Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Метро в поселок Северный: как строят тоннели салатовой линии

Темы в материале

Три новые станции Люблинско-Дмитровской линии метро – «Яхромская», «Лианозово», «Физтех» – планируется запустить одновременно в 2023 году. Продление салатовой ветки улучшит транспортное обслуживание порядка 500 тыс. человек, а на базе одной из станций появится крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ).

 

14 июля мэр Москвы Сергей Собянин посетил стройплощадку одной из будущих станций – «Лианозово». Он отметил, что строительство нового участка метро идет полным ходом.

 

Цитата
«Проходка тоннелей в район Северный завершена на 70%. Все тоннели участка салатовой ветки должны быть построены до ноября 2021 года», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Мэр добавил, что также на базе «Лианозово» создадут крупный ТПУ, который объединит Люблинско-Дмитровскую линию метро и первый маршрут Московских центральных диаметров (МЦД).

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #3
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?
  • ТПУ
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?

ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Это позволит пассажирам сократить время в пути. В некоторых ТПУ создадут комфортную пересадку «сухие ноги» – пересесть с одного вида транспорта на другой можно будет с помощью теплых надземных и подземных переходов. Они защитят от дождя и холода.

 

Назад

Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ можно разместить коммерческие, социальные, спортивные объекты и создать рабочие места.

Для комфортного пребывания ТПУ оборудуют лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты смогут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.

 

Назад

Основная задача перехватывающих парковок – принять транзитный личный транспорт жителей столичного региона, которые едут на работу в Москву.

Такие парковки уже появились на отдаленных от центра станциях метро на месте стихийных ларьков и хаотичной парковки. Также там оборудовали удобные пешеходные дорожки и зоны ожидания пассажирского транспорта, сделали понятную навигацию.

Стоянка автомобилей на перехватывающей парковке бесплатна с 5:30 до 02:00. Плата не взимается при совершении не менее двух поездок в метро с момента постановки автомобиля на парковку по одному проездному документу, действующему в метро. Последний вход в подземку должен быть осуществлен на станции, отличной от той, вблизи которой располагается перехватывающая парковка.

Назад

На данный момент:

В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.

 

Назад

В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ - «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Площадь ТПУ - 15,5 га, пассажиропоток - 115 тыс. человек в сутки. В состав узла вошли:

ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис», где создано более 6 тыс. рабочих мест.

В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).

Назад

В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).

Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.

Назад

Для этого ж/д станцию Лианозово планируется перенести на 350 метров в сторону Московской области. В этом месте построят две пассажирские платформы и два подземных вестибюля.

Северный вестибюль интегрируют со станцией метро, а южный  совместят с подземным пешеходным переходом через Лианозовский проезд.

 

 

Генеральный директор компании-подрядчика АО «Мосметрострой» Сергей Жуков пояснил, что монолитные работы на станциях «Яхромская» и «Лианозово» планируется закончить до конца этого года. На станции «Физтех» эти работы завершат ориентировочно в сентябре следующего года.

 

 

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв отметил, что уже завершена тоннелепроходка между станциями «Селигерская» и «Улица 800-летия Москвы».

 

Цитата
«Шестиметровые тоннелепроходческие комплексы «Татьяна» и «Ирина» начали проходку между станциями «Лианозово» и «Физтех» в ноябре 2020 году. Машины уже пересекли МКАД. Правый тоннель пройден на 76%, а левый – на 71%», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Также построен левый тоннель между станциями «Яхромская» и «Лианозово», строится правый тоннель.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Станция «Лианозово» строится на пересечении Дмитровского шоссе и МЦД-1. Здесь появится два вестибюля с выходами к Дмитровскому шоссе и Дубнинской улице, остановкам наземного транспорта. Также предусмотрена пересадка на одноименную платформу МЦД-1.

 

 

 

По задумке архитекторов, дизайн станции выполнят в сдержанных тонах – темно-сером и бежевом. Колонны, потолок и путевые стены облицуют металлическими панелями, пол – полированными плитами светло-серого гранита и габбро-диабаза.

Наземные павильоны оформят салатовыми панелями – по цвету Люблинско-Дмитровской линии на схеме московского метро.

Сейчас на стройплощадке завершаются земляные работы. Ведется укладка монолитного железобетона будущего станционного комплекса.

Строительство участка от станции «Селигерская» до «Физтеха» началось в 2019 году. Решение о продлении Люблинско-Дмитровской линии метро в районы Лианозово и Северный поддержали москвичи в ходе голосования на портале «Активный гражданин». В нем приняли участие более 199 тыс. человек. Определенный ответ дали 156 374 участника, из них ЗА проголосовало 84%.

 

 

Участок длиной 6,9 км пройдет вдоль Дмитровского шоссе. Изначально часть линии за МКАД планировалось построить в наземном исполнении. Однако в начале 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о корректировке проекта – перегон между станциями «Лианозово» и «Физтех» будет под землей. Это имеет ряд преимуществ:

  • сокращение объемов работ по переустройству и выносу инженерных коммуникаций;
  • минимизация перекрытий дорог на время строительства;
  • снижение шума и вибрационного воздействия на близлежащие жилые дома и др.

 

 

Открытие новых станций салатовой ветки снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и отчасти Калужско-Рижской линий метро. Также позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной улично-дорожной сети.

Жители и работающие в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный и в городе Долгопрудный Московской области смогут сократить время поездок по городу примерно на 20 минут. Кроме того, у пассажиров появится возможность выбирать оптимальные маршруты поездок – на метро, МЦД или наземном общественном транспорте.

 

На станции «Лианозово» строят переход к платформе МЦД-1

 

Тоннели на салатовой ветке метро готовы на 70%

 

Люблинско-Дмитровская линия метро

Елизавета Бондаренко