Мэр Москвы Сергей Собянин открыл еще четыре станции Некрасовской линии метро и примыкающий к ней участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метро из двух станций.
Таким образом, в столице заработало шесть станций: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово».
«Мы полностью завершили строительство и сегодня открываем один из крупнейших радиусов метро – Некрасовскую линию длиной 22 км с 10 станциями. Поезда из Некрасовки пойдут до Лефортово, что сделает город ближе для миллиона москвичей и жителей Подмосковья. Казалось бы, сложно придумать более неудачное время для открытия новой линии метро, когда из-за карантинных мер пассажиропотоки снизились на 30-40%. Но это не так. Некрасовская линия нужна именно сегодня. Благодаря ей мы сможем еще больше рассредоточить пассажиров, уменьшить количество контактов и лучше защитить людей, проживающих на юго-востоке Москвы, от риска получить инфекцию. И давайте помнить: метро в Москве строили и открывали всегда, даже в самые тяжелые годы. И сегодня мы не будем сворачивать реализацию этого масштабного проекта, который закладывает фундамент развития города на десятилетия вперед», – сказал Сергей Собянин.

Некрасовская линия метро обеспечит быстрым и комфортным городским транспортом 1 млн человек – жителей московских районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также подмосковных Люберец и других ближайших городов Московской области. В среднем пассажиры будут экономить на дороге до 30 минут в день.
Некрасовская линия станет дублером юго-восточного радиуса Таганско-Краснопресненской линии, нагрузка на который должна снизиться примерно на 20%.
С открытием новых станций метро разгрузится прилегающая улично-дорожная сеть, включая Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие магистрали.
Линия длиной 22,3 км с 10 станциями проходит от района Лефортово через станции «Авиамоторная» на шоссе Энтузиастов и «Нижегородская» в начале Рязанского проспекта, далее вдоль Рязанки уходит за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка.
В проектировании и строительстве Некрасовской линии принимали участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Беларуси. Строительство было начато в 2012 году.
Первый участок «Некрасовка – Косино» длиной 7,9 км с четырьмя станциями был открыт в июне 2019 года. Благодаря ему собственные станции метро получили два московских района – Некрасовка и Косино-Ухтомский, а в районе Выхино-Жулебино стало на одну станцию метро больше.
Едва ли не впервые в истории строительства Московского метрополитена открытие новой линии началось с участка, расположенного за МКАД. Пуск первого участка линии стал возможным благодаря организации пересадки со станции «Косино» на «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии.
Строительство второго участка Некрасовской линии «Косино – Авиамоторная» длиной 11,7 км с четырьмя станциями было в основном завершено в декабре 2019 года.
Также в начале 2020 года было завершено строительство примыкающего участка БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортово» длиной 2,7 км с 1 станцией.
Пассажирское движение по обоим участкам было открыто 27 марта 2020 года. Поезда теперь ходят от «Лефортово» до «Косино» и далее в Некрасовку.
Затем к Некрасовской линии будет подключен участок БКЛ от «Лефортово» до «Электрозаводской». После полного завершения строительства БКЛ участки «Нижегородская – Авиамоторная» и «Авиамоторная – Электрозаводская» будут включены в Большое кольцо. Конечной станцией Некрасовской линии станет «Нижегородская».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
На Некрасовскую линию поставлены новейшие поезда «Москва» (21 состав). Ввод новых участков метро обеспечит создание порядка 1,3 тыс. рабочих мест.
Строительство Некрасовской линии метро
Карта развития метрополитена с линиями МЦД