timelapse
Планета БКЛ

Творят историю: на Люблинско-Дмитровской линии метро завершили проходку тоннелей нового участка

Темы в материале

Одновременный финиш трех щитов на строящемся участке Люблинско-Дмитровской ветки стал беспрецедентным и уникальным событием для современного отечественного метростроения. Открыть для пассажиров северный участок салатовой линии метро планируют до конца 2023 года.

Рассказываем, как при строительстве салатовой ветки произошло исторически значимое событие для тоннелепроходчиков и пассажиров.

 

 

Строительство участка от станции «Селигерская» до «Физтеха» началось в 2019 году. Участок длиной 6,9 км проходит вдоль Дмитровского шоссе. В его составе откроется три станции:

  • «Яхромская» – у пересечения Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы;
  • «Лианозово» – на пересечении Дмитровского шоссе и МЦД-1;
  • «Физтех» – севернее бульвара Академика Ландау.

 

 

Одновременный финиш трех щитов на строящемся участке салатовой ветки стал беспрецедентным и уникальным событием для современного отечественного метростроения.

22 ноября мэр Сергей Собянин принял участие в церемонии завершения проходки тоннелей.

 

Цитата
«Сегодня впервые в истории строительства московского метрополитена от «Селигерской» до «Физтеха» завершили проходку сразу три тоннелепроходческих комплекса. Работы на этом участке выполнены, и теперь усилия будут сконцентрированы на строительстве станций», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы

 

Правый перегонный тоннель между станциями «Яхромская» и «Лианозово» длиной 1,8 км проложил ТПМК «Клавдия».

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

 

«Татьяна» и «Ирина» проделали путь от «Лианозово» до «Физтеха» длиной по 2,3 км.

 

 

 

Сейчас развернуты работы по сооружению всех трех станций.

 

Цитата
«Строительная готовность участка продления Люблинско-Дмитровской ветки оценивается в 25%. Завершить работы планируется до конца 2023», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

 

На «Лианозово», куда прибыл ТПМК «Клавдия», уже готовы ограждающие конструкции котлована методом «стена в грунте» и закончены земляные работы.

 

На «Яхромской» почти завершено устройство креплений котлована и разработка грунта, продолжаются монолитные работы по сооружению платформы и первого вестибюля. Здесь активно выполняется гидроизоляция и возводятся основные конструкции станции.

 

На «Физтехе» продолжается вынос инженерных коммуникаций и устройство ограждающих конструкций котлована, ведется разработка грунта.

 

Решение о продлении Люблинско-Дмитровской линии метро в район Лианозово и поселок Северный принял мэр Москвы Сергей Собянин, а москвичи поддержали его в ходе голосования на портале «Активный гражданин». В нем приняли участие почти 200 тыс. человек, из которых свое мнение выразили более 156 тыс. респондентов. Остальные затруднились ответить, либо полагали, что решение должны принимать специалисты. Из числа давших определенный ответ ЗА проголосовало 84%.

 

 

Изначально часть линии за МКАД планировалось построить в наземном исполнении. Однако в начале 2020 года Сергей Собянин принял решение о корректировке проекта – построить перегон между станциями «Лианозово» и «Физтех» в подземном исполнении, что давало бы ряд существенных преимуществ:

  • сокращение объемов работ по переустройству и выносу инженерных коммуникаций;
  • минимизация перекрытий дорог на время строительства;
  • снижение шума и вибрационного воздействия на близстоящие жилые дома;
  • исключение влияния погодных условий на эксплуатацию линии, что обеспечит бесперебойность движения и снизит эксплуатационные затраты.

Продление Люблинско-Дмитровской линии метро до станции «Физтех» улучшит транспортное обслуживание порядка 500 тыс. человек – жителей и работающих в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный, а также города Долгопрудный Московской области.

Они смогут сократить время поездок по городу примерно на 20 минут, выбирать наиболее оптимальные маршруты поездок – на метро, Московских центральных диаметрах (МЦД) или наземном общественном транспорте.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
  • МЦД
Московские центральные диаметры: «наземное» метро

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области - новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

 

Назад
  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда
  • стоимость проезда как в метро и МЦК
  • бесплатные пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Движение по МЦД-3 и МЦД-4 запустят в 2023-2024 годах.

 

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). 

По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • Широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров
  • Плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении
  • «Теплые» поручни
  • Системы обеззараживания воздуха
  • Предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло
  • Адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.

МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.

Назад

 

Открытие новых станций снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и части Калужско-Рижской линий, а также позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной улично-дорожной сети.

После ввода участка «Селигерская» − «Физтех» в составе Люблинско-Дмитровской линии метро будет открыто 26 станций, а ее длина составит 46,5 км − в два раза больше, чем в 2011 году.

 

Три станции салатовой ветки метро введут до конца 2023 года

 

25 станций метро построят в Москве за три года

Елизавета Бондаренко