Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Исторические панно, графические рисунки и современные лифты: Филевская линия после реконструкции

Темы в материале

Филевская линия метро – одна из самых необычных в московской подземке. Дело в том, что сразу семь ее станций наземные. Это «Кунцевская», «Пионерская», «Филевский парк», «Багратионовская», «Фили», «Кутузовская» и «Студенческая». Линию построили в 1959 году и с тех пор не ремонтировали. За 60 лет конструкции станций обветшали и пришли в аварийное состояние. В 2016 году началась реконструкция наземного участка.

 

Работы длились 2,5 года, причем без остановки движения поездов. Платформы снесли до оснований, после чего отстроили заново, реконструировали фундамент, стены, колонны и вестибюли.

 

 

 

Вдоль обновленных путей благоустроили территорию. Чтобы защитить пути от попадания веток в случае сильного ветра, вдоль линии установили специальные экраны, а расположенные рядом с путями деревья пересадили.

 

 

Наземный участок Филевской линии разрабатывали в самый разгар советской «борьбы с излишествами в архитектуре»: легкие уличные платформы пришли на смену подземным дворцам.

 

Глухие бетонные плиты на платформах заменили витражными стеклами, при этом дизайн и конструктив станций остался прежним. Пол вместо асфальта отделали гранитом. На некоторых станциях добавились интересные элементы: например, на «Студенческой» появились образовательные тематические рисунки, а на «Кутузовской» – панно.

 

Изображения для сравнения

 

Также на платформах установили новое энергосберегающее освещение и инфракрасные обогреватели на козырьке. Тепло отражается на пол, таким образом на платформах не образуется наледь. Обогреватели автоматически включатся при минусовой температуре.

 

 

По просьбам жителей шесть станций оборудовали лифтами.

«Осложняло процесс то, что их пришлось устанавливать в вестибюлях, где ранее не было шахт для лифтов. Для этого пришлось сделать полноценные пристройки», – рассказал заместитель главного инженера ООО «СМУ-24 Мосметростроя» Денис Варенов.

 

 

В канун Нового года, 30 декабря, на станциях «Фили» и «Студенческая» лифты открыли для пассажиров. Они немецкого производства Tisson. Срок службы – 20 лет.

 

 

«После истечения срока проходит комплексная проверка. Если лифт признают пригодным, он работает еще лет пять, затем демонтируется и проводится замена», – отметил Денис Варенов.

 

 

Новые станции полностью приспособили для маломобильных граждан – нанесли тактильные указатели, установили новые турникеты, где могут проехать инвалиды-колясочники и мамы с колясками.

 

 

Небольшие коридоры перед лифтами с железными дверями сделаны не просто так. В случае пожара или задымлении станции маломобильные пассажиры смогут там дождаться спасателей – железные двери не пропускают дым и в помещение поступает свежий воздух с улицы.

 

 

Интересные факты о Филевской линии

  • это единственная линия в Москве, большая часть которой проложена по земле;
  • Филевская строилась как экспериментальная, планировалось, что такие наземные линии могут соединить центр Москвы с ближним Подмосковьем;
  • 20 марта 1937 года открылось движение по первому московскому метромосту – Смоленскому. Его можно увидеть во многих фильмах, например, в киноленте «Берегись автомобиля»;
  • платформы наземных станций Филевской линии короче обычных станций московского метро, поэтому здесь никогда не ходили составы длиной более шести вагонов;
  • реконструкция наземного участка — первая в истории Филевской линии метро. За 60 лет эксплуатации конструктивные и инженерные элементы станций были изношены более чем на 70%;
  • конечные станции Филевской линии уникальны тем, что за ними нет оборотных тупиков. Пассажирам не обязательно выходить из поезда, поскольку он через несколько минут отправится обратно.

 

Подготовлено по материалам АО «Мосметрострой»

Фото: Александр Попов

Ольга Завершнева