Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse

Первым делом – самолеты: как будут выглядеть станции метро «Пыхтино» и «Внуково»

Темы в материале

Калининско-Солнцевскую линию метро продлевают от «Рассказовки» еще на две станции. На участке длиной почти пять километров строятся «Пыхтино» и «Внуково». В результате до аэропорта Внуково можно будет добраться на метро.

Таким образом, улучшится транспортное обслуживание порядка 350 тыс. человек, проживающих и работающих в районе Внуково и посёлках Внуковское, Марушкинское, Филимонковское Новой Москвы, и увеличится вариативность маршрутов у авиапассажиров. О ходе работ и оформлении станций – в нашей фотоленте.

 

 

Цитата
«В 2023 году будет создана уникальная линия: метро Москвы придет в аэропорт Внуково. Это уникальный проект, который очень полезен и нужен для москвичей и жителей этих районов», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

В этом году началось строительство двух однопутных тоннелей длиной чуть более двух километров от станции «Пыхтино» до «Рассказовки». Так, 20 марта стартовал тоннелепроходческий щит «Роза», который прокладывает левый тоннель. Уже пройдено 260 метров – 12% пути.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Вслед за «Розой» 14 мая проходку правого перегонного тоннеля начал щит «Наталия». Завершить сооружение обоих тоннелей планируется весной следующего года.

 

 

Сооружение тоннелей до станции «Внуково»» планируется начать в 2022 году после завершения проходки между «Пыхтино» и «Рассказовкой» и профилактического ремонта ТПМК.

«Пыхтино» строится вдоль Боровского шоссе рядом с одноименной деревней и ЖК «Солнцево Парк». Станция – мелкого заложения с одним наземным вестибюлем. Из-за сложного рельефа местности особенностью «Пыхтино» станут разные путевые стены: одна будет глухой, как на большинстве станций подземки, а другая – с панорамным остеклением.

Глухую путевую стену украсит хронологическая лента, посвященная истории отечественного авиастроения от АНТ-3 до сверхзвукового Ту-160. На потолке появятся световые конструкции в виде цилиндров-турбин, а над наклонным ходом эскалатора разместят модель самолета Ту-144.

 

 

Сейчас на станции «Пыхтино» готов котлован, вынесены инженерные коммуникации, на 33% завершено возведение монолитных конструкций, ведутся гидроизоляционные работы. После монтажа монолитных конструкций строители приступят к отделке и монтажу внутренних инженерных систем.

 

 

За станцией «Пыхтино» над руслом реки Ликова строится метромост длиной 460 метров. Поезда будут выходить на поверхность, проезжать по метромосту и снова «нырять» под землю. Ликовский (Пыхтинский) метромост станет двенадцатым метромостом Москвы и вторым по протяженности после Лужнецкого метромоста через Москву-реку.

 

Цитата
«Строительные работы вышли на финишную прямую. Нам остается выполнить комплекс работ по покраске, монтажу металлоконструкций покрытия и декоративных элементов», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Станция «Внуково» будет наземной и разместится на территории паркингов одноименного аэропорта. Ее дизайн будет перекликаться с  оформлением терминала «А» аэропорта и посвящен гражданской авиации, а именно – истории конструкторского бюро Туполева, в честь которого назван сам аэропорт.

По задумке архитекторов, путевые стены украсят тематические рисунки, выполненные в технике цифровой печати на алюминиевых сотовых панелях: десятки самолетов пролетают над картой России, а в верхней части платформы изображены авиаконструкторы – их создатели.

Почти на 80% выполнена установка ограждающих конструкций, продолжается разработка котлована.

 

Цитата
«Общая строительная готовность участка Калининско-Солнцевской линии составляет 19%. Завершить его строительство планируется в 2023 году», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»

Проходка тоннеля между станциями «Пыхтино» и «Рассказовка»

 

Строительство Калининско-Солнцевской линии метро

Ольга Завершнева