timelapse

В Стройкомплексе обсудили новую схему вентиляции метрополитена

Темы в материале

Предлагается заменить существующую систему приточно-вытяжной вентиляции метро на рециркуляционную схему с термодинамической обработкой воздуха. Новый метод обсудили на заседании Научно-технического совета Департамента строительства Москвы.

В настоящее время вентиляция в метро осуществляется по приточно-вытяжной схеме, для чего вентиляционные камеры сооружаются на станциях и на перегонах между ними. При этом объемы производительности вентиляционных систем рассчитываются по тепловыделениям - именно они являются определяющими среди вредностей (так специалисты называют тепловыделения от людей, электродвигателей, торможения поездов, газовыделение при дыхании, пыле- и влаговыделение и проч.).

«Система вентиляции, даже с помощью теплоаккумулирующих свойств грунта, во многих случаях с задачей ассимиляции теплоизбытков справиться не может. Теплоизбытки на один километр трассы усреднено составляют порядка 700 тысяч килокалорий», - сообщил один из авторов изобретения, доктор технических наук, профессор Михаил Матушев.

По его словам, еще один недостаток приточно-вытяжной системы - дутьевые потоки, они создаются проездами, которые при движении выступают в роли поршней. Эти дутьевые потоки смешиваются с приточным воздухом, поступающим с поверхности, и в результате на станции врывается огромное количество воздуха. Результат - сквозняки, раскачивание светильников и транспарантов и т.д.

Третьим недостатком докладчик назвал то, что в настоящее время на перегонах надо устраивать венткамеры. Это влечет не только затраты, непосредственно связанные с капитальным строительством, но и необходимость перекрытия улиц, перекладки коммуникаций и др.

Между тем можно отказаться от приточно-вентиляционной схемы, считают авторы новшества. По их мнению, если бы не теплоизбытки, воздухообмен можно было бы уменьшить в три-четыре раза. Поэтому предложено осуществлять ассимиляцию теплоизбытков путем рециркуляционной схемы с термодинамической обработкой воздуха. Такая система уже применяется для промышленно-гражданских объектов.

В этом случае для обеспечения нормативного газового состава воздуха в подземных сооружениях с поверхности подается порядка 25 - 30% от нынешнего объема воздуха. Установки для принудительной рециркуляции и термодинамической обработки смеси наружного и тоннельного воздуха предлагается размещать в станционных венткамерах, а на длинных путевых перегонах - между тоннелями или в притоннельных сооружениях. Воздух в термодинамических устройствах будет подогреваться или охлаждаться в зависимости от сезона. Предполагается, что постепенно будет создаваться комфортный нормативный микроклимат, мало зависящий от погодных условий на поверхности. При этом количество поршневого и приточного воздуха будет намного меньше, а значит, снизятся дутьевые потоки. Авторы идеи полагают, что за счет отказа от строительства венткиосков на перегонах сократятся сроки и снизится стоимость строительства. Представленная система вентиляции запатентована (патент на изобретение получен в сентябре 2012 года, патентообладатель - ОАО «Трансинжстрой»).

Члены Научно-технического совета в целом признали, что новый способ, что называется, имеет право на жизнь и выглядит достаточно рационально. Однако проект необходимо доработать, в частности, авторам следует произвести необходимые расчеты и математическое моделирование. После этого проект планируется повторно рассмотреть на заседании совета.

Оксана Муравьева, собственный корреспондент