Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Москва установила мировой рекорд в метростроении

Темы в материале

Компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Пальма первенства – у Москвы. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно на одном проекте 23 щита.

 

Корреспонденты портала Стройкомплекса Ольга Зеневич и Елизавета Бондаренко – свидетели официальной попытки фиксации мирового рекорда. Они стали частью команды, которая доказала всему миру превосходство столичных метростроителей. Судья, назначенная Guinness World Records, после рассмотрения предоставленных доказательств вынесла решение об установлении рекорда. Рассказываем, как это было.

 

 

18 марта. Офис компании «Мосинжпроект» у станции метро «ЦСКА» Большой кольцевой линии (БКЛ). Здесь собрали 48 свидетелей, чтобы зафиксировать мировой рекорд. Сначала был проведен инструктаж. 

 

 

Схема следующая. Всего 23 щита. На каждую стройплощадку, где идет проходка тоннеля, выезжало два человека – свидетель 1 и свидетель 2. Их задача – сделать видеоподтверждение работы ТПМК, опираясь на инструкцию.

 

 

Первый свидетель строго с 13.00 до 13.05 записывал на камеру телефона работу машиниста и щита, как грунт «ползет» по конвейеру, кабину машиниста с датчиками на экране. Второй свидетель контролировал время. Никаких заминок быть не должно, иначе попытка фиксации рекорда провалена. Все команды на разных стройплощадках Москвы выполняли одно и то же задание одновременно.

 

 

 

 

«Стоп! Снято!» Дальше видео отправляется в штаб «Мосинжпроекта», а оттуда – судье в Лондон. Нервы, переживания, большая ответственность. Через несколько часов пришел ответ из Великобритании – «Рекорд установлен!»

 

 

Корреспонденты stroi.mos.ru были на стройплощадке станции «Мнёвники» БКЛ метро. Тоннелепроходческий щит-гигант диаметром 10 метров с женским именем «Лилия» сейчас движется в сторону «Кунцевской». Всего пройдено почти 260 метров тоннеля. Скорость работы щита составляет примерно 10-15 метров в сутки. «Лилия» пророет тоннель до «Кунцевской» в конце года.

 

 

Цитата
«Компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по самому большому количеству тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте - в рамках Программы развития московского метрополитена», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин отметил, что такие активные тоннелепроходческие работы требуют не только высокого профессионализма и личного мужества метростроителей, но и достаточной материально-технической базы с применением наиболее современных технологий горнопроходческого дела.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Марс Мулланурович выразил благодарность всем волонтерам, которые помогли зафиксировать мировой рекорд.

 

Цитата
«Среди этих людей, не связанных с нашей организацией, не только представители строительной отрасли, но и научные работники, журналисты, экономисты и бухгалтеры. Все они нашли время, чтобы в будний день принять участие в этом событии», –
Марс Газизуллин
генеральный директор АО «Мосинжпроект»

АО «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций московской подземки. Начиная с 2011 года под руководством АО «Мосинжпроект» в российской столице построено 83 км линий метро, 42 станции и 10 депо.

 

Ключевой проект московского метростроения сегодня – Большая кольцевая линия столичной подземки. Длина БКЛ составит 70 км, на ней расположится 31 станция.

Как строится станция метро «Мнёвники» на БКЛ

 

Переименовано пять станций БКЛ

 

Все о Большом кольце метро

Ольга Зеневич