timelapse
Все темы

Об итогах градостроительного развития Москвы в 2017 году и задачах на 2018 год

Темы в материале

Доклад заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина.

 

Уважаемый Сергей Семенович!

Уважаемые коллеги!

Уходящий 2017 год был для градостроительного развития Москвы знаковым. Результаты новой градостроительной политики, сформулированной Вами, Сергей Семенович, в 2011 году, с каждым годом дают свой результат во всех направлениях развития и очевидны тем москвичам, которые в этом году посетили такие объекты, как парк «Зарядье», стадион «Лужники», воспользовались новыми объектами транспортной инфраструктуры города; тем, чьи дети пошли в новые детские сады и школы, кто посетил новые спортивные сооружения и медицинские учреждения, кто побывал на мероприятиях Московского урбанистического форума. 

  

 

Важнейшей программой развития Москвы является строительство транспортной инфраструктуры, в составе которой приоритетным направлением  является строительство метрополитена. Порядка 50 тысяч строителей сконцентрировано на сооружении новых линий и станций метро. В рамках развития Московского метрополитена в 2017 году завершено строительство  7,25 км и 3 станций Калининско-Солнцевской линии ― «Минской», «Ломоносовского  проспекта» и «Раменок», ― 2,9 км Замоскворецкой линии (ее продления от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино»), практически завершено   строительство 10 км линий и пяти станций Третьего пересадочного контура, где идут пуско-наладочные работы, продолжаются работы по продлению Люблинско-Дмитровской линии от станции «Петровско-Разумовская» до станции «Селигерская» (6,2 км, 3 станции), от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (15 км и 7 станций), которые будут введены в эксплуатацию в первой половине 2018 года, а в конце 2018 года будет введена еще 1 станция на участке Замоскворецкой линии – «Беломорская», решение о строительстве которой было принято по просьбе населения округа, и которую мы впервые строим  методом «топ даун»  на действующем тоннеле.

За последние 7 лет протяженность метро выросла на 30%. За период с 2011 по 2017 год построено 114,4 линий метро и МЦК, 6 депо и 61 станция метро и МЦК, и, самое главное, сделан колоссальный задел на будущее, благодаря которому мы сможем вводить по 20 км линий и по 10 станций ежегодно.

Тоннели построены, работа идет, но в очень непростом режиме, периодически возникают непредвиденные трудности, но мы стараемся с ними справляться. 

  

 

Важнейшим проектом метростроения является строительство Третьего пересадочного контура. В 2017 году мы вошли на все участки строительства этой второй кольцевой линии столичного метро. Всего 68 километров находятся сейчас в проектировании и строительстве: это 31 станция, 11 пересечений с радиальными линиями метро, 7 пересечений с радиальными железнодорожными линиями.

Кроме того, в 2017 году сделаны ключевые заделы, которые находятся у нас в проектировании и строительстве: они позволят до 2021 достроить и ввести в эксплуатацию 137 км линий и 60 новых станций метрополитена, а также 8 электродепо, а с учетом перспектив, принятых к реализации в 2017 году  по продлению линий до  поселка Северный, до Троицка, до Рублево-Архангельского, мы видим перспективу строительства 169 км линий метро, 74 станций и 9 электродепо.

Мы рассчитываем, что по итогам реализации столичной программы метростроения 95% москвичей получат метро в пешей доступности, а протяженность существующей сети метро вырастет в два раза. 

  

 

Мы продолжаем активную работу по строительству железных дорог.  За 2017 год произведена интеграция Казанского направления Московской железной дороги со станцией МЦК «Андроновка»  в районе остановочного пункта «Фрезер». Были продолжены работы по улучшению МЦК, сократился интервал движения поездов на МЦК.

За прошедшие 7 лет построено 189 километров ж/д путей.

В 2017 сделан серьезный задел к тому, чтобы в 2018 году интегрировать еще 7 направлений ж/д и построить 8 новых станций.

Реализован совместный проект с РЖД – Московское центральное кольцо, в рамках которого построено и реконструировано 36  мостов, тоннелей и эстакад, создан 31 транспортно-пересадочный узел, и всего в совместной с железнодорожниками работе в проектировании находятся 224 км железнодорожных путей.

Важным событием 2017 года стало принятое решение о строительстве диаметральных ж/д маршрутов, которое кардинально поменяет всю транспортную инфраструктуру. По Вашему поручению, Сергей Семенович, мы приступили к градостроительной разработке этих проектов. 

  

 

Несмотря на большую работу по развитию рельсового транспорта, мы ни на минуту не прекращали работы по развитию УДС. В этом году у нас своеобразный рекорд: впервые за всю историю мы ввели в эксплуатацию 124 км дорог, 37 мостов, тоннелей и эстакад, 30 пешеходных переходов. За семь лет протяженность московских дорог выросла на 16%. 667 километров дорог, 199 искусственных сооружений, 190 пешеходных переходов появилось в городе за этот период.

Каждый шестой метр дорог в Москве построен за последние 7 лет. Каждое третье искуственное сооружение в Москве построено за последние 7 лет. Это колоссальные объемы, тем более что работы ведутся в огромном мегаполисе, в  условиях существующей плотной застройки. В сравнении с другими мегаполисами  мира Москва стабильно находится в тройке лидеров по дорожно-транспортному строительству.

Важным показателем эффективной работы по улучшению транспортной системы города Москвы могут служить результаты исследования нидерландской компании TomTom, которая изучает загруженность дорог в крупных мегаполисах всего мира. По данным исследования, в отличие от таких крупнейших городов планеты, как Мехико, Бангкок и Лос-Анджелес, с каждым годом ухудшающих свои позиции в рейтинге, Москва вышла из десятки городов с самой большой загруженностью дорог и переместилась с 5-го места, которое заняла в прошлом году, на 13-е место. Помимо этого, столица получила специальную награду за организацию парковочного пространства. 

  

 

Среди особо значимых объектов, построенных в 2017 году:

  • основные этапы Северо-Западной хорды: ул. Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД (этап 5); участок дороги от ул. Мосфильмовская до ул. Генерала Дорохова (7 этап); участок Аминьевского шоссе до развязки с ул. Генерала Дорохова (этап 8) и транспортная развязка на пересечении Аминьевского шоссе с ул. Генерала Дорохова (9 этап) (открыто движение по всем);
  • участок Северо-Восточной хорды: от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (движение открыто в сентябре 2017 г.);
  •  наконец-то, завершена реконструкция Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца (с благоустройством), которая неоправданно затянулась из-за смены подрядчиков;
  • транспортная развязка на пересечении МКАД с ул. Профсоюзная (движение открыто в сентябре 2017 г.). Тем самым мы завершили программу капитального строительства всех крупных развязок на МКАД, у нас осталось  две небольшие развязки, а  в целом 13 развязок построено и эксплуатируется;
  • мы построили фактически дублер Кутузовского проспекта - участок улично-дорожной сети: ул. Элеваторная - ул. Подольских Курсантов - ул. Красного Маяка (2 этап) (движение по эстакаде через железнодорожные пути Павелецкого направления МЖД от ул. Элеваторная до ул. Подольских Курсантов открыто в августе 2017 г.);
  • завершены работы по реконструкции автомобильной дороги А-101 Москва - Малоярославец - Рославль до границы с Республикой Беларусь на участке от 20 км до 29 км Калужского шоссе (1 этап)
    (движение открыто в мае 2017 г.). Фактически Новая Москва получила свою магистраль от МКАДа, и нет никаких сомнений в том, что мы дойдем до ЦКАДа  в 2018 году, и таким образом осевая дорога Новой Москвы будет полностью достроена.

Мы завершили программу строительства путепроводов. Она подразумевала строительство 12 путепроводов, 6 из которых было построено в рамках строительства МЦК. Открыты и остальные 6, последний из которых - Богородский - был запущен в эксплуатацию буквально на днях. Еще несколько путепроводов находится в проектировании и строительстве.

Путепроводы через МЖД:

  • реконструкция ж/д переезда на 34 км Курского направления МЖД со строительством автодорожного путепровода (станция «Щербинка») (движение открыто в январе 2017 г.);
  • реконструкция ж/д переезда на 18 км Киевского направления МЖД со строительством автодорожного путепровода (станция «Переделкино»)
    (движение открыто в мае 2017 г.);
  • реконструкция ж/д переезда на 36 км Киевского направления МЖД со строительством автодорожного путепровода (станция «Крекшино»)
    (движение открыто в августе 2017 г.);
  • реконструкция ж/д переезда на 33 км Киевского направления МЖД со строительством автодорожного путепровода (станция «Кокошкино»)
    (движение открыто в  июне 2017 г.);
  • реконструкция ж/д переезда на МЦК (примыкающий путь необщего пользования), со строительством автодорожного путепровода по адресу: Южнопортовый район, ул. Южнопортовая, д. 19 (движение открыто в октябре 2017 г.);
  • реконструкция Богородского путепровода через МЦК (открытие движения 25 декабря 2017 г.).

  

 

В период с 2018 по 2020 годы планируется построить 289 километров дорог, 76 искусственное сооружение, 42 пешеходных перехода.

В первую очередь, речь идет о продолжении строительства Северо-Восточной хорды, завершении работ по возведению Северо-Западной хорды точно в запланированный срок, кроме участка канала имени Москвы, и продолжение строительства еще целого ряда участков. Кроме того, мы приступаем к  проектированию и строительству Северного дублера Кутузовского проспекта.

В 2018 г. будет завершено строительство:

  • дороги Солнцево-Бутово-Видное: участок от Боровского до Калужского шоссе (этап 1) - участок дороги от Киевского шоссе до Калужского шоссе (этап 1.1);
  • участка от ул.Фестивальной до Дмитровского шоссе;
  • участка от шоссе Энтузиастов до МКАД (от 4-го транспортного кольца до района Вешняки);
  • реконструкция ул. Крылатская, ул. Ярцевская, ул. Боженко, ул. Кубинка с выходом на Можайское шоссе.

Появится новый крупный транспортный объект – трамвайная линия от ст. метро Пражская до района Восточное Бирюлево - протяженностью 5,2 км.

 

 

Важнейшей задачей развития улично-дорожной сети является строительство  хордовых магистралей. Комплексно ведется работа по увязке трех транспортных магистралей. Это самый масштабный проект, которые позволит сформировать новую  транспортную связь, существенно разгрузив существующие транспортные артерии города, улучшит связанность между районами.

Протяженность Северо-Западной хорды составит 78,6 км, Северо-Восточной хорды – 100,6 км, Южной рокады - 61,5 км. Общая протяженность 240,7 км, 125 искусственных сооружений.

  

 

Наблюдается положительная динамика по строительству и вводу в эксплуатацию недвижимости различного назначения. Этому во многом способствует масштабная программа транспортного строительства, являющаяся драйвером. Ориентировочные итоги ввода недвижимости в 2017 году – около 8 млн кв.м., в том числе, порядка 3 млн. м2 жилья.

За период с 2011 по 2017 годы построено  около 56 млн. кв. м. недвижимости и 22 млн. кв. м жилья, это 13% от существующего объема недвижимости Москвы.

Каждый восьмой метр недвижимости в Москве является новым, построенным за последние 7 лет.

483,5 млрд. рублей будет направлено в предстоящие три года на строительство объектов жилья и социальной сферы, 2,4 миллиона кв. м. жилой площади будет запроектировано и построено за счет бюджета.

  

 

Хотелось бы затронуть один из глобальных проектов 2017 года, который не оставил равнодушным, наверное, ни одного москвича, ― программу реновации жилья. Мощнейшая программа, самая масштабная в мире. В результате реализации программы порядка одного миллиона москвичей получит новые квартиры. В период с 2017 по 2021 годы 41 тысяча квартир будет расселена. Программа станет строительным и экономическим драйвером города.

В соответствии с проектом бюджета города Москвы на 2017-2020 гг. для реализации программы реновации предусмотрено выделение значительных финансовых ресурсов (362 млрд. руб.). Около 40 млрд. средств предусмотрено в виде уже построенных объектов недвижимости.

Программа реновации была утверждена в сжатые сроки, под руководством Мэра Москвы проведено 45 заседаний штабов, Стройкомплексом подобраны стартовые площадки во всех административных округах и во всех районах, включенных в программу реновации. Наша приоритетная задача на 2018 год  - начать проектирование и строительство на максимальном количестве стартовых площадок.

В программу включено 5 171 домов общей площадью 16,3 млн. кв. м. Правительством Москвы утвержден адресный перечень из 236 площадок для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов «стартовых» домов, обеспечивающих волновое переселение граждан, в том числе:

- 59 домов в 2017-2019 гг.;

- 177 домов в 2020-2021 гг. 

В течение трех месяцев мы отработаем еще 160 площадок, и нами будет создан задел на более 5 млн. кв. м, что позволит стартовать всей программе, запустить ее на 30%, и это обеспечит последующее волновое переселение жителей и дальнейшую реализацию всей программы.

12 уже построенных и введенных в эксплуатацию жилых домов площадью 150 тыс. кв. м (САО, ВАО, ЗАО) в начале 2018 года можно использовать для переселения в них первых жителей. Это новое жилье, построенное по высшим стандартам качества.

На территории ВДНХ размещена экспозиция «Шоу-рум квартир по Программе реновации». Кроме того, в целях снижения общественной напряженности через заинтересованное участие жителей в решении вопросов, затронутых программой реновации, создан Общественный штаб по контролю за реализацией программы.  

Всего с начала объявления программы Стройкомплексом города Москвы было обработано более 11500 обращений граждан по вопросу реновации (2904 – письменно, 554 – личные консультации, 8000 – телефонных обращений).

Сегодня обсуждается пять пилотных проектов с участием, в том числе, и зарубежных архитекторов, которые подготовили свои проекты. Эта работа уже стартовала.

  

 

За 2017 год введено в эксплуатацию 14 детских садов, 13 школ, 8 объектов здравоохранения, 5 объектов культуры и 22 объекта спорта. Всего - 62 объекта, из которых 26 построено за счет инвесторов, а это 42% от общего количества. Процент  участия инвесторов в социальных программах с каждым годом растет.

Всего за период с 2011 года построено 217 ДОУ, 80 школьных зданий, 66 объектов здравоохранения, 41 объектов культуры, 90 объектов спорта; в общей сложности 494 объекта, из них 168 (34%) - за счет инвесторов.

В течение ближайших лет процент инвестиционных и бюджетных средств, сложенных в возведение объектов социального назначения, по нашим ожиданиям должен выровняться.

Этот год стал знаковым в точки зрения строительства школ.

Среди введенных школ хочу отметить открытие Экспериментальной школы в районе Некрасовка (ЮВАО) на 2100 мест - самой большой школы в Российской Федерации: ее строительство завершено в августе текущего года. При проектировании школы были применены эффективные решения в области образования. За счёт средств инвестора также построена и введена в эксплуатацию средняя общеобразовательная школа на 1775 учащихся в пос. Коммунарка. Идет работа и по объектам здравоохранения. В этом году завершено строительство такого крупного объекта, как Морозовская больница. В 2017-м году у нас по всем социальным объектам - настоящий прорыв. 

  

 

В планах на период с 2018 по 2020 годы мы четко видим в городе еще 274 объекта, из которых 84 будут построены за счет инвесторов, что составляет 36%.

  • 57 ДОУ
  • 72 школьных зданий
  • 62 объектов здравоохранения
  • 32 объектов культуры
  • 51 объекта спорта.

  

 

В 2017 г. реализован знаковый, масштабный проект по созданию у стен Кремля уникального общественного пространства для отдыха, культурного досуга и развлечения детей и взрослых. Крупнейшая парковая зона площадью 102 000 кв. м стала центром притяжения москвичей и гостей столицы. «Зарядье» – первый новый крупный парк в столице за последние 70 лет. Площадь объектов парка почти 83,8 тыс. кв. м. Главная особенность парка в том, что все его объекты скрыты под ландшафтом, более половины площади парка находится на крыше зданий. В рамках создания объекта «Парк «Зарядье» проведена реконструкция Москворецкой набережной и подземного пешеходного перехода, а также создана пешеходная эстакада с обзорной площадкой «Парящий мост». Самая крупная парковка построена в центре города на 430 машиномест.

Торжественное открытие парка «Зарядье» состоялось в день 870-летия города Москвы, 9 сентября 2017 года, при участии Президента Российской Федерации В.В. Путина. Уже к декабрю парк посетило почти 2,5 млн. человек.

  

 

Одним из ключевых и знаковых объектов ввода 2018 года станет Филармония в парке «Зарядье», работы над которой идут полным ходом, - это концертный зал мирового уровня, под «стеклянной корой», с двумя сценами и трансформируемым партером.

Два зала Филармонии – на 1560 мест и на 400 мест, большой открытый амфитеатр, малый амфитеатр с медиаэкраном,  в общей сложности рассчитанные на 3960 зрителей, откроет свои двери москвичам и гостям столицы.

Здание филармонии вписано в ландшафт парка, за счет перепада рельефа часть здания «вкопана» в холм, а «открытая часть» с Китайгородского проезда - стеклянная во всю высоту здания (площадь стеклянных фасадов – около 4000 кв. м, площадь отделки натуральным камнем со стороны зоны медиаэкрана – около 900 кв. м).

Но самое главное в музыкальной площадке  - это, конечно, качество звука. Над акустикой зала работают ведущие мировые специалисты из компании NAGATA ACOUSTICS America Inc.

На кровле Концертного зала находится Большой амфитеатр и прогулочная зона,  накрытые большепролетной конструкцией – «Стеклянной корой».

После завершения всех строительных и отделочных работ в концертном зале начнется установка органа, и уже скоро в стенах этого зала мы надеемся принимать крупнейших звезд мировой сцены. 

  

 

В 2017 году введен в эксплуатацию  знаковый объект российской столицы - Большая спортивная арена «Лужники» площадью 221 000 кв. м. БСА «Лужники» — ключевой объект Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Оргкомитет FIFA предъявляет жесткие требования ко всем спортивным объектам чемпионата. И «Лужники» им полностью соответствуют. Реконструкция стадиона началась в 2013 году. По ее результатам  FIFA признали стадион одним из лучших в мире по архитектуре трибун и обзору поля. На стадионе больше нет «слепых» зон. Именно эти показатели, обеспечивающие комфорт и безопасность зрителей, мы считаем приоритетными и гордимся результатами проделанной работы.

Джанни Инфантино лично осмотрел стадион и сказал, что это «топ-топ» стадион в мире.

Козырек трибун увеличен до 14 метров и закрывает почти все зрительские места. Натуральный газон позволяет проводить матчи любого уровня. Стадион накрыт уникальной, самой большой в России интерактивной кровлей площадью 30 000 кв. м.

Обновленный стадион «Лужники» вмещает 81 тысячу зрителей, что на 3 тысячи человек больше, чем было. Общая площадь арены в результате реконструкции возросла на 81 тыс. кв. м. Увеличилось и количество входов – их стало 16 вместо 13. Дополнительно на территории комплекса «Лужники» и в непосредственной близости от него будет оборудовано более 4 тыс. парковочных мест. Около 350 мест предназначено для парковки специальной техники.

На смотровой площадке стадиона протяженностью 1000 м  гостям стадиона открывается великолепный вид на столицу. 

  

 

Одним из ключевых проектов предстоящих трех лет станет развитие территории всего Олимпийского комплекса «Лужники». Концепция развития, помимо реконструкции БСА, включает существенное обновление и благоустройство всей территории. Наша задача - превратить «Лужники» в современный и комфортный парк, где с удовольствием будут проводить время жители и гости города. После реконструкции, по нашим расчетам, его будут посещать 5 млн. человек в год. Проектом благоустройства предусмотрено наполнение парка необходимой инфраструктурой, создание ландшафтного дизайна и проведение функционального зонирования. Для любителей спорта на территории комплекса «Лужники» оборудована современная беговая дорожка (ее покрытие аналогично покрытию, используемому на объектах Олимпиады). Отдельно выделены велосипедная дорожка и дорожка для роллеров. Общая протяженность зоны для занятия циклическими видами спорта составила 3 км. Все проектные решения ориентированы на максимальное сохранение рельефа, почвенного покрова и имеющихся зеленых насаждений.

Проект благоустройства затронул всю территорию комплекса площадью в 160 га. В два раза было увеличено количество зеленых насаждений – высажено 1050 деревьев, 53 тыс. кустарников, 15,7 тыс. кв. м цветников. Площадь новых зон для занятия спортом под открытым небом составила 100 тыс. кв. м, в том числе - 9 новых work out площадок (часть из них оборудована для маломобильных групп граждан). Обновлена и дорожно-тропиночная сеть парка общей площадью в 400 тыс. кв. м.

В настоящий момент работы ведутся на 45 объектах, в том числе, на 17 проводится реконструкция, а на 28 ведется новое строительство. Все, что связано с ЧМ-2018, практически закончено: построено три стадиона, девять тренировочных полей. Среди этих объектов:

  • многофункциональный плавательный центр (общей площадью 56,5 тыс. кв. метров. Комплекс включает в себя три чаши бассейнов (50, 25 и 25 метров), аквакомплекс и детский центр);
  • центр художественной гимнастики (вместимостью 4000 человек и общей площадью 23,5 тыс. кв. м. Здесь будут проводиться не только тренировки и выступления спортсменов, но и будет оборудовано общежитие для проведения сборов и обеспечения визитов гимнастов из других городов);
  • универсальный спортивный зал «Дружба» (16,4 тыс. кв. м.);
  • ледовый дворец «Кристалл» (24,5 тыс. кв. м.);
  • теннисный клуб (26 кортов, площадь 50 тыс. кв. м.);
  • 3 футбольных поля.

На территории комплекса «Лужники» и в непосредственной близости от него будет оборудовано 5096 парковочных мест, из них 952 – для автобусов. Считаем что территория спортивного кластера «Лужники» будет одной из самых крупных и лучших в мире. 

  

 

Несколько слов о планах на 2018-2020 годы. Город стремится к созданию объектов спорта для горожан, к увеличению мест для занятий массовым спортом. Ключевым спортивными объектами на предстоящий период станет обновленный стадион «Динамо», это многофункциональный комплекс спортивных объектов; по просьбе жителей начато проектирование важнейшего спортивного кластера в Некрасовке; строительство многофункционального спортивного комплекса в поселке Северный уже близится  к завершению.

Кроме объектов спорта высших достижений мы стремимся строить объекты для массовых занятий спортом.

Канатная дорога впервые соединит два берега Москвы-реки. Ее протяженность составит 698 метров, а пропускная способность – 1600 человек в час. Строительство канатной дороги предусматривает сооружение 3-х пассажирских станций – двух на стороне Воробьевых гор и одной в Лужниках. Канатная дорога станет не только удобным и быстрым способом пересечь реку, но и уникальной смотровой площадкой. Пассажиры канатной дороги смогут увидеть «Лужники» и центр Москвы с высоты птичьего полета.

  

 

Несколько слов о продолжающейся в городе реализации проекта реорганизации промзон. Из всей введенной в 2017 году недвижимости почти 20%  построено на территории промзон. Это и социальные объекты, и жилье, и, что очень важно, рабочие места. На этих объектах при реорганизации действует принцип сохранения количества рабочих мест на прежнем уровне. За 2017 год общая площадь объектов в промзонах составила 1,9 млн. кв.м., из них 0,8 млн. кв. м жилья. На этих территориях построено 6 социальных объектов.  

В целом в результате проделанной работы с 2011 года построено 6,87 млн. м2, из них почти 4 млн. кв. м жилья, 15 детских садов, 13 школ, 7 объектов спорта, 3 объекта культуры, 5 объектов здравоохранения.

Эта работа в городе продолжается, и ее результаты – комфортная, комплексная застройка на ранее пустующих или некомфортных территориях и улучшение городской среды. 

  

 

Активно реализуется стартовавший в 2012 году проект развития Новой Москвы. За 2017 год на ее территории построено 1,8 млн. кв. м недвижимости.  Ввод жилья также сопровождается созданием рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры. Введено 8 социальных объектов. В рамках реализации крупных инвестиционных проектов на территории Новой Москвы создано 10 тысяч рабочих мест. Эти территории – потенциал развития для всего города.

Порядка 780 миллиардов рублей инвестировано в территорию Новой Москвы за прошедшие пять лет, создано 110 тысяч рабочих мест, построено 12 млн. кв. м. недвижимости, 61 социальный объект, 13 парков.

Стабильная жилищная политика привела к стабильности цен на жилье, доступность жилья в городе значительно повысилась.

 

 

В ближайшие годы мы планируем сохранять темпы развития Новой Москвы. Будет построен ряд социальных объектов, в том числе, 30 детских садов, 10 школ, 10 объектов здравоохранения - в общей сложности это 50 социальных объектов. Кроме того, будет построено 10 парков. Всего планируется ввести в эксплуатацию 7 млн. кв.м. недвижимости. Объемы инвестиций за три года составят 500 млрд. рублей. В результате этой работы будет создано еще 30 тысяч рабочих мест. 

  

 

Важнейшим стимулом развития территорий ТиНАО является дальнейшее формирование транспортного каркаса. В 2017 году город построил  в Новой Москве 49 км дорог, 22 пешеходных перехода, 16 мостов, тоннелей и эстакад.

За пять лет на территории Новой Москвы построено 77 км дорог, на ее территорию пришло метро (открыты 2 станции – «Румянцево» и «Саларьево»), реконструирована автодорога Боровское шоссе - Киевское шоссе - деревня Ботаково с эстакадой в поселке Первомайское, протяженностью 15,39 км, построено 19 мостов, тоннелей и эстакад. 

  

 

В 2018-2020 году на территории Новой Москвы  будут построены 130 км дорог, 38 мостов, тоннелей и эстакад, 27 пешеходных переходов. Но самое главное – здесь появятся пять новых станций метро, участок Сокольнической линии будет продлен от «Саларьево» до «Столбово».

К 2020 году в Новой Москве будет сформирован удобный транспортный каркас, 30% жителей Новой Москвы получат метро в ближайшем доступе.

 

 

В настоящее время в Адресной инвестиционной программе 600 объектов запланированы к вводу в течение ближайших трёх лет. Выдано разрешений на строительство на 37,4 млн. кв. м.

С января 2017 года органами исполнительной власти города Москвы рассмотрены и проанализированы более 158 федеральных земельных участков, расположенных на территории ТиНАО и в прежних границах города (общей площадью 620,14 га) в целях их комплексного освоения, в том числе,  осуществления жилищного строительства.

Подготовлены заключения по документации территориального планирования в отношении 53 проектов технических заданий на разработку проектов планировки территорий, 214 проектов распорядительных документов об утверждении проектов планировки территорий и 172 планов реализации проектов планировки территорий.

Хочу отметить, что в текущем году мы сделали давно ожидаемый и бизнес-сообществом, и жителями города шаг – утвердили Правила землепользования и застройки, которые являются вторым по значимости градостроительным документом после Генерального плана города.

ПЗЗ для всей территории города установили:

- виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

- предельные параметры разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства: плотность застройки, предельное количество этажей или предельную высоту зданий, максимальный процент застройки в границах земельного участка. 

 

 

По результатам государственной экспертизы в 2017 году обеспечено общее снижение стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджета города Москвы, на 120,3 млрд. руб., что составляет 16,3% от заявленной сметной стоимости (это больше на 27,42 млрд. руб., чем в прошлом году) - рекордный объем! Стоимость проектных работ по объектам метрополитена по заключениям Мосгосэкспертизы была снижена на 23,6 %.

Сэкономленные в городском бюджете средства  направлены на строительство новых объектов.

По итогам 2017 года рассмотрено 7748 комплектов проектной документации, что на 30% больше, чем за 2016 год, что свидетельствует о достаточно стабильном темпе реализации проектов по всей Москве. Повышение данного показателя обеспечено, в первую очередь, за счет экспертизы проектной документации для целей проведения капитального ремонта, выполняемого за счет средств бюджета города Москвы.  

В 2018 году планируется общее снижение сметной стоимости представленной на государственную экспертизу проектной документации по городскому заказу, в том числе, по объектам метрополитена, не ниже 12% от стоимости работ. Тщательная оптимизация расходов на строительство позволяет перераспределять бюджетные средства на другие нужды города, в том числе, направлять их на строительство новых, необходимых москвичам объектов социальной инфраструктуры. 

  

 

С 01.07.2017 вступил в силу новый Административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков в городе Москве», в соответствии с которым:

  • cрок предоставления ГПЗУ сокращен с 30 календарных до 20 рабочих дней;
  • услуга предоставляется исключительно в электронном виде посредством Официального портала Мэра и Правительства Москвы;
  • по одной заявке застройщик может получить ГПЗУ с техническими условиями подключения ко всем видам сетей.

В 2017 году в электронный вид переведены государственные услуги:

  • по подготовке, утверждению и изменению ГПЗУ;
  • по выдаче технического заключения о соответствии Сводному плану инженерных сетей и подземных сооружений.

Теперь они предоставляются исключительно в электронном виде.

Таким образом, всего сегодня в электронном виде предоставляются 18 государственных услуг в сфере строительства, из них 15 – исключительно в электронном виде.  При этом на текущий момент обеспечивается 90%-я подача заявок на предоставление государственных услуг в строительной сфере в электронном виде.

С марта 2017 года начал работу Единый контактный центр Комплекса, который оказывает оперативную консультационную поддержку как по справочным вопросам граждан, так и по сложным градостроительным проблемам участников строительства. За время работы операторами Единого контактного центра обработано более 9 000 обращений. 

 

 

В 2017 году проводимый ежегодно с 2011 года Московский урбанистический форум стал крупнейшим за всю его историю в части деловой программы, фестиваля и выставочной экспозиции. Форум стал центром внимания, в первую очередь, зарубежных специалистов. Это подтверждается ростом количества иностранных спикеров Форума: по сравнению с прошлым годом наблюдается двукратное увеличение иностранных спикеров (в 2017 году – 414 спикеров, из них 124 иностранных).  

Год от года растет и количество участников мероприятия: если в 2014 Форум посетили порядка 4 тыс. человек, то в 2017 году количество участников выросло практически в три раза. За два дня в 85 мероприятиях деловой программы Форума приняли участие около 11 тысяч человек из 68 стран мира, 24 правительственные делегации, в том числе, 6 зарубежных во главе с мэрами Стамбула, Вьентьяна, Бишкека, Иганги, Бельц, 9 делегаций с главами регионов и мэрами городов Российской Федерации, а также ведущие мировые архитекторы и урбанисты.

Урбанфорум – событие мирового масштаба, и все крупные урбанисты мира планируют ежегодно свое участие в нем.

Выставку, продолжившуюся после завершения работы форума, за 4 дня работы посетили 50 тысяч человек.

На выставочной площадке Форума были представлены ключевые инфраструктурные проекты Москвы: строительство новых веток городского метро, новых парков («Зарядье», «Остров мечты»), объектов в рамках подготовки к ЧМ-2018, а также виртуальный тур по Новой Москве.

В этом году основное внимание посетителей Форума привлёк ключевой проект Москвы – запуск программы реновации, которому был посвящен отдельный стенд «Реновация жилой застройки города Москвы», а также организованы шоу-румы, целью которых стала демонстрация жителям Москвы образцов жилья, предназначенного для переселения. За четыре дня работы шоу-рум посетили более 30 тыс. человек.

В 2018 году Московский урбанистический форум будет проводиться в июле в Парке «Зарядье». Приглашаю всех вас принять участие в его работе или стать его гостями в следующем году. 

 

 

С учетом уже введенных объемов и плановых показателей, а также утвержденной Адресной инвестиционной программы мы наблюдаем устойчивое динамичное развитие города в период 2011-2017 годы и прогнозируем такое же в течение предстоящих трех лет. Цифры, которые мы видим, очень впечатляющие.

Протяженность линий метро относительно 2010 года возрастет на 66%, и построенный за 10 лет объем составит 197 км, протяженность уличной дорожной сети возрастет на 22 % и за 10 лет составит 963 км, ориентировочный объем недвижимости за этот период составит около 84 млн. кв. м,  что составляет 18% от общего объема в городе, из них жилье составит 37 млн. кв. м (прирост составит 44%).  

В городе за 10 лет в общей сложности будет построено 768 новых объектов (426 объектов образования, 128 здравоохранения и 214 объектов культуры и спорта).

В заключение своего доклада хочу сказать слова благодарности Вам, Сергей Семенович. За этот год под Вашим руководством проведено около 250 совещаний по тематике Стройкомплекса (ГЗК (40), ГП «Градостроительная политика» (32), «Реновация» (45), выезды (51), личные доклады (42)  и пр.), а также большое спасибо коллегам за слаженную и оперативную работу: Аппарату Мэра и Правительства Москвы, проделана огромная законотворческая работа, Комплексу городского хозяйства, Комплексу экономических и имущественных отношений, Департаменту транспорта, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, Департаменту культурного наследия, пресс-службам, префектурам административных округов и правоохранительным органам,  Комплексу градостроительной политики и строительства.

Благодарю Вас за внимание и поздравляю с наступающим Новым годом!