презентацию

 

Поиск путей и ресурсов развития столицы внутри нее самой, включая размещение правительственного центра в «старой» Москве и использование потенциала Москвы-реки, - основная идея проекта.

Ресурсами внутри «старой» Москвы команда назвала использование возможностей Москвы-реки и «забытых» промышленных территорий. По замыслу «Остоженки», Москва-река должна стать доступной «везде и для всех» и выступать в качестве связующего градостроительного звена. Именно на ее берегах предложено разместить федеральный и парламентский центры. Площадкой для последнего названо Зарядье (на месте бывшей гостиницы «Россия»). Кроме того, в этом историческом месте разработчики видят просторную эспланаду, понижающуюся к Москве-реке.

Площади промзон вдоль реки (так называемый постиндустриальный пояс), подэстакадного пространства и других не используемых сейчас территорий столицы авторы проекта оценили примерно в 21 тыс. га и предложили активно осваивать.

«Новую Москву» команда «Остоженка» назвала «территориальным ресурсом», который целесообразно использовать для отдыха, лечения и сельского хозяйства. В частности, одно из предложений - организация на присоединенных территориях бальнеологического курорта (напомним, о существовании подземного минерального «Московского моря» команда заявила в июле). Что касается Коммунарки, где большинство команд видят федеральный центр, члены «Остоженки» предложили разместить здесь Музей жертв политических репрессий.

 

Концепция развития Москвы от группы OOO «Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А. Чернихова»

 

Посмотреть презентацию

 

Согласно концепции команды, Москвы должна предусматривать вывод старой низкопроизводительной промышленности из центральной части города и развитие на ее месте «чистой» промышленности, креативных индустрий и культурного предпринимательства.

В качестве примера «экономической рекультивации» земель «индустриального пояса» Москвы команда Чернихова предлагает разместить парламентский и правительственный центры с использованием государственно-частного партнерства на землях промзон АМО ЗиЛ и «Большого Сити».

«Новая Москва», по мнению российских урбанистов, станет полигоном для отработки механизмов государственно-частного партнерства по созданию семи кластеров, обеспечивающих жителям полноценный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, спортивно-рекреационную). Такими новыми градостроительными центрами в «новой Москве» могут быть правительственный кластер, аэросити на базе аэропорта Внуково, IT-кластер в городе Троицк, технопарк в районе аэропорта Остафьево, а также медицинский, спортивный и военно-образовательный кластеры.

Транспортные проблемы «Большой Москвы» архитекторы предложили решить с помощью создания шести мощных транспортно-пересадочных узлов в точках пересечения железнодорожных веток с Малым кольцом МЖД и Третьим пересадочным контуром метро в зонах, прилегающих к хордовым магистралям, которые уже проектируются. Эти ТПУ могут стать центрами новых деловых районов, проектируемых в пределах промзон.

Основой транспортной стратегии мастерской Чернихова стало развитие легкорельсового транспорта (ЛРТ), который свяжет «новую» и «старую» Москву. Урбанисты в своем проекте неизменно отдают приоритет общественному транспорту, а для удобства автомобилистов запланировали замкнутую сеть городских хайвеев из четырех хордовых магистралей, которые не будут пересекать улицы города в одном уровне.

 

Концепция развития Москвы от группы ЦНИИП градостроительства РААСН

 

 

 

Отечественные урбанисты предложили решать проблемы развития Москвы не только в рамках Московской агломерации, но и всего Центрального федерального округа.

Речь идет о создании новых центров развития, «контрмагнитов» в ряде таких городов: это Калуга, Тула, Владимир, Рязань, Тверь и Ярославль. В результате жители этих населенных пунктов получат места приложения рабочей силы и комфортные условия проживания - а значит, будут ликвидированы причины трудовой миграции в Москву.

По мнению членов команды, активное развитие территории вокруг аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево должно снять напряжение с центра столицы, образовав основную перспективную линию - «коридор роста» (или «арку возможностей»).

Федеральный центр командой предложено расположить в районе Коммунарки, на юго-западной оконечности центрального проспекта, протяженность которого составит около 4 км (как у Елисейских полей и других известных проспектов Европы). Для нового города специалисты сформулировали два основных принципа: максимум зелени и инкорпорирование, т.е. встраивание существующей застройки в будущие кварталы.

Главные тезисы для «старой» Москвы - децентрализация, создание транспортно-логистической сети, использование инфраструктуры освобождающихся промзон и создание новых субцентров внутри МКАД. По мнению интернациональной команды, центром города должна стать Москва-река, которая будет выполнять не только транспортную функцию, но и многие другие: социальную, культурную, досуговую и т.д.

 

Концепция развития Москвы от группы ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIES (Франция)

 

Посмотреть презентацию

 

Одна из главных идей проекта французской команды - создание нового качества городской среды, «радость жизни», как они сами ее характеризуют.

По предложению команды, в «Большой Москве» нужно создать удобную и мощную транспортную сетку, которая свяжет основные центры активности в столичном регионе и ликвидирует разобщенность территории «новой» и «старой» Москвы. Предполагается также соединить четыре аэропорта (Внуково, Шереметьево, Остафьево, Домодедово) кольцевой дорогой протяженностью 110 километров, по которой будет перемещаться скоростной поезд.

На присоединенных территориях планируется сформировать целый комплекс новых градостроительных центров вдоль Калужского шоссе. Одним из первых таких центров может стать Коммунарка, где предлагается разместить федеральный или любой крупный деловой комплекс, включая жилую застройку и социальную инфраструктуру. Следующим центром станет Десна, затем Троицк - Красная Пахра (здесь возможно создать научно-исследовательские центры), потом Чириково, где, по проекту команды, нужен крупный транспортный центр логистики, и, наконец, Рыжово, в котором можно расположить своеобразный город-курорт.

На территории «новой Москвы» жилая застройка будет максимально близко расположена к природным территориям, предполагается, что расстояние от собственного дома до «зеленой зоны» будет не больше километра. Слоган «Лес в городе/город в лесу» стал еще одним лейтмотивом проекта французской команды. Урбанисты также настаивают на развитии территорий, прилегающих к Москве-реке. Дороги здесь предлагается заключить в подземные тоннели, а на поверхности построить парки, которые будут спускаться к воде.

В центральной части Москвы предлагается увеличить связанность основных центров активности с помощью создания ветки скоростного метро, так называемой «Новой московской линии», которая соединит три вокзала - Кремль - Зарядье - район метро «Киевская» - район метро «Университет» - район метро «Калужская» - Ворота «новой Москвы» (район пересечения МКАД с Калужским шоссе).

 

Концепция развития Москвы от группы l'AUC (Франция)

 

Посмотреть презентацию

 

Урбанисты из Франции в качестве одной из главных идей концепции назвали «московскую параллель»: команда предложила создать линейный город в зоне расширения столицы.

Центрами развития должны стать аэрополисы, возникающие вокруг аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово. Проектом предложено соединить их скоростным транспортом.

Кроме того, в транспортную систему должны быть вписаны линии скоростного трамвая и соединение линий аэроэкспрессов в центре Москвы. В самой столице проектом предполагается активное освоение «индустриального пояса» (территорий промышленных зон), развитие железной дороги и интеграция различных видов транспорта.

Федеральный центр предложено разместить в Коммунарке, а на юге Троицка - университетский кампус. Еще одно предложение - создание на присоединенных территориях Москолливуда - тематического парка развлечений. По расчетам команды, в настоящее время обеспеченность жильем в Москве составляет около 18 кв. м на человека. Этот показатель в перспективе должен достигнуть 27 кв. м. Для этого, по расчетам команды L`AUC, необходимо построить порядка 50 млн кв. м жилья.

 

Концепция развития Москвы от группы OMA (Голландия)

 

Посмотреть презентацию

 

Урбанисты из Нидерландов предлагают распределить федеральные органы власти по нескольким городам-спутникам Москвы.

В частности, в Остафьево, где находится испытательный транспортный полигон, предложено расположить «транспортный блок» (Минтранс и Федеральное агентство железнодорожного транспорта), в наукограде Троицке - ведомства, связанные с энергетикой, в Чкаловском, где можно организовать транспортный хаб, - Минпромторг, в Зеленограде - Министерство образования и науки, в Рублево-Архангельском - Минфин, Росстат и Росфинмониторинг и т.д.

Еще одно предложение - организация безвизовой территории во Внуково, которое могло бы стать «местом встречи дипломатов и иностранцев, которые прилетают в Россию». В целом аэропорты, окружающие Москву, следует сделать «центрами трудоустройства и логистики» и соединить их скоростным транспортом, полагают участники О.М.А.

Относительно перспектив развития Московской агломерации команда из Роттердама придерживается мнения о создании «пятицентрового города» с созданием на периферии четырех «магнетических центров» с большим числом рабочих мест, что поможет погасить маятниковую миграцию.

 

Концепция развития Москвы от группы RICARDO BOFILL (Испания)

 

Посмотреть презентацию

 

Испанцы представили концепцию компактного линейного города с тремя кластерами: полифункциональным в районе Новомосковского округа, инновационным у Троицка и правительственным в Коммунарке.

Все три «магнита развития» предполагается объединить протяженным криволинейным парком, идущим вплоть до национального парка «Лосиный остров». В плане, отмечают урбанисты, это дает картину «города-лобстера».

Территорию около МКАД предложено оставить максимально зеленой. В «старой» Москве команда предлагает провести реновацию промзон, ресурс которых оценен в 14 тыс. га, и повысить «капиллярность» транспорта, увеличив протяженность улично-дорожной сети.

В качестве основы транспортной системы «Большой Москвы» назван BRT (BusRapidTransport) - сеть скоростных автобусов, двигающихся по выделенным линиям. По расчетам испанских специалистов, на средства, которые необходимы для строительства 7 км метрополитена, можно построить 426 км BRT.

 

Концепция развития Москвы от группы STUDIO ASS SECCHI-VIGANO (Италия)

 

Посмотреть презентацию

 

Итальянская мастерская предложила взять за основу будущего развития «Большой Москвы» экологию, устойчивую централизацию и мощную транспортную систему.

Предложение команды заключается в создании на юго-западе столицы нового планировочного района, насыщенного центральными функциями, в том числе федерального значения. «Скелет» территории образуется системой речных долин, в сторону которых высотность застройки должна понижаться.

В качестве основного конструктивного элемента специалисты из Италии предложили квадрат, за которым за время конкурса закрепилось название «квадрат Secchi-Vigano». Организовать пространство внутри него предложено в виде сетки, которая, по мнению миланских урбанистов, является гибким инструментом, а значит, позволяет и сохранять организованную структуру, и учитывать типологию местности.

Пространственный центр квадрата формирует Теплостанская возвышенность с сохраняемыми природными ландшафтами и формируемыми парками. То есть центр новых территорий остается незастроенным. Именно парки, которые создают дополнительные социальные ценности, итальянцы назвали главным преимуществом Москвы.

Для улучшения транспортного сообщения предложено развивать систему высокоскоростных поездов, а на существующих шоссе внедрить автобусные экспрессы. Дублирующие пути общественного транспорта должны быть устранены, а системы различных видов транспорта - максимально взаимоувязаны.

 

Концепция развития Москвы от группы URBAN DESIGN ASSOCIATES (США)

 

Посмотреть презентацию

 

Создать компактный новый город в Коммунарке, используя радиальную схему транспорта и систему каналов, предложила американская команда.

Концепция предусматривает объединение в одном городе нескольких центров, каждый из которых связан с соседними пешеходными дорогами. В первую очередь речь идет о правительственном центре: башни правительственных зданий должны стать доминантой и самого центра, и всего города, структуру которого должны образовывать блоки 8-10-этажных зданий. Кроме того, здесь запланированы большие общественные пространства (по аналогии с Бульварным кольцом «старой» Москвы) и крупная подземная железнодорожная станция, соединенная с линиями метро.

Еще один центр будущего города - университетский. Значительная его часть отведена под территорию для пеших прогулок. В целом каркасом нового города предложено сделать сеть природных каналов и озер, которые предполагается очистить, расширить и соединить, создав при необходимости новые. Калужское шоссе, которое пройдет по городу, предложено превратить в просторный бульвар, а остальные дороги сделать мультимодальными, с широкими тротуарами и велодорожками.

Что касается «старой» Москвы, предложения команды касались развития промышленных зон, территорий, прилегающих к железнодорожным путям, и т.д. Кроме того, отдельное внимание уделено регенерации территорий вдоль Москвы-реки и обустройству дворов в зонах жилой застройки.

Также команда предложила проложить транспортный коридор от Павелецкого вокзала до площади трех вокзалов с созданием крупной станции на месте бывшей гостиницы «Россия» (тут, согласно проекту, предполагается соединение линий метро, в том числе «легкого», и железной дороги). В окончательном варианте концепции центральную станцию американская команда перенесла из Зарядья под Старую площадь.