Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

«Олимпийская» машина в метро: на востоке БКЛ начали строить двухпутный тоннель

Темы в материале

Щит «Виктория» начал прокладывать еще один тоннель на Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Ему предстоит пройти 1296 метров от станции «Текстильщики» до «Печатников». Этот тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) стал 12-м на БКЛ. В чем уникальность этой машины, и почему ее называют «олимпийской»? Рассказываем.

 

ТПМК «Виктория» построили в 2009 году на заводе Herrenknecht AG в Германии. Это щит большого диаметра – 10 метров, который прокладывает двухпутные тоннели: в них поезда разных направлений ходят навстречу друг другу по параллельным путям.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

До БКЛ эта машина построила участок Некрасовской линии метро от станции «Окская» до «Нижегородской» длиной 3,4 км.

 

А еще раньше, до передачи московскому Метрострою, «Виктория» прокладывала железнодорожный тоннель длиной 2,9 км в городе Сочи при подготовке к зимней Олимпиаде-2014.

Теперь щит начал строительство двухпутного тоннеля от станции «Текстильщики» в сторону «Печатников» на восточном участке БКЛ.

 

 

Цитата
«Планируем закончить проходку в июне-июле этого года. К этому времени должны завершить часть станции «Печатники», чтобы могли вытащить щит и направить его в сторону «Нагатинского затона»», –
Марс Газизуллин
генеральный директор АО «Мосинжпроект»

 

Обычно части ТПМК опускают на торсах в котлован и уже там собирают в единый комплекс. Но на станции «Текстильщики» использовали новую уникальную технологию. Головная часть 10-метрового щита весом 870 тонн впервые полностью монтировалась на поверхности. После этого уже готовую «Викторию» опустили в котлован с помощью портальной системы.

 

Портальная система имеет возможность вести работу с весом порядка 1200 тонн. Она приподнимает щит и перемещается вместе с грузом по рельсошпальной решетке до монтажно-щитовой камеры.

 

 

Благодаря этой технологии строители сэкономили около полутора месяцев. Как отметил Марс Газизуллин, портальную систему планируют применить в дальнейшем на станции «Кленовый бульвар».

 

На восточном участке БКЛ длиной более 11,4 км сейчас строят четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Их начали сооружать в 2017 году.

 

 

Цитата
«Активно строим восточную часть БКЛ от «Нижегородской» до «Каширской». Это важный, непростой участок. Тем не менее, строительство здесь развернуто в полном объеме. В целом этот участок должен быть готов до конца 2022 года», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

Открытие этого отрезка Большого кольца позволит:

Сама станция «Текстильщики», где 27 января запустили в работу «Викторию», будет готова в четвертом квартале 2020 года. Сейчас к ней от «Нижегородской» строят два тоннеля. Правый готов на 87%, левый – на 88%.

Также сейчас выносят инженерные сети, укладывают монолитный железобетон.

 

 

«Текстильщики» станет пересадочной на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии метро и второго маршрута Московских центральных диаметров «Нахабино – Подольск».

 

 

На фиолетовую ветку пассажиры смогут попасть по наземному теплому переходу. Для пересадки на МЦД-2 между остановочным пунктом и БКЛ построят подземный переход.

 

 

В отделке платформ и вестибюлей станции используют природные материалы. Полы выложат гранитом светло-серого цвета, стены – мрамором светлых тонов. При этом потолок будет декоративным.

 

 

Освещение на станции сделают комбинированным: установят отраженный свет и встроенные модульные светодиодные светильники.

 

 

Цитата
«Объемы и темпы строительства метро в Москве остаются одними из самых высоких в мире. В 2019 году мы ввели 17,9 км линий, восемь станций метро, а также электродепо для обслуживания поездов. В этом году планируем приступить к строительству еще 26 станций», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Какие станции метро построят в Москве до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.

 

Дан старт проходке тоннеля на восточном участке БКЛ

 

26 станций метро начнут строить в Москве в 2020 году

 

Четыре щита-гиганта будут строить тоннели на БКЛ метро

 

Все о строительстве Большого кольца метро

Мария Купцова